ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Отношение к животным как способ познания окружающих и себя. Валентина Александровна Осеева «Плохо», урок 1, раздела: «О братьях наших меньших (5 часов)»


Ильина Е.Ю., г.о. Мытищи
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО (полностью) Ильина Евгения Юрьевна
Место работы МБОУ «Гимназия№16» г.о. Мытищи
Должность учитель
Предмет начальные классы
Класс 1класс
Тема и номер урока в теме Отношение к животным как способ познания окружающих и себя. Валентина Александровна Осеева «Плохо», урок 1, раздела: «О братьях наших меньших (5 часов)»
Предметная программа и её автор «Литературное чтение» авторов: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская), 1- 4 классы Москва «Просвещение» 2011 год.
Цель урока: -учиться распознавать черты характера человека, через его отношение к животным («братьям нашим меньшим);
-формировать ценностные отношения к этим знания;
-развивать навыки читательской деятельности.
Тип урока комбинированный
Модель организации УПД младших школьников урок
Необходимое оборудование Учебник «Литературное чтение» 1 класс (2 часть), автор: Л.Ф.Климанова.
Электронная презентация.
Карточки с заданиями.
Карточки со словами.
Компьютер, проектор, экран.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап
урока Решаемая задача Деятельность ученика Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Название используемых ЭОР, гиперссылка
Время
(в мин.)
1 2 3 4 5 6
1 Адаптационный Адаптировать учащихся к деятельности на уроке, выявить личный опыт по поставленной проблеме:
-Кто такие братья наши меньшие?
Интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации).
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
-О братьях наших меньших.

- У человека есть разум, он сейчас на планете «главный»: влияет на природу, строит города, изменяет все вокруг. Животным только остаётся приспосабливаться( соглашаться)
Рассматривают фото на слайде.
Дети высказывают своё мнение:
- Братья наши меньшие и люди.
Беседа (классическая) «О братьях наших меньших».
- Назовите название раздела, над которым начали работать на прошлом уроке.
- Почему животных называют «братья меньшие», ведь некоторые из них далеко не маленькие.

-Рассмотрите фото.
Ответьте на вопрос: Какой общей теме они посвящены (похожи). (подберите общее название для всех фотографий)
Демонстрация слайда презентации : «Дети, взрослые с домашними животными» (иллюстрации разные: одни, где люди помогают зверям, птицам , другие, где животные попали в беду и безразличные люди.)

5 мин
4мин.
- Фото где животным хорошо и те , где животным плохо.
-Одни добры и отзывчивы. Другие проходят мимо, это плохо.

-Характер человека, то какой человек, его поступки. Слова тоже на две группы можно разделить: положительные (хорошие) , отрицательные.
Работают в парах на партах раскладывают и приклеивают.
Одна пара у доски.
-Плюсы (хорошие черты) положительные.
-Минусы (плохие черты, отрицательные)
отвечают на вопрос.
Объясняют незнакомые слова.
Классическая беседа:
-На какие две группы можно разделить изображения?
- Что вы можете сказать о взрослых и детях, которых видите?
-Вы сейчас говорили слова: добрый, отзывчивый , злой.
- Что это за слова, вот они дополнены ...на доске.
на доске прикреплены слова – помощники- черты характера человека : добрый , отзывчивый, равнодушный, заботливый, любящий, безразличный, бессердечный. добросердечный. жестокий.
-Это черты характера( на доске написано слово) давайте разделим .
-Поработайте в парах. (напомнить правила работы в парах)
-Как можно назвать одну группу?

