Современный подход к формированию навыка смыслового чтения в специальном (коррекционном) классе


Современный подход к формированию навыков смыслового чтения
в коррекционном классе.
«Люди перестают мыслить,когда перестают читать»(Д. Дидро).
Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». 
В начальной школе идет формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечивают школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создают основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Актуальность темы внеурочной деятельности подтверждают результаты диагностики, проведенной в коррекционном 5 классе. Констатируется низкий уровень читательской грамотности и необходимость обучения детей смысловому чтению.
Исходя из этой проблемы, целью программы является формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.
Задачи программы:
формирование умения вести диалог с текстом через постановку вопросов;
формирование выделять главную мысль в тексте;
развитие воображения (умения прогнозировать);
формирование приемов понимания текста (приемы составления плана, тезиса, конспекта, схем и таблиц).
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая:
понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
способ чтения,
темп чтения,
правильность чтения,
выразительность.
Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.
Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения
Так, на уроках литературы и во внеурочной деятельности продолжают формироваться навыки смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.
Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.
Во время выполнения работ внеурочной деятельности совместно с психологом были организованы работы по ликвидации трудностей:
чтение по выбору,
чтение на заданную тему,
чтение заданной книги,
написание синквейна,
написание сочинения о прочитанном.
проект
Проект «Моя любимая книга» создается поэтапно в течении 3-й четверти. Данную работу, на мой взгляд, можно рассматривать, как показатель сформированности умения работать с текстом, т.е. проверить уровень сформированности навыков смыслового чтения. ( ПРИЛОЖЕНИЕ)
Это поэтапное написание общей презентации. Учащиеся самостоятельно делятся на группы или одиночно выбирают книгу, пишут о ней сочинение, создают иллюстрации, оформляют стенгазету и объединяют в большую общую презентацию весь материал.(ФОТО)
Чтение не должно быть бесцельным. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика.
Данные типы чтения используются и в последующие годы обучения, но к ним добавляется и чтение про себя. Выбор вида чтения, безусловно, зависит от цели чтения, а от этого в свою очередь зависит и выбор механизма чтения. Например, на уроке математики, истории или географии нельзя одинаково читать, механизм чтения отличительный.
С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения?
Какие можно предпринять шаги для ликвидации этих проблем?
Проблема 1.При выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря « дети не вчитываются в задание».
Шаги: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.
Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту.
Шаги: Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом, а далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся.Например, дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), используя цветные карандаши; высказывание своей точки зрения и краткое её изложение; приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснение различных ситуаций с помощью текста и пр. При этом происходит речевое развитие ребёнка.
Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.
Шаги: Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).
Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков.
Шаги: Использовать возможности урока развития речи для знакомства детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественных текстов, показать приёмы работы с такими текстами. Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников требует, чтобы школьники умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.
Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.
Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.
Шаги: Анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями.
Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие большие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника, задачи по математике, слайда и т.д. Они с большим трудом или совсем не воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.
Шаги: Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.
Работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться , а наоборот, она должна развиваться и совершенствоваться.
Завершить выступление хотелось бы словами В.А.Сухомлинского: «Чтение — это окошко, через которое дети  видят  и познают мир и самих себя» Пусть эти окна будут большими и светлыми!.
Спасибо за внимание.
Литература
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 201 с.
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru