Урок литературного чтения Л.Н.Толстой Акула (3 класс)


\s
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Л.Н. Толстой «Акула».
Цель: познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Акула»;
Задачи урока:
Обучающие:
- способствовать формированию умения анализировать текст;
- учить выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям, их поступкам.
Развивающие:
- развивать речь, способствовать уточнению и обогащению словаря учащихся;
- развивать умения сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.
- развивать умение правильно задавать вопросы
Воспитательные:
-создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;
- создать условия для формирования положительного отношения к учению, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке,
- содействовать привитию этических качеств личности - доброты, сострадания, соучастия.
Оборудование: тексты для учащихся, мультимедиа проектор, презентация к уроку, изображение парусника и паруса 2 цветов, разрезанные картинки, части кластера.
Тип урока: открытие нового знания.
Форма организации: беседа.
Используемые технологии: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Этапы урока Содержание урока Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
2.Стадия вызова.
Актуализация опорных знаний.
Речевая разминка.
Словарная работа
3. Стадия осмысления.
Работа над новым материалом
Характеристика образов
4. Итог урока.
Рефлексия.
Ход урока
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Вы на парты поглядите, Все в порядок приведите. А теперь тихонько сели 
И на доску посмотрели.
Слайд 1 (рисунок корабля.)
- Что изображено на рисунке? (парусный корабль)
-Как осуществляется движение парусного корабля?
(Движение парусного корабля осуществляется при помощи парусов. В безветренную погоду судно дрейфовало и приходилось грести веслами.
В результате технического прогресса парусники сменили корабли с мощными двигателями.)- Где мы можем увидеть такие корабли?
( В наше время парусники используют в виде прогулочных судов для туристов, а также их можно встретить в музеях кораблестроения.)
- Какие части корабля вы знаете?
(Перекладина, мачта, паруса, палуба.)
- Кто управляет кораблем? (капитан)
- Кто работает на палубе? (матросы)
Слайд 2 (Скороговорка)
- Прочитайте скороговорку
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Что значит, лавировали? (словарь Ожегова)
(О парусном судне, лодке: двигаться против ветра по ломаной линии.В переносном: двигаться не прямо, искусно обходя препятствия.)- Проговорите про себя. Шёпотом. Хором. В парах. Индивидуально.
- Я сейчас предлагаю вам ещё очень интересную работу.
Слайд 3 полотно - а) слабое освещение
б) льняная ткань
фитиль – в) горючий шнур для орудия
г) тропическое растение
ропот - д) негромкая речь
е) классическая музыка
артиллерист - ж) военнослужащий
з) спортсмен
хобот - и) удлиненный нос
к) задняя часть орудия
(для этого слова важно сказать, что оба толкования правильные, но только первое слово «артиллерист» подскажет выбор)
- Найдите правильное толкование словарным словам, выбрав ответ среди двух предложенных. На частях разрезанной картинки с обратной стороны написаны буквы ответов. Правильный ответ оставим, а фигуру с буквой неправильного толкования уберем. Останутся 5 фигур, которые нужно перевернуть и сложить картинку.
- Что получилось? (акула)
Слайд 4 (изображение акулы)
Что вы знаете об акулах?
Сообщение ученика
В водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул.
Учёные установили, что появились они раньше динозавров.
Как и любой хищник, акула добывает себе пищу, убивая животных. Поэтому ее организм приспособлен, в первую очередь, к достижению именно этой цели. Это не удивительно – потому что акулы вынуждены постоянно находиться в движении, от первого до последнего мгновения своей жизни. Если они не будут двигаться, то упадут на дно, потому что у них нет плавательного пузыря, позволяющего удерживаться на плаву. А движение требует затрат энергии, которая восполняется пищей. Поэтому акулы очень прожорливы и вечно голодные.
Слайд 5 (иллюстрация обложки книги)
-Предлагаю вам продолжить работу над произведениями Л.Н. Толстого
- А какое литературное произведение с названием
«Акула» по-своему содержанию нас ждет: научный или художественный текст?
(Не можем определить. Нужно прочитать.)- Какой будет тема нашего урока? (Л.Н.Толстой «Акула»)
- Какую цель поставите? (познакомиться с новым произведением, узнать каким будет это произведение по содержанию)
-Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка Африка. Представьте, что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло, горячий пустынный ветер дует в паруса.
Итак, мы отправляемся вперёд.
Перед вами текст. Он закрыт листом бумаги. Мы будем читать, двигая лист только там где читаем.
Чтение с остановками. (Приложение 1)
Физминутка- Как на судне оказались мальчики?
(ответы детей)
-Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости. Этому есть свидетельство в рассказе.
-Как они плавали? Зачитайте.
- Составьте толстые и тонкие вопросы к данному отрывку.
- Кого можно назвать главным героем рассказа?
(артиллериста - он наблюдал ситуацию и нашёл из неё выход)
- Каким человеком он предстаёт перед нами?
Мужественный, смелый, настоящий солдат.
-Какое важное мужское качество затрагивает автор в произведении? (смелость)
-Тема смелости, отваги, выносливости близка Льву Николаевичу, т.к. он сам служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами.
- Найдите и прочитайте переживания старого артиллериста:
-сначала когда его сын стал отставать
-когда появилась акула
-Какой момент самый напряженный?
- Напомните, пожалуйста, кто герои данного рассказа? (матросы, мальчики, артиллерист)
– Используя слова-помощники, охарактеризуйте образы. (смелые, ловкие, сильные, надежные, мужественные, опытный, находчивый, безрассудные, решительный, мудрый, сильный духом)
- Давайте сложим наши части и посмотрим, что у нас получится. (Приложение 2.)
(Проверка получившегося кластера с помощью документ-камеры)
- А как бы можно было озаглавить рассказ по- другому?
-Составьте модель обложки к данному произведению.
Слайд 6 (Проверка модели обложки.)
- Давайте вспомним последовательность событий и восстановим план. (1 ученик работает у доски.)
1.У берегов Африки.
2. Купание.
3. Акула.
4. Выстрел.
5. Спасение мальчиков.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- С каким произведением познакомились и кто его автор?
- Какой же это рассказ: научно-познавательный или художественный?
- Ребята, а какую роль в рассказе играет акула?
(акула является причиной всего произошедшего)
- Я думаю, что у каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает что делать дальше. Если в вашей жизни тоже встретится такой момент, я советую вам быть в этот момент смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение. Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё»
- Вы согласны?
-Покажем свое отношение к тому, что вы сегодня сделали на уроке с помощью парусов разного цвета. Если вы довольны своей работой - алый парус, не совсем довольны – белый парус. Выберите и прикрепите к паруснику. (Звучит аудио запись Шум моря)
-Пора возвращаться к родным берегам. Мы это сделаем на нашем замечательном паруснике.
Домашнее задание
- Творческий пересказ от лица старого артиллериста. Подумайте, кому и как мог рассказать о произошедшем старый артиллерист? Устные ответы учащихся
Чтение скороговорки про себя, вслух, проговаривание в парах и индивидуально
Учащиеся работают в группах, находят правильные толкования слов и собирают картинку.
Учащиеся слушают сообщение, соотносят имеющуюся информацию с новой.
Учащиеся определяют тему урока и цель.
Учащиеся слушают, высказывают свои предположения, выслушивают мнение других.
Составляют вопросы. Работают с текстом произведения.
Работа с текстом произведения
Работа в группах по характеристике образов героев. Составление кластера.
Индивидуальная работа по составлению модели обложки, самопроверка по образцу.
Работа в парах по восстановлению плана на карточках. Проверка на доске.
Оценка собственного участия в уроке с помощью парусов
Заключение
Урок по теме Толстой Л.Н. «Акула» представлен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с применением стратегии «Чтение с остановками».
Соблюдены все стадии данной технологии (вызов, смысловая стадия, стадия рефлексии).
На стадии вызова деятельность учителя и учащихся была направлена на создание настроя для последующего восприятия темы (беседа, речевая разминка, словарная работа).
На смысловой стадии организован процесс чтения текста с применением приёма «чтение с остановками», составление кластера, модели обложки, работа по восстановлению плана рассказа.
На стадии рефлексии использована беседа, подведен итог и сделаны выводы в соответствии с поставленными целями. Итоговая рефлексия в виде корабля с парусами позволила учителю увидеть, как ученики оценили своё участие в уроке.
В течение урока предусмотрена смена видов деятельности (слушание, беседа, составление кластера, модели обложки, составление вопросов, восстановление плана), осуществлялась проверка с опорой на наглядность и презентацию. Применялись групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся.
Таким образом, данный урок по структуре, форме и целям соответствует технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Список литературы.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2012.
Литературное чтение в 3 классе: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012г
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», - М.:ООО «ИТИ Технология», 2003 г.
Толстой Л.Н. «Акула», - М.: «Детская литература», 1982 г.
Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Выпуск 1 – М., Дрофа, 2007 г.