Буклет для родителей Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

ИГРЫ С БУКВАМИ
Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.
Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.
Можно использовать приём «Дермолексия», когда взрослый на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
Хорошо зарекомендовал себя следующий приём. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, которую он путает с остальными или не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».
На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы по изображению (Л-Д, К-Х-Ж, Ц-Ш-Щ и т.д.).
Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».
Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)
На развитие памяти и внимания – «Какой буквы не стало» или «Что изменилось?» Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (т.к. буквы в слове стоят в определённой последовательности).
Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

ИГРЫ СО СЛОГАМИ
1. Слоги с «окошками», с движущимися полосками и т.д.
2. «Узнай буквы и составь слог».
3. «Соедини слоги в слова».
На начальном этапе овладения чтением, некоторые дети затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении слов на слоги. Это создаёт определённые трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:
4. Цветовую маркировку слогов. Например: на карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом (в данном случае подчёркнутые): Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика.
5. Упражнения по делению слов текста на слоги. Ребёнку предлагается вертикальными линиями разделить все слова на слоги.
6. Чтение слоговых таблиц
7. «Какой слог лишний» - перед ребёнком карточки со слогами, например: КА, ТА, НУ, ПА. Ребёнок объясняет, что лишний слог НУ, т. к все остальные с гласной А.
8. «Какого слога не стало» (проводится по аналогии с буквами).
9. «Подскажи конец слова» - перед ребенком на столе 3–4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слога (воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА).
10. «Цепочка слов», когда последний слог предыдущего слова является первым слогом последующего.
11. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
РО - (СА, ЖА, МА, ТА, ЛИ, ЗА, ГА) ВОЗ – (ДУХ, РАСТ, ЧИК) КА - (БАН, ЛАЧ, МЕНЬ, МИН, РАСЬ) (БАЛ, БУЛ, БАН, БЕЛ, ПИЛ) – КА
12. Игра «Помоги Незнайке»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА-МУ (мука), ЛО-МО-КО (молоко) и т.д.





СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.
1. Чтение слов, отличающихся одной–двумя буквами.
Столбики таких слов легко прочитываются детьми, и так каждый раз слово изменяется только при помощи одной буквы. После чтения столбика нужно спросить у ребёнка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки.
2. Чтение столбиков слов с одинаковой концовкой: булка, палка, галка, полка и т.д.
3. Составление слов из их частей.
Перед началом работы на глазах у ребёнка разрезаете определённое количество слов на части, например, по – ло – са, дя – дя, ли – са, ноч – ка (количество слов зависит от возможностей ребёнка).
Затем различные частички всех слов смешиваются и ребенок восстанавливает слова.
Дополнительные задания:
а) Прочитай слова, как можно быстрее б) Запомни 3 – 4 слова. Составь из букв разрезной азбуки.
4. Чтение «зашифрованных» слов с использованием картинок.
Задания могут быть самыми разнообразными: «Расставь слоги по порядку», «Прочти слова», «Собери слова», «Собери в корзинку, банку, вазу» (по количеству слогов в слове); «Отыщи среди букв названия фруктов», «Сложи слова из слогов».





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


5. Чтение слов с усложнением – «Цветок» (чтение через один лепесток), «Солнышко» (чтение через один лучик), «Читаем слова перечёркнутые, недописанные, чуть закрытые», «Слова, в которых буквы разбежались», «Чтение по направлению стрелок», Чтение по порядку возрастания цифр», и др.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

МБДОУ «ЦРР – д/с «Ласточка»




Упражнения, способствующие формированию навыков чтения








Составитель логопед:
Вирфель М. В.



Развитие речи и Логопедия - Учебные пособия - Скачать бесплаРисунок 12Развитие речи и Логопедия - Учебные пособия - Скачать беспла15