-Объясните непонятные слов. Подсказка в самом слове.
-Попробуйте мысленно себя оценить. Какие черты есть у вас. Какого вы бы хотели себе друга?
Сообщение темы , цели урока. учиться распознавать черты характера человека, через его отношение к животным («братьям нашим меньшим Читают. - Пройти мимо легко, да душе каково? - Народная мудрость звучит так. -Прочитать про себя, потом выразительно вслух.
-Сегодня мы прочитаем произведения , в которых увидим взаимоотношение людей и животных. Научимся определять по поступкам черты характера человека.
2 Основной этап:
Формирование знаний, отношений, действий, опыта.
Первичное восприятие – познакомиться с текстом.
Читают. Отвечают на вопрос .-Кто-то сделал плохо.
Слушают.
-Прочитайте название рассказа. Можете предположить о чем он.
-Послушаем, правы ли мы оказались?
Аудирование рассказа. (Валентина Александровна Осеева «Плохо»)
http://detskiychas.ru/audio-skazki/oseeva_ploho/ 15 мин
Проверка первичного восприятия.
Словарная работа.
Подготовка к чтению.
Вторичное восприятие текста.
Чтение по частям.
Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос.
Анализ – работа над нравственными задачами произведения. Дети отвечают на вопрос заранее заданный перед слушанием.

Читают: яростно, взъе-ро-шен-ный котёнок,
неподалёку, о-тог-на-ла.
Читают.
-Маленький, жалобно мяукал, прижался к забору.
-Он был испуган сильно. не знал , что делать. Не мог сам справиться с ситуацией.
Читают. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
Читают. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
Работа в группе.
Классическая беседа
-Но ведь они сами ничего плохого не сделали. Сами говорят: мы ничего не делали. Давайте разбираться.
-Будем читать рассказ. Для этого прочитаем и объясним некоторые слова.
-Прочитайте первый абзац. Найдите описание котёнка.
Классическая беседа.
-Сделайте вывод о состоянии котёнка.

-Прочитайте второй абзац. Найдите предложение в котором заключена основная мысль рассказа. (или -Что так возмутило женщину?)
-Теперь прочтите расставляя акценты на так, что вас особенно возмущает в этой ситуации.
На экране выделяет слова –акценты.
Обсудите в группе :
- Как можно охарактеризовать поведение мальчиков? Какие черты характера они проявили?

-Стояли и ждали- равнодушие и даже жестокость. Раз двое, еще более жестоко, вдвоём тем более можно было что-то придумать.
Ведь если бы женщина опоздала собака могла бы сделать больно котенку.
Читают. План обсуждения: 1. Подумать почему именно эти слова нс так возмутили. 2.Рассмотреть иллюстрацию в учебнике.
-Прочитайте по ролям диалог. Без употребления слов автора. - Чтобы определить черты характера мальчиков , рассматривая их отношения к котёнку.
-Для чего мы так подробно наблюдали за поведением мальчиков?
Вывод: такой маленький рассказ по объёму, но умелый автор так много нам в нем показал. Действительно: уроки чтения –уроки жизни. 3 Творческий этап Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения
Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий.
Повторить правила обращения с незнакомыми собаками. - Представим, что Валентина Александровна попросила вас озаглавить свой рассказ. Придумайте свой заголовок. Напечатайте на стикире, приклейте рядом с названием на доске.
-Вы почувствовали себя сейчас помощниками автора .А теперь посмотрим какие вы актеры.
- У Вас на партах лежат конверты. Там ситуация рассказа дополнена одним предложением. Прочтите, и в паре попробуйте её обыграть. Проинсценировать.
1. Вы и ваш друг боитесь собаку.
2. Друг предлагает посмотреть: « что будет дальше»
3. Вы смогли отогнать собаку, что дальше? 9 мин
Рефлексия Подведение итога урока.
Рассматривают слайд презентации.
- Собаки, кошки- братья наши меньшие. Во всех странах почитают и уважают этих животных. Собакам устанавливают памятники: «Сочувствие» — находится между входом и выходом станции московского метро «Менделеевская», посвящён гуманному отношению к брoдячим животным. Бронзовый памятник собаке Лайке, которая стала первым живым существом, запущенным в космос, установлен в Москве на Петровско-Разумовской аллее в районе стадиона "Динамо" . Бронзовый памятник самой известной собаке мира – Хатико в Японии. 2мин.
Оценивают свою работу на уроке.
Постановка проблемного вопроса к следующему уроку. Заканчивают фразу, по желанию все фразы.
-Нет. На следующий урок продолжим. -Продолжите предложения:
Я на уроке узнал....
Мне было интересно...
Было трудно....
Теперь я буду в жизни....
-Как выдумаете все мы с вами по данному разделу изучили?