Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников как типа обучения, обеспечивающего творческое усвоение знаний учащимися


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»



Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников как типа обучения, обеспечивающего творческое усвоение знаний учащимися
Подготовила:
учитель начальных классов
ЕМЕЛЬЯНОВА И.А.

Старый Оскол-2014
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими».
Шалва Амонашвили
В новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности (Федеральный Закон РФ) В этой связи психолого-педагогическая наука активно пересматривает цели и принципы обучения, образовательные технологии.
Уже в начальных классах я стараюсь привить ученику стремление к постоянному пополнению знаний с помощью самообразования, воспитать его внутреннее побуждение, расширять свой общий и специальный кругозор.
Как организовать образовательный процесс, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новой информации порой, на его взгляд, не нужной и не интересной? Это бывает порой очень трудно. Такая тенденция сохраняется очень долго, блокируя свободную творческую, самостоятельную мысль ребят
Тема самообразования «Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников как типа обучения, обеспечивающего творческое усвоение знаний учащимися », над которой я работаю, думаю, поможет ответить мне на этот вопрос.
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные примерно в одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».
Психолог Немов Р.С., рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление, использование на практике. (Слайд 2)
Психолог Теплов Б.М. считает, что способности – это индивидуально-психологические различия между людьми.
Психологи выделяют учебные и творческие способности. Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, под творческими способностями понимают такие, которые определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий, изобретений. Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях деятельности.
Развивать творческие способности детей - это потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания. Особенности современного движения педагогической и психологической наук и создают такую атмосферу деятельности учителя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода.
В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, авторская технология и т.д.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) Е.Л. Мельниковой разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом
предметном содержании и любой ступени.
Цели и этапы учебного процесса и методика их организации.
Общеизвестно, что основными образовательными целями учебного процесса являются: знания - понимаемая и воспроизводимая научная информация; умения - применяемые на практике знания; навыки - автоматизированные действия. (Слайд 3)
Таблица 1
Цели и этапы учебного процесса и методика их организации
Цели Этапы учебного процесса Методика организации
Знания Введение материала.
Воспроизведение (проговаривание) Методы
Задания
Умения Задачи и упражнения Задания
Навыки Многократное повторение действия Задания
Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путем многократного повторения действия (например, на этапе устного счета или чистописания).
Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий - отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющегося в учебниках и дополнительных источниках набора и не представляет для учителя трудности.
Этап введения знаний организуется посредством методов - определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой!) частью подготовки к уроку. Возможно поэтому методы введения знаний (или методы обучения) являются одной из наиболее исследуемых дидактических категорий.
Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям. В рамках научного направления, получившего известность как «проблемное обучение» (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), методы классифицировались в их связи с особенностями учебной (познавательной, творческой) деятельности учащихся. Дальнейшая разработка этой плодотворной идеи позволила предложить следующую классификацию методов обучения. (Слайд4)
Таблица 2
Классификация методов обучения
МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ
«Классические» «Сокращенные» Постановки проблемы Побуждающий диалог от проблемной ситуации Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом Сообщение темы
Поиска решения Побуждающий к гипотезам и проверке диалог Подводящий от проблемы диалог Подводящий без проблемы диалог Сообщение знания
В данной таблице существующие методы обучения классифицированы по двум главным основаниям: творческому звену и типу учебной деятельности. В соответствии с первым основанием разграничены методы постановки учебной проблемы и методы поиска решения. По второму основанию методы разделены на проблемные и традиционные.
При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Учебная проблема существует в двух основных формах:
Как тема урока;
Как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Следовательно, поставить учебную задачу значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог (слайд5)
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Склонение имен существительных» (Слайд 4)
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
1 2
- Прочитайте предложение - Старая женщина волновалась о сестре и дочери
- Найдите однородные члены в этом предложении - Сестре, дочери
- К какой части речи они относятся? - Это существительные
- Определите их род и падеж (предъявление первого факта) - Женский род, предложный падеж
- Выделите их окончания (предъявление второго факта) Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
1 2
- Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия) - Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия)
- Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы) - Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос)
ПОДВОДЯЩИЙ К ТЕМЕ ДИАЛОГ (слайд6)
Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
- Прочитайте слова на доске Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ
- Чем все эти слова похожи? - Это существительные с шипящими на конце
- А чем слова отличаются? - В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет
- Над какой темой будем работать? - Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (тема)
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ С МОТИВИРУЮЩИМ ПРИЕМОМ(слайд7)
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.
Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Приведем примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.
Прием яркое пятно. Урок русского языка в 4-м классе по теме «Дательный падеж».
Учитель: Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:
Такой падеж как ...........
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Кто догадался, о каком падеже идет речь? Верно. Дательный падеж – тема нашего урока.
Таким образом, три основных метода постановки учебной проблемы
обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала, развивают у них творческие способности речь, мышление.
Поставив учебную задачу любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.
Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. (Слайд 8)
Особенность использования проблемно-диалогической технологии на уроках чтения заключается в методике работы с текстом. (Слайд 9)
В отличие от традиционной методики программа «Чтение и начальное литературное образование» предлагает формировать у детей тип читательской деятельности, который представляет собой «...трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального) осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)...» Эта методика разработана Н.Н. Светловской и, на мой взгляд, ее применение способствует повышению интереса к урокам чтения у детей, а также, что самое главное побуждает их к самостоятельному домашнему чтению.
1.Работа с текстом до чтения.
Цель: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе слов.
2. Работа с текстом во время чтения.
Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
3. Работа с текстом после чтения.
Цель: достижение понимания текста на уровне смысла. Постановка учителем проблемного вопроса, выполнение творческих заданий.
Очень нравятся моим ученикам задания творческого характера: измените 4-ю часть сказки, как все могло бы закончиться («Царь-девица», чтение 2 кл.), оформи обложку книги, составь рассказ о Серебряном копытце, сочини волшебную сказку, нарисуй карту Муми-дола, нарисуй портрет понравившегося героя и расскажи о нем, подготовьте 2 вопроса к произведению, нарисуйте фантик с изображением любимого сказочного героя, слепите его, составьте ему пожелание, инсценирование и т.д.
Задача уроков чтения в начальной школе – не только в формировании и совершенствовании техники чтения, но и важно, чтобы ребенок читал выразительно и соблюдал правильную интонацию. Поэтому каждый урок я начинаю с речевой разминки. Цель: постановка четкого правильного речевого дыхания, отработка произношения гласных, силы голоса (чтение стихов: шепотом, громко, беззвучно), интонационная отработка речи.
В результате этой работы дети высказали желание подбирать самим материал к разминке, а в последствии и проводить ее.
Прием «интеллектуальных разминок» я использую на уроках: математики, информатики, окружающего мира, риторики. (Слайд10) Учащиеся, самостоятельно и творчески подходят к подготовке разминки. Стоит отметить, что в процессе подготовки к ней ребята расширяют свой кругозор, знания других детей, учатся самостоятельно выделять главные моменты из большого количества материала по определенной теме. Этот вид заданий побуждает детей к творческому преподнесению материала (тест, викторина, загадка и т.д.).
Использование технологии в практике преподавания и организации познания на уроках окружающего мира имеет большое значение, так как позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности. В ходе реализации данных методов обучения в процессе познания окружающего мира младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляя характер и особенности предметов и объектов окружающей среды по их признакам и свойствам путём подготовки сообщений на тему (работа на опережение).
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов деятельностного подхода является проектная деятельность.
Уже со 2 класса я ввожу элементы метода проектов на уроках окружающего мира (макет реки), литературного чтения (инсценирование), изобразительного искусства и художественного труда, а также во внеурочной деятельности. Обучающиеся моего класса участвуют и занимают призовые места в школьных и городских творческих конкурсах рисунков, поделок, сочинений, стихов, подготовили проект «История алфавита» (слайд11,12), выступили на городской конференции и заняли 1 место, в городском конкурсе сочинений -1 место, получили сертификат за активное участие и достижение высоких результатов в Первом Интеллектуальном Чемпионате среди общеобразовательных учреждений «Эрудиты Белгородской Области-2009»,стали лауреатами Всероссийского конкурса «Мой Берестов», подготовили исследовательскую работу по теме: «Самая маленькая птичка на свете» и стали победителями муниципального этапа областной акции «Дни защиты от экологической безопасности». (Слайд13)
Результаты обучения за 2 года: (слайд14)
Русский язык Математика Лит.чтение
2008-2009 72% 72% 84%
2009-2010 1ч. 73% 73% 84%
Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:
результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;
здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
Данная технология обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» новые знания, что естественно способствует развитию познавательных способностей и активизации деятельности на уроке, формированию у детей умения общаться, рассуждать, анализировать, обосновывать свои действия и критически оценивать их, умению самостоятельно ориентироваться в выполнении нестандартных заданий, логически мыслить, свободно высказываться, развивает творческие способности обучающихся.