Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников


Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников .Подвальнова Любовь Владимировна
учитель начальных классов, МОАУ СОШ №12 г. Нефтекамск,
Детей, которые любят книгу, становится всё меньше и меньше, так же как и детей, владеющих правильным чтением. А ведь чтение – предмет, который напрямую связан со всеми другими школьными дисциплинами. И порой причиной низких показателей учеников является неумение работать с текстом, выделять в нём главное. Особенно хорошо прослеживается данная закономерность при выполнении комплексных работ в современной программе обучения.
В.А.Сухомлинский писал: «…можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым , не умея читать…».
Обучение чтению как восприятию и пониманию текста – одна из самых важных проблем школьного обучения. Изменившиеся за последние годы социальные условия предъявляют количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Вопрос,как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя, ведь именно в процессе чтения совершенствуется оперативная память и развивается устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность учащегося, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно её использовать.
Успешное формирование этих умений возможно на базе правильно организованной учебной деятельности в целом. Мне близка теория поэтапного формирования умственных действий, над которой работали Л.С.Выготский, Л.Я.Гальперин. В данной теории заложена «идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека». Это значит, что умственное развитие , как и усвоение знаний, умений, навыков, происходит путём постепенного перехода внешней деятельности во внутренний умственный план.
Таким образом, последовательность обучения на основе деятельностного подхода слагается из отдельных этапов:
-развитие речевого аппарата;
-развитие внимания к зрительному образу читаемого;
-расширение оперативного поля чтения;
-развитие смысловой догадки;
-овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов;
-увеличение скорости чтения вслух и про себя.
Одним из моих любимых способов повышения качества чтения является целенаправленное управление обучением чтению с помощью системы упражнений и заданий, активно влияющих на основные правила понимания текста. В соответствии с этапами деятельностного подхода предлагаются упражнения следующего вида:
-артикуляционная гимнастика (произнесение согласных до пяти составляющих- (например, ДДД,ГГГГ и т.д.)
- произнесение согласных в сочетании с гласными –( например, СГГАМ и т.д.);
- упражнения для развития чёткости произношения;
-чтение труднопроизносимых слов;
-чтение и произношение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.
Данные упражнения выполняются в различных вариантах: шёпотом, медленно, тихо и в умеренном темпе, громко и тихо.
Ребятам очень нравится находить слова в словах, составлять новые слова из одного большого слова.
На мой взгляд, формирование читательской деятельности рациональнее всего начинать со слушания детьми образцового чтения учителя ярких небольших произведений и совместного их обсуждения. Со своими первоклашками я использовала тексты из серии «Смешарики», «Маша и Медведь». Соответственно моё чтение было основано на сюжетных паузах, во время которых проводилась словарная работа, предугадывание событий, обсуждение ситуаций и оценка деятельности героев. После прочтения произведения, мы проводили параллель между художественным произведением и мультипликационным материалом. А в завершении работы ребята с большим удовольствием просматривали серию мультфильма. Такая ненавязчивая работа привела к тому, что детям стало нравиться читать знакомые им сюжеты и они уже самостоятельно стали сравнивать художественный и мультипликационный варианты. А это уже хороший фундамент для осознанного и глубокого восприятия текста.
Чуть позже мы перешли по этому же алгоритму к работе над народными сказками , в которых уже развивали новые способности – анализ характера героя, его особенности поведения, речи, голоса. При работе со сказками началась работа над выразительностью чтения и пересказа диалогов сказочных героев. И снова нам в помощь приходили просмотры мультфильмов , через которые ребята слышали правильную интонационную речь героев и ,разумеется, производили сравнительный анализ сюжетной линии.
Работая по программе «Планета знаний», не составляет большого труда обратиться к толкованию слов, поскольку учебники оснащены толковым словариком, что позволяет учить детей не только формированию навыка работы со словарями, но и умению в определении лексического значения слов. А это необходимое условие для полного осмысления прочитанного.
На мой взгляд, чтение должно вплетаться в жизнь самих детей. Поэтому на моих уроках присутствуют цитаты великих людей, над которыми идёт смысловая работа. Мы с ребятами наизусть заучиваем пословицы и периодически их вспоминаем в определённых жизненных ситуациях, происходящих с детьми.
Основываясь на традиции литературного достояния, в нашем классе были недели чтения. В течении недели-двух ребята читали дома, на минутках чтения произведения одного автора. В конце заданного промежутка времени проводилась либо викторина, либо был дан кроссворд по прочитанным произведениям, в результате чего подводились итоги и выявлялись победители и призёры. Ребята получали дипломы. Сначала их было мало, но детское лидерство и здоровое соперничество в желании всё прочитать и победить ,к концу года обучения принесли хорошие результаты. В таких литературных чтениях я использовала сказки К.И. Чуковского, стихи Б. Заходера, рассказы М.Пришвина, поучительные истории В.Осеевой.
Сейчас мы покоряем вершины второго года обучения. И начало литературного познания начали с поэзии - великого простора мысли, звуков и образов. Я использую и работу со словарём, и отработку звукового сопровождения, и классическую музыку, и рассматривание репродукций художников. Ребята охотно включаются в работу и быстро заучивают произведения наизусть.
Слияние техники чтения и понимания смысла - длительный процесс. Учащиеся начальных классов осваивают изучающее чтение, а систематическое использование предложенных упражнений приблизит детей к пониманию изучаемого текста.
«Уметь читать в широком смысле этого слова- значит извлечь из мёртвой буквы живой смысл»,-говорил великий педагог К.Д.Ушинский.