Статья Система работы по совершенствованию навыка чтения у младшего школьника


Система работы по совершенствованию навыков чтения
у детей младшего школьного возраста

Содержание
Введение.. 1 - 3
1. Формирование навыка чтения ............3 - 4
2. Развитие восприятия текста...........4 - 10
3. Роль внимания для развития навыка чтения у младших школьников......10 - 11
4. Упражнения для развития гибкости и скорости чтения; на разграничение форм чтения: вслух и молча; для развития памяти чтения................11 - 14
5. Методика оптимального чтения С.Г.Швайко, И.Т.Федоренко – Пальченко .......14 - 17
6. ИКТ как средство развития навыка быстрого чтения у младших школьников........17 - 22
7. Использование системы опроса SMART Response на уроках ........22 - 25
Заключение25 - 26
Информационные ресурсы..26 - 28

Введение
Литературное чтение – часть единой системы литературного образования школьников, и уроки данного курса подчиняются законам всей системы. Литература рассматривается как наиболее сложный интеллектуальный вид искусства, и этот подход определяет задачи обучения, направленные на развитие у детей способности полноценно воспринимать произведение литературы в его художественно-эстетической целостности.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности.
Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих задач:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста;
Воспитание интереса к чтению и книге;
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка; литературное чтение – почти единственный в школе предмет, несущий в себе задачи эстетического воспитания» - писала методист М.А. Рыбникова. Литературное чтение обогащает читательский опыт детей. Оказывает воздействие на
формирование вкуса, решает многоаспектные образовательные задачи: обучения чтению, работе с произведениями, формирования основ читательской деятельности.
Основные направления работы с учениками:
развитие навыка чтения;
развитие восприятия художественного произведения;
усвоение литературоведческих понятий;
развитие речевых умений;
развитие творческой деятельности учащихся;
формирование читательских умений;
нравственно-эстетическое воспитание.
Урок литературного чтения в современной школе – продукт совместного творчества учителя и ученика. Он достаточно сложен по содержанию и требует от учителя поиска адекватных педагогических технологий.
Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства.
Общепризнанна огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача эстетического воспитания на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Современное общество не пропагандирует его, как это было раньше, когда в метро, на скамейках в парке, дома и даже в специально созданных для этого клубах люди зачитывались Достоевским, Чеховым, Ремарком и переписанным от руки Булгаковым.

1. Формирование навыка чтения
В программе для начальных классов было определено, что скорость чтения к концу четвёртого класса должна составлять 80-90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит Н.А.Лошкарёвой доценту МПГУ – 120 слов в минуту. Третья точка зрения – В.А. Сухомлинскому, он считает, что беглое чтение, нормальное чтение – это темп 150-300 слов в минуту. Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его питомцы занимались на «5», он должен выполнять рекомендацию В.А. Сухомлинского. А если хочет, чтобы выпускники начальной школы были все троечники, надо придерживаться определённым программным нормативам. Но всё же большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: «А как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости - скорости оптимальной. Какие резервы обучения можно здесь использовать?»
Развитие навыка чтения проходит несколько этапов: от развёрнутой громкоречевой формы чтения вслух до беглого чтения «про себя». При формировании навыка чтения, доведения его до необходимого уровня беглого и осознанного чтения очень важен дифференцированный подход к детям, так как в классе всегда явно видны несколько групп учащихся с разным уровнем сформированности навыка чтения. Поэтому на каждом уроке необходимо выделять особое время для упражнений по преодолению трудностей в чтении.
Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определённые ориентиры, составляются «памятки»
Учись читать правильно.
1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. При чтении будь внимательный к каждому слову.
4. Старайся понять, о чём читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и про себя.
Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Упражнения включаю в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаю учащимся с учётом того, какой параметр слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание.
Упражнения выполняются индивидуально, коллективно, по группам. Занимают на уроке 5-6 минут. Оценку выполнения учащимися упражнений на уроках даю в словесной форме. В конце каждой недели на уроке чтения учащиеся делают самозамер скорости чтения и результат записывают в тетради. Технику чтения проверяю ежемесячно, результаты анализирую и комментирую учащимся, довожу до сведения родителей.

2. Развитие восприятия текста
Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:
- увеличить ширину поля зрения;
- уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста; сократить время каждой отдельной фиксации;
- развитие антиципации текста.
Упражнения на увеличения поля зрения
Упражнение 1. Возьмите пирамиду. Глядя в центр на цифру и не двигая глазами по горизонтали, постарайтесь одномоментно увидеть два слога одного слова. Опуститесь на следующую строку и т.д. Найдите предельную строчку, которую вы видите, не двигая глазами. Опять начинайте с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя на цифру, увидеть это слово одномоментно. ма _ 1 _ ма
ши __ 2 __ ло
ке ___ 3 ___ ды
ре ____ 4 ____ ка
во _____ 5 _____ да
оч ______ 6 ______ ки
ды _______ 7 _______ ня
юб ________ 8 ________ ка
пу _________ 9 _________ ля
ар __________ 10 __________ фа
по ___________ 11 ___________ яс
бу ____________ 12 ____________ сы
пи _____________ 13 _____________ ла
ли ______________ 14 ______________ цо
по _______________ 15 _______________ ле
бо ________________ 16 ________________ ец
яд _________________ 17 _________________ ро
мы __________________ 18 __________________ ло
па ___________________ 19 ___________________ ук
му ____________________ 20 ____________________ ха
Упражнение 2. Работа по буквенным и числовым таблицам проводится следующим образом:
подготовительный этап – зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть её целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку возрастания в цифровом ряду или в алфавите (время выполнения 25с);
исполнительный этап – последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные буквы указываются карандашом. Предлагается игра «Печатная машинка». Напечатать называемое слово. Ученики указывают карандашом буквы слова по таблице.
е
м
т
а
о
и

ю
г
ш
р
х
в

п
й
з
э
ё
у

ф
б
я
ч
д
л

к
ц
с
н
щ
ж

ъ
ы
ь




Упражнение 3. Возьми буквенную таблицу. Ребёнок, глядя в центр и стараясь видеть всю таблицу, находит букву «а». затем по очереди «а», «б»; «а», «б», «в»; «а», «б», «в», «г» и т.д. с увеличением скорости нахождения предыдущих букв.
Упражнение 4. Слоговые таблицы и таблицы слов. Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений. Лимон, панама. У Оли лимон. У Коли панама.
ли
ма
па

о
ко
на

ка
у
мон


Упражнение на расслабление глаз
Найди в книге страницу сплошного текста. Поверни на 90 градусов и по краям, чуть выше середины, поставь две точки. Медленно, в удобном темпе, переводи глаза от одной точки к другой и обратно, словно следи за маятником. Мысленно старайтесь обращать внимание не на строчки, а на пробелы между ними. Через одну – две минуты наступит расслабление, глаза отдохнуть и можно продолжить занятия
Упражнения на тренировку восприятия
В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом.
вол (мол мул вол волк столб болт вол тол вот)
мак (маг мак мал смак бак мак лак мак рак гак)
ручка (тучка кучка рубка ручка рюмка речка)
маска (манка марка каска пасха маска маска)
Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.
Каркас карась карат каркать карниз карниз карст
Катер кратер катет катет катион катод каток
Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации
Упражнение 1. Прочитайте ребёнку любое слово из нижней части блока. Попросите ребёнка это слово запомнить и, максимально быстро читая сверху подряд слова, найти его. Как только ребёнок находит, в следующем блоке читайте новое слово.
Упражнение 2. Предложите ребёнку прочитать строчку, повторяя после каждого следующего слова все предыдущие слова. Например: кот, кот – лист, кот – лист – груша, кот – лист – груша – пиджак и т. д. Все предыдущие слова читать максимально быстро, но при этом понимать их значения. Прочитайте ещё два-три раза эту строчку «по кругу», замеряя время
Упражнение 3. Учимся фантазировать
Возьмите существительные. Прочитайте одно слово, например, «гриб». По очереди отвечайте на вопрос, о чём может идти речь в тексте, если в нём используется это слово.
1-й (взрослый) о лесе
2-й (ребёнок) о грибниках
1-й о белках, которые сушат грибы
2-й о разновидностях грибов
Упражнение 4. Учимся фантазировать
Возьмите два слова, о чём может идти речь, если в тексте есть два слова «кот» и «лист».
1-й о том, как кот играл с листом
2-й о том, как кота засыпали листья
1-й о том, как кот разорвал лист
Упражнение 5. «Фотоглаз» За короткое время ученик воспринимает слово. За отведённое время ученик «фотографирует» столбик слов и отвечает на вопрос: «Есть ли данное слово в столбике?»
мел фокус свитер парашют
баян вишня компас василёк
дым кухня болото пылесос
торт чашка ущелье цилиндр
рис лампа золото мочалка
муха маска гнездо подушка
сом брюки звонок мальчик
Развитие антиципации текста
Упражнение 1. На доске написана скороговорка, четверостишие или загадка. После предварительного прочтения учитель убирает окончания некоторых слов и просит восстановить текст. Убираются целые слова, восстановить текст предлагается по памяти.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Шл Саша по шосс и сосал сушк .
Шла по шоссе и сосала .

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Карл у Клар украл коралл,
Клара у Карл украл кларнет.

Карл у . украл ,
Клара у .. украла .

Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла. (С.Маршак)

Я сегодн сбилась с ног -
У мен пропал щенок.
Два час его звал,
Два час его ждал.
За урок не садилась,
И обедать не могл(С. Маршак)
Я сегодня с ног,
У меня пропал .
Два его звала,
Два часа ждала,
За уроки не ,
И обедать не . (С. Маршак)
Прочитать предложения, у которых пропущены окончания слов.
(Тексты брать известные детям)
Упражнение 2. Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.
к-н кино, океан, конь, окно
с-л сила, соль, осёл, село
Упражнение 3. Дописать пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях.
Он сам во всём
Дверь была
Сделал дело
Тише едешь
Любишь кататься
Без труда не вытащишь
Упражнение 4. Восстановить диалог:
- Ты уже читал эту книгу?
-
- Я тебе её дам прочитать.
-
-Ты что, медленно читаешь?
Упражнение 5. Чтение строек с прикрытой нижней половиной. Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т. е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так, чтоб была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т. д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать её нижнюю часть. Ребёнку предлагается, несмотря на такую деформацию, все-таки попробовать прочитать текст. Начинать можно с прикрытия лишь нижней части четверти строки, постепенно увеличивая прикрытое до половины и даже больше. Заметим, что на начальных этапах тренировки это упражнение выполняется легче и с большим интересом, если для этого используется текст, с которым ребёнок уже немного знаком, на последующих же этапах более пригодны тексты незнакомые.
Упражнение 6. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Упражнение аналогично предыдущему, только в этом случае чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки, и т. д.
Открою секрет: это упражнение – с хитринкой! Дело в том, что любой сколько-нибудь смышлёный ребёнок быстро заметит, что, когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя, следующая, открыта целиком, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать её, пока она открыта, чтобы потом, когда её закроют, легко выдать уже готовый результат! Если при этом ребёнок какое-то слово не успеет прочитать или забудет его, то тогда и только тогда ему придётся восстанавливать его по половинкам. Многие дети быстро переходят на такую стратегию, и это как раз именно то, что нужно.
Упражнение 7. Прочитать предложения, у которых пропущены окончания слов.
(Тексты брать известные детям)
Репка
По де ре . Вы ре бо - пре . Ста де ре тя . Тя - потя, вы не мо .
По де на по баб . Баб за дед , дед за реп : тя-потя , вытя не мо.
Позва баб внуч . Внуч за баб, баб за дед, дед за реп: тя-потя, вытя не мо .
Клик внуч Жуч . Жуч за внуч, внуч за баб, баб за дед, дед за реп: тя-потя, вытя не мо.
Клик Жуч кош . Кош за Жуч, Жуч за внуч, внуч за баб, баб за дед , дед за реп: тя-потя, вытя не мог .
Клик кош мыш . Мыш. за кош, кош за Жуч , Жуч за внуч, внуч за баб , баб за дед , дед за реп: тя-потя - выт. реп!


3. Роль внимания для развития навыка чтения у младших школьников
Внимание – это тот процесс, который поддерживает контроль за чётким и организованным протеканием психической деятельности, развивая способности ребёнка к организации познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти). Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания, обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и вне учебной деятельности. В результате он имеет возможность получить достаточно полное, целостное представлении о внимании школьников
Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно.
С детьми я провожу специальные упражнения для развития внимания.
Упражнение 1. Для развития избирательного внимания используется методика Мюнстерберга. Найти среди буквенного текста слова и подчеркнуть их. Найти общее понятие для слов каждого ряда.
ситмпвпмиапотвороналщгнамчоьдлжжиситсорокатопноо
ирппавсмтиоргкарасььтовожючсомчьсоорлещтсьчстсьбяю
ывошугллсосначбмрсьчбщылшберёзаьтмораыщшголаьисв
юсбдоладшколачьстовродьякнигаючмьлрпвбчучебникбчтм
оматематематикаббчьсмомирлвлврпошегтмшшвпшгуотвдщ
дылакзцтдождьбчмдорапаглтиаекградлжадлдгапвулолщоош
Упражнение 2. Найти ошибки в тексте.
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.
Упражнение 3. Для расширения объёма и распределения внимания используются корректурные пробы. Подчеркнуть в ряду буквы.
м-а (мсаыумамаусуоносомиуобломорарпимаоооатрнмщлвамасчам)
у-ы (ипруьврытрулогыулоулоыыоопушгнутлыгушоуооылргулыыу)
к-о (парокорткторпкрорщкщкщклжодлкоранкорогеопкрапколдодл
с-у (тпоосьодуьрпнспрнургруелсоргсрпануапскусерсуолдушгушсрн

4. Упражнения для развития гибкости и скорости чтения;
на разграничение форм чтения: вслух и молча; для развития памяти
Упражнение 1. Учитель в быстром темпе читает вслух 1-2 абзаца, пропуская некоторые слова (упражнение развивает скорость чтения про себя, так как ученики пробегают текст с той скоростью, которая задаётся учителем)
Упражнение 2. Ученики читают часть текста «обращённым» чтением, стараясь минимально заглядывать в текст. Задание можно сформулировать так: «Прочитай первый абзац текста, как диктор телевидения. Постарайся, как можно меньше смотреть в текст и как можно больше на зрителей» (расширяет поле чтения, уменьшает количество фиксаций)
Упражнение 3. Учитель представляет на доске части слов, ученикам необходимо назвать слово
Упражнение 4. Учитель представляет части предложений, ученикам необходимо закончить их. (развивает механизм вероятного прогнозирования)
Упражнение 5. «Молния»
Заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной скорости чтения каждого ребёнка. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния» и продолжается от 20 секунд до двух минут после освоения упражнения. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.
Упражнение 6. «Губы»
К плотно прижатым губам дети прикладывают карандаш (или палец левой руки) по команде читать про себя
Упражнение 7. «Финиш»
Задача: читать текст до нахождения ответа на определённый вопрос, описания мысли.
Упражнение 8. Считаем слова.
При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В первом классе вопросов должно быть не более 3, во втором классе не более 4-х, в третьих – четвёртых классах – не более 5
Цель упражнения: загрузить слуховой аппарат посторенней работой – счётом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, то есть проговаривать.
Упражнение 9. Считаем строчки.
Это упражнение аналогично предыдущему, но отличается следующими моментами: вертикальное движение глаз по странице, просматривание каждой строчки на один удар метронома (частота ударов 50 – 60 в минуту).
Цель упражнения: расширение поля чтения путём формирования навыка чтения одномоментного (без движения взгляда вдоль строки слева –направо), восприятия строчек текста.
Упражнение 10. Чтение «Спринт».
На максимальной скорости. Читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом в процессе всего чтения нужно плотно сжимать губы и зубы.
Цель упражнения: тренировка в быстром чтении про себя.
Упражнение 11. Скачкообразное чтение «Кенгуру»
Под счёт 1,2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине, конце строки. Читаем таким образом весь абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения поля чтения.
Упражнение 12. Скачкообразное чтение.
Вертикально – слаломное чтение «Слалом». В течение 20 секунд, перемещая взгляд вертикально – слаломно, пытаемся найти существенную информацию.
Цель: расширение поля чтения, отработка быстрого чтения.
Упражнение 13. Многократное чтение.
В течение одной минуты дети читают отрывок текста и замечают, до какого слова дочитал каждый. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами 1-го прочтения. Естественно во 2-ой раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё.
Упражнение 14. Чтение в темпе скороговорки.
Это упражнение предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому повышены требования к чёткости прочтения окончания слов. Окончания должны чётко проговариваться. Ученики в темпе скороговорки читают уже знакомый текст. Упражнение длится не более 30 секунд
У младших школьников больше развита образная память, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, события. Кроме того, обучение в начальных классах строится так, что школьникам дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.
Если ребенок учится переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова, то и речь его становится более ясной и более яркой. В этом заключается неумолимая заслуга сочетания трех важных видов памяти: зрительной, слуховой и двигательной. Достичь этого можно на основе использования комплексных методов, соединяющих разные виды деятельности – рисование, речь, игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность, в рисовании проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств и фантазии. Особенно это важно на первых этапах обучения.
Для комплексного сочетания разных видов памяти с учетом индивидуальных различий эффективным является использование при чтении звукового ориентира: живой голос учителя, магнитофон, при котором младшие школьники водят пальчиком за указкой учителя, а позднее – по строкам книг, при этом понимая смысл и рисуя зрительные образы.
Можно использовать пение, которое очень любят младшие школьники. Так как во время пения глаза опережают на 2-3 слова звучащий текст. Во время исполнения припева обучающиеся могут выполнять упражнения учебной гимнастики: рисовать в воздухе большие восьмерки правой, левой, двумя руками. Такое упражнение устраняет путанее букв при чтении и письме, улучшает координацию и центровку тела.
Для сочетания наиболее важных видов памяти эффективным является прием «рассказывание руками». При таком приеме обучающим показывают иллюстрацию и спрашивают, о чем будет текст, потом проверяют, как оправдались предположения. После этого учитель снова читает текст, вместе с детьми, рассказывая руками.
Следует помнить, что рациональным приемом осмысленного заучивания, упражнениям, ориентированным на повышение продуктивности запоминания, надо учить младших школьников систематически.

5. Методика оптимального чтения С.Г.Швайко, И.Т.Федоренко – Пальченко
Методика оптимального чтения С.Г.Швайко, И.Т.Федоренко – Пальченко предлагает наиболее эффективные резервы обучения чтению. Они отработаны учителями творческих групп, учителями базовых школ, были экспериментально проверены на применимость в массовых условиях и на полезность. Эти рекомендации я использую в своей работе.
Не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Например, если первоклассника, который плохо читает, дома заставить читать сказку целиком. Это час-полтора очень трудной работы. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два ещё одна порция. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки с течение часа-полтора за один приём.
Жужжащее чтение один из основных элементов при обучении чтению. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Двадцать человек в классе, тренаж идёт в течение пяти минут: 20 умножить на 5 =100 (чел./мин) тренировочной работы. Мы получили увеличение в 10 раз, целенаправленно отведя для этого 5 минут урока.
Ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинаются с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок.
Давайте проследим, что дают ежеурочные пятиминутки. Пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж получается в объёме 120 минут.
Очевидно, если увеличилось время тренировки в 60 раз, с двух минут до 120 минут, то без всяких методических ухищрений что-нибудь хорошее да получится, несомненно, будет положительный эффект.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Пример этой закономерности. Ещё 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий».
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают н
·еохотно, этот приём обучения.
Рекомендуя этот приём родителям, следует обратить внимание на то, что в диафильме почти 40 кадров (это 80 строчек). И далеко не каждому ребёнку по силам прочитать за вечер 80 строчек. Поэтому читать надо поочерёдно: несколько кадров читает ребёнок, потом, когда родители видят, что ребёнок устал, подключаются они. Читают, помогают ученику преодолеть эти трудности. Хорошо бы совместить просмотр диафильмов перед сном.
Многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребёнок, который не любит читать, может быть приобщён к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвёртого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т.Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из восьми- девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определённого времени (для каждого предложения оно указано) читают молча и это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции предложения обычно небольшое, колеблется в пределах от 4 до 7 секунд. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. На 6 предложений из набора обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут. Только после того как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Это главное условие надо соблюдать непременно.
Я заимствовала из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко три упражнения, которые оказались наиболее эффективными. Это: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три названных упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Для развития артикуляционного аппарата предназначены следующие упражнения системы Федоренко-Пальченко – чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительность чтения, но зато необходимо повысить требования к чёткости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны чётко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем необходимо остановить учеников и начать третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Ребята прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Это чудо состоит в том, что ребёнок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две – три недели чтение ребёнка заметно улучшится.

6. ИКТ как средство развития навыка быстрого чтения у младших школьников.
Создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации образования, связано с переводом школы в режим развития на основе введения инноваций во многие сферы её деятельности. Одним из способов создания подобных условий является использование компьютерных технологий, являющихся на сегодня самым совершенным видом ТСО.
С помощью компьютера возможно не только облегчить осуществление принципов развивающего, индивидуального, проблемного, игрового обучения, но и достигать результатов, получение которых затруднительно, а, иногда, даже невозможно с использованием традиционных технологий. При постановке новых целей необходимо учитывать как особенности возрастной психологии младших школьников, так и возможности компьютеров.
К возрастным особенностям младших школьников нужно отнести, прежде всего, их стремление к игровой деятельности, эмоциональность, открытость, восприимчивость, фантазию, стремление к самостоятельности, а также неспособность к проявлению длительных усилий, низкие волевые качества, стремление к получению внимания со стороны взрослых.
Возможности компьютеров можно разделить на технические и интеллектуальные. К первым можно отнести средства графики, цвета и звука, ко вторым – возможности программного обеспечения: использования интеллектуальных экспертных систем, способных адекватно реагировать на действия учащегося в интерактивном режиме.
Технические и интеллектуальные возможности компьютера позволяют создавать на его экране игровую учебную среду, напоминающую мультфильм. В этой среде ребенок должен выполнить определенные практические действия, используя свои способности, навыки, знания. Использование элементов анимации, цветовых и звуковых возможностей компьютера позволяют сделать процесс обучения на компьютерном занятии более интересным и разнообразным, повысить мотивацию к учению и на других уроках: ведь для того, чтобы играть в компьютерную игру, надо уже обладать определенными знаниями, умениями и навыками. Таким образом, игровая ситуация, естественным путем соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для него, мобилизуя при этом его жизненный опыт и внимание, позволяя проявлять инициативу и творчество. Даже в худшем случае, когда основная цель игры не достигнута, она все равно развивает память и внимание ребенка, обогащая его опыт и знания.
Использование компьютера позволяет также индивидуализировать процесс обучения. Каждому ребенку может выдаваться индивидуальное задание, которое выполняется в удобном для него темпе с соответствующим уровнем сложности. Компьютер - это универсальная игрушка, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
Создание презентаций к урокам;
Работа с ресурсами Интернет;
Использование готовых обучающих программ;
Разработка и использование собственных авторских программ.
Создание презентаций к урокам
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Презентации позволяют учителю:
наглядно представлять материал;
интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
Использование ресурсов Интернет
Интернет – новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет:
расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
дает возможности для профессионального роста;
открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
В своей работе я использую компьютерный практикум для начальной школы Варченко В.И. «Логозаврия» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],). В нём имеются обучающие и развивающие компьютерные игры и флеш-игры для дошкольников и младших школьников: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – все то, что способствует успешному обучению ребенка в школе. Программно-методический комплекс для использования компьютера в качестве ТСО при обучении грамоте способствует развитию индивидуальных психофизиологических качеств (внимания, зрительной памяти, ассоциативного, творческого, комбинаторного мышления и пр.).
Особенности использования:
основная цель – закрепление полученных на традиционных уроках знаний, умений, навыков в практической деятельности – компьютерной игре;
рекомендуемый способ применения – класс делится на две группы: одна остается в учебном классе, а другая направляется в компьютерный, затем через 20 мин. группы меняются помещениями;
программу занятия готовит учитель начального класса; при необходимости занятие может проводить учитель информатики или другой специалист, обладающий минимальными навыками владения ИКТ;
при необходимости за одним компьютером могут работать двое учащихся; может использоваться также в дополнительном образовании, коррекционном и логопедическом обучении, продленных группах, кружках и факультативах, летних лагерях, домашней деятельности – для технической поддержки учебной программы.
Программно-методический комплекс для компьютерной поддержки учебного процесса «Академия младшего школьника» включает печатное методическое пособие для учителя и является многопользовательской версией для образовательных учреждений (с возможностями работы по локальной сети). В своем составе имеет также набор развивающих игр для развития психофизиологических качеств учащихся, таких как: зрительно-моторная координация, внимание, зрительная память, различные виды мышления. Является новой версией ПМК "Радуга в компьютере".
Особенности использования:
основная цель – закрепление полученных на традиционных уроках знаний, умений, навыков в практической деятельности – компьютерной игре;
дидактический материал не разделен на принадлежность к отдельным возрастным учебным классам или учебно-методическим комплексам, что позволяет осуществление гибкого планирования его использования с учетом особенностей применяемой учебной программы, а также уровней достижения учащихся;
специальный инструмент Конструктор урока позволяет учителю самостоятельно определять содержание занятия, как для всего класса, так и для отдельного ученика, создавая нужный набор заданий и определяя их последовательность. С его помощью можно также изменять содержание упражнений, влиять на их параметры (время, уровень сложности и др.);
при необходимости возможно использование звуковых и письменных подсказок;
статистические результаты можно сохранять, а также представлять в виде рейтингов учащихся (за текущее и за все проведенные занятия);
при необходимости за одним компьютером могут работать двое учащихся; можно использовать как в основном образовании, так и в дополнительном, коррекционном и логопедическом обучении, продленных группах, кружках и на факультативных занятиях, а также в домашней деятельности – для компьютерной поддержки школьной учебной программы.
В своей работе я использую дидактические игры на компакт-дисках «Учим буквы», «Страна Буквария «Учусь читать», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Применение интерактивной доски позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов «учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Для меня обучение детей никогда еще не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок, захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические уроки. Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока: объяснения нового материала или инструктирования класса; выполнения упражнений для закрепления нового материала; обобщения и закрепления изученного материала; контроля знаний, тестирования; проверки домашнего задания.
Преимущества использования интерактивного комплекса на уроке бесспорны. Но важно помнить, что любой урок имеет двух субъектов – учителя и ученика. Доска третьим субъектом стать не может. Использование интерактивной доски учителем начальных классов не должно и не может быть самоцелью на уроке. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать только учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения. Председатель совета директоров корпорации «Intel» Крейт Баррет сказал: «Все технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя». Именно педагоги делают уроки интересными, детей – заинтересованными, а интерактивная доска – это только очень удобный инструмент.
На своих уроках я использую [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которые находятся на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо.

7. Использование системы опроса SMART Response на уроках чтения
в начальных классах
В современной школе появились, наконец, средства, которые не только помогают учителю представить интересный урок, но и мощные средства, которые дают возможность составить такой урок, а также средства контроля знаний учащихся, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении.
Средством контрольно-оценочной деятельности является система интерактивного голосования, которая открывает большие возможности перед преподавателями школ в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса школьников, а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе.
Система интерактивных опросов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Senteo) предназначена для проведения интерактивного опроса и позволяет организовать объективный динамический контроль и оценку знаний каждого ученика. Тесты для опроса готовит и вносит в компьютер учитель, а проверяет и оценивает работу компьютер.
Интерактивная система опроса и голосования – это мобильный комплект, который хранится в компактном чемоданчике и включает в себя набор пультов для опроса учеников, приемник сигнала и программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере.
SMART Response можно использовать и на уроках литературного чтения в любом классе. Для подготовки опроса с использованием этой системы необходимо создать тест по особому алгоритму и завести классный журнал. Процесс использования прост: учитель раздает пульты ученикам, демонстрирует им вопросы, на которые они отвечают, с помощью клавиш на пульте (выбирая вариант ответа), после чего система за считанные секунды автоматически проверяет и систематизирует результаты опроса, представляя их преподавателю в форме таблицы или гистограммы. В таком отчете, отображенном на интерактивной доске, проекционном экране или мониторе компьютера, учитель видит, как на тот или иной вопрос ответил каждый ученик, какие варианты ответа предпочли большинство присутствующих в классе, сколько всего правильных и неправильных ответов. Результаты автоматически добавляются в электронный журнал успеваемости и сохраняются в одном файле, что помогает оперативно систематизировать и обрабатывать данные.
Я отмечаю огромное значение применения интерактивной системы опросов SMART Response в образовательном процессе. Положительных моментов много – от удобства составления теста до решения «вечной» проблемы накопляемости оценок.
Очевидными плюсами, на мой взгляд, являются:
простой и удобный редактор тестов, позволяющий быстро исправить или добавить вопросы;
простой интуитивно понятный интерфейс всех модулей системы, не требующий много времени на изучение;
возможность создания вопросов на домашнем компьютере учителя и перенос их в школу;
не нужно тратить время на проверку контрольных работ – результаты обрабатываются автоматически;
результаты тестирования можно увидеть сразу после окончания опроса, а детализированные отчеты позволяют выявить не только уровень знаний каждого ученика, но и моментально оценить, какие темы вызывают наибольшую сложность;
удобная форма отчётов, позволяющая, например, сравнивать ответы учеников разных классов на одни и те же вопросы и быстро выявлять пробелы в знаниях;
быстрая регистрация пультов в момент их получения учениками;
возможность анонимного анкетирования, что важно при проведении различных мероприятий воспитательного характера и для выявления мнения детей по различным проблемам школьной жизни;
возможность присоединить к вопросу мультимедиа (картинки, видео, музыка);
вопросы различного типа (один ответ, да/нет, несколько ответов);
встроенный «классный журнал» и возможность экспорта и печати всех отчетов.
Система SMART Response помогает в подготовке к итоговым тестированиям. У каждого учителя имеется большая коллекция тестовых заданий, созданных в программе Microsoft Office Word. Раньше мы их использовали в бумажном варианте, распечатывая на каждого ученика. Применение системы голосования даёт колоссальную экономию бумаги, расходных материалов, времени учителя на составление и проверку бумажной версии теста, на анализ усвоения темы учеником или классом в целом. Кроме того, файл Microsoft Office Word легко можно импортировать в файл SMART Notebook, при этом необходимо только указать правильные ответы.
Систему голосования можно использовать для проверки домашнего задания, блиц-опросов учащихся по пройденной теме, промежуточных срезов и проверочных работ, для создания проблемной ситуации при изучении новой темы.
Использую систему опроса SMART Response и на внеклассных мероприятиях по предмету. Так, в конкурсах «А, ну-ка, мальчики!» и «А, ну-ка, девочки!» одно из заданий было составлено в форме шуточного теста. Программа тут же представила интерпретацию результатов (на данный момент с целью выявить победителя тура и проранжировать учащихся в порядке, соответствующем количеству набранных процентов).

