Внеклассная работа по развитию навыка чтения у младших школьников


Внеклассная работа по развитию навыка чтения у младших школьников
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл»
К.Д.Ушинский
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Овладение полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам, без этого невозможно качественное образование ученика.
В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих 2 показателей зависит умственная работоспособность. Среди трудностей, которые испытывают дети в процессе чтения можно выделить следующие:
медленный темп чтения с повторами слов, словосочетаний, фраз.
частичное или искажённое понимание прочитанного из-за обилия слов и речевых оборотов, которые не являются составной частью их активного или пассивного словарного запаса.
частичное или искажённое понимание текста из-за недостаточного объёма оперативной памяти (пока читал – забыл, что было раньше).
В результате, как техническая сторона чтения, так и понимание прочитанного остаётся на невысоком уровне у большинства учащихся. Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, научить выделять главное в тексте?
Конечно, каждый учитель по-своему старается решить проблему совершенствования навыка чтения. Я же использую в своей работе систему специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. К ним относятся:
упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;
упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Упражнениям на отработку дыхания
Поймай комара (руки в стороны – вздох, медленно, медленно сводить руки, произносить непрерывно «з-з-з-з», прихлопнуть комара, быстро развести руки в стороны, произойдет автоматический вздох). «Летела муха около уха –ж-ж-ж-ж, летела оса около носа – с-с-с-с. Летел комар и звенел з-з-з-з. Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали, (кулачок прижать к уху), тихо з-з-з-з – пусть летит!
Артикуляционная гимнастика
Чтение ряда гласных а, о, у, ы, и, э, а-у, а-о, ы-и, э-а, и-оЧтение скороговорок, чистоговорок«Хохотала звонко Мила, в рот смешинка угодила».
Словарная работа
Работа над лексическим значением новых слов проходит в 3 этапа. На первом – сами учащиеся выделяют в тексте непонятные слова и пытаются объяснить их значение. На втором – читаем слова, написанные на доске с тем или иным затруднением (написанных их нижней или верхней половиной, или пунктиром). И объясняем их значение. И на третьем - учитель называет предложения из текста и в них учащиеся находят непонятные слова, выражения. Это не только заинтересовывает учеников, но и включает их в творческую деятельность поискового характера.
Упражнение «буксир». Учитель читает вслух текст, варьируя скорость чтения в соответствии с намеченным планом в пределах скорости чтения учеников класса. Дети читают тот же текст шёпотом, стараясь поспевать за учителем.
Чтение до первой ошибки – ученик читает текст произведения до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно и продолжает чтение. Такая работа повышает ответственность и внимание каждого ученика.
Повторное чтение активизирует деятельность детей, повышая степень их понимания прочитанного, улучшая правильность и беглость чтения, развивая устойчивость и объём внимания.
Чтение отрывка (предложения) с поочерёдным произношением слов нормально и наоборот. Это упражнение способствует развитию речедвигательной системы, направлено на быстрое восприятие текста и развивает распределение внимания.
Чтение отрывка через слово. Это развивает глазодвигательную активность, устойчивость внимания.
Чтение отрывка с повторным произношением каждого слова или некоторых слов (например, каждое второе, третье т.д.).
Чтение отрывка, предложения, прочитывая только первые или последние слоги.
Упражнения, направленные на формирование устойчивости внимания
«Игра в прятки» - учитель читает не сначала, а где захочет, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение учителя.
«Мнимое слово» - я в ходе чтения учитель произносит неправильно слово. Дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид привлекает детей, т.к. они имеют возможность поправить самого учителя, что придаёт им уверенность в своих силах.
Нахождение новых слов в данных словах
Уточка, град, сухо, парк, экран, мрак, сорт, скот
Чтение текста с неполными словами
Текст у ребят на отдельных листочках или может быть написан на доске.
В поле стоит бер… . Она точно жив… , вся трепещет на вет… зелён… листоч…
Берёзов… роща весн… звенит от птичь.. пес… . Походишь по березово… ле… , потрогаешь белые стволы и клейкие лист…., послушаешь как поёт скво…, и станет лег… и радост… .
Зимой бер… заблес… , загорит… сереб… . И зимой и лет… хоро… бер…
Составление предложений из «рассыпавшихся» частей (на парте у каждого предложение из рