Л.Толстой Акула урок литературного чтения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 14 г.НИЖНЕВАРТОВСКА»
ХМАО Югры












Конспект открытого урока программы литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»»
учителя начальных классов высшей категории Семёновой Татьяны Евгеньевны
















-1-

Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого;
- познакомить с краткой биографией писателя;
- развивать представление о выразительных возможностях слова
и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной
окраски текста;
- развивать умение анализировать текст, понимать поступки
героев;
-наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
-развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.


Оборудование: - презентация с иллюстрациями к произведению;
- 2 фотографии акулы (А 4): одно фото разрезанное
на 5 фигур;
- словарные слова на карточках: хобот, фитиль, ропот,
артиллерист, фитиль;
- для каждого ряда полоски синей бумаги (море),
расположенные вертикально с обратной стороны доски;
- рисунки корабликов на магните по количеству полосок
синей бумаги;
- паруса для корабликов алого цвета и серого цвета
в расчете на каждого ребенка двух цветов.
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности:
-Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с хитрым заданием. (на доске по центру:
артиллерист – а) военнослужащий
б) спортсмен
полотно - в) слабое освещение
г) льняная ткань
фитиль – д) горючий шнур для орудия
е) тропическое растение
ропот - ж) негромкая недовольная речь
з) классическая музыка
хобот - и) удлиненный нос
к) задняя часть орудия (для этого слова важно сказать, что оба толкования правильные, но только первое слово «артиллерист» подскажет выбор)




- 2 –
/ На доске слева разрезанная картинка акулы (5 частей под буквами правильных ответов словаря: а, г, д, ж, к и 5 частей бумаги без рисунка/.





аааа
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
-Дети, найдите правильное толкование словарному слову, выбрав ответ среди двух предложенных. Правильный ответ оставим, а фигуру с буквой неправильного толкования уберем. (на доске останутся 5 фигур, которые перевернув, сложить как пазлы для воссоздания рисунка акулы. Картина будет разрезанной и здесь нужно ее заменить на целую)

-Что скажите?
+ На уроке будем говорить, и читать об акуле.
-Верно. А какое литературное произведение по-своему содержанию нас ждет: научный, научно-популярный или художественный текст?
+разные варианты ответов Нужно прочитать или открыть учебник хотя бы, чтобы узнать.






- 3 -

II. Работа над новым материалом:
-Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка, который экватор делит пополам

+Африка__________________слайд презентации

-Назовите климатический пояс.

+жаркий

-Попробуйте ощутить горячий пустынный ветер
-А какой транспорт выберите для путешествия?

+корабль

-Точнее парусник____________слайд презентации
(остальные слайды - рисунки по тексту появляются - из любой книги «Акула»)

-Вперед. (читаю рассказ, выдерживаю «занковскую» паузу)

-Что скажите?

+ мнения детей, включая ответ о художественности текста

-Я вижу, произведение взволновало вас. Назовите самые волнующие моменты. Сразу же обратимся к тексту, зачитаем эти моменты и обведем овалом те слова, которые автор использовал для усиления наших чувств
С.37 1-ый абзац – акула, чудовище
2 –ой абзац - бледный, не шевелясь
3 –Ий абзац - пронзительный визг
4-ый абзац - сорвался, замерли от страха, закрыл
лицо руками

-Кто первый начал действовать? Найдите, зачитайте.
-Почему артиллерист смотрел на мальчиков не шевелясь, и не предпринимал никаких действий?
+ там был его сын..


- 4 –
-Что же заставило артиллериста броситься на помощь?

+отцовские чувства

- Прочитаем, как повел себя дальше артиллерист. Дайте характеристику этому герою.

-Посмотрите по тексту, много ли восклицательных знаков, усиливающих напряжение?

+нет

-А как же получилось прочитать, услышать все напряжение?

+ у автора особые слова, выражения

III. Актуализация знаний.
- Как на судне оказались маленькие мальчики?
+ответы детей

-Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости. Этому есть свидетельство в рассказе. Как они плавали? Зачитайте.

+ ( по тексту)

-Какое важное мужское качество затрагивает автор в произведении?

+ смелость

-А вы прочитали имя автора?

+Л.Н.Толстой

IV. Новое сообщение.
-Тема смелости, отваги, выносливости близка Льву Николаевичу, т.к. он сам служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами.
А еще до армии Будучи маленьким мальчиком увлекался разными науками: историей, музыкой, географией, рисованием, медициной. Всю жизнь он пополнял свои знания. Имя этого писателя известно всему миру. Вот и вы теперь о нем знаете кое-что и можете угадать по портрету .


- 5 –


-Откройте тетради-справочники, приклейте портрет (у каждого ребенка маленький распечатанный портрет Толстого) и напишите произведение, с которым мы сегодня познакомились. Есть еще один рассказ, и мы его читали в первом классе.

+ «Прыжок»

-Запишите и это название

V. Первичное закрепление знаний.

-Пора возвращаться к родным берегам. Мы это сделаем на разных парусниках (открываю оборотную сторону доски с синими полосками, изображающими море и с парусниками на каждой полосе; сюда же вызываю детей мало работающих на уроке, чтобы они с каждым ответом ребят со своего ряда двигали парусник вперед).

-Я буду задавать вопрос, поднимайте руку, и мы будем продвигаться вперед.

К какому литературному жанру относится произведение?
Кто главный герой?
Как называется прием, использованный автором: «Оба плыли как ящерицы, вытягивались в воде»
Назовите, с чем сравнивает Толстой лицо артиллериста?
Как автор назвал акулу?
Как понимаете выражение «сорвался с места»?
Как называется рассказ?
Кто его автор?


VI. Рефлексия.
-Покажем свое отношение к тому, что вы сегодня сделали на уроке с помощью парусов разного цвета. Если вы довольны своей работой - алый парус, не совсем довольны - серый парус. Выберите и приклейте к своему паруснику.

Д.з. Прочитать рассказ с теми чувствами, которые сами испытали.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
а

б

в

е

к

г

ж

д

и

з