Заключение
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Развитие качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.
Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по-разному, проходит ряд ступеней, от начальных до высших.
Сегодня очень важным качеством в подготовке учащихся становятся не столько объемы быстро изменяющихся знаний, во многом выведенных за пределы мозга в различные библиотеки, базы данных, компьютерные сети, сколько сами способы получения этих знаний и возможности оперативной их обработки. И здесь большое значение приобретает сама деятельность учащегося, в процессе которой и формируется его личность и индивидуальность.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только организовать необходимую практическую деятельность по освоению этих знаний и развитию индивидуальных психофизиологических качеств младших школьников, но и придать самому учебному процессу больше разнообразия и привлекательности как для учителей, так и для самих учащихся. Технические средства на уроке пробуждают познавательный интерес у учащихся.
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.
Каждую четверть я провожу мониторинг навыка техники чтения. Результаты оформляю с помощью [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], дети сравнивают свои результаты с предыдущими. С помощью [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] отслеживаю результаты техники чтения.








Информационные ресурсы
Алешаева Н.П.. Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.2004. №11-с.22-27
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2008 год
Варченко В.И. «Логозаврия» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],)
Веселова Н.А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэти-ка: автореф. дис. канд. филол. наук / Н. А. Веселова. - Тверь, 1998.–27 с.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
Григорьева Е.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – Челябинск, 2008
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2005. - №9.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.
Ильин А.М., Ильина Л.П. Букварь XXI века. – Санкт-Петербург, 1992
Ипполитова Н.А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. - 1999. - № 5. - С. 16-23.
Кухаренко В.А. Интерпретация текста. - М., 1988. - 319 с.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениями/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1973.
Лазарева В. Принципы и технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения// Начальная школа.- 2003. -№4. - С.5.
Лушина Е. А. Литературное образование младших школьников. Технологии обучения. Методические рекомендации. – Кострома, 2003.
Молокова, А.В. Начальная школа: требования ФГОС к применению информационно-коммуникационных технологий и их реализация. Учебно-методическое пособие [Текст]/А.В. Молокова: Новосибирский ИПКиПРО. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2012. – 58 с.
Муранов А.А. Практический опыт перехода на ведение электронного журнала в образовательном учреждении».- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Муранов А.А. Компьютер постепенно вытесняет ученическую тетрадь.- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. // Начальная школа. 2005. № 6.-с. 35
Осипкина, А. А. Развитие творческих способностей младших школьников [электронный ресурс] [web-сайт] festival. 1 september. ru/ articles/410929/
Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990.
Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
Селевко Г. К.Современные образовательные технологии. – М., Педагогика, 1998.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005
Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4.
Супрунюк Е.Н. Моделирование на уроках литературного чтения и образовательные эффекты. //Начальная школа – М., 2004, № 4.
Фигурова Л.Р. Совершенствование техники чтения младших школьников. //Начальная школа. Плюс до и после. – М., 2006, № 12
http://ped-portal.ru/blog/interaktiv/2009/05/29/interaktivnaya-doska-v-nachalnoj-shkole/
http://edcommunity.ru/union/social/?page=user_blog_post&user_id=16&... – блог Елены Чулихиной
Хайретдинова, А.Н. Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника на уроках литературного чтения [электронный ресурс] [web-сайт] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Чуракова Н.А. Литературное чтение. Методическое пособие для учителя. 2 класс. – Москва, 2003.
Яковлева В.Л. Учить вдумчивому чтению // Начальная школа. – М., 1990, № 1.










13PAGE 15


13PAGE 142615


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115






КИМ Response
·Совершенствование навыков чтения/Диаграмма. Техника чтения.docтехника_чтения 4з.xlsx
· Заголовок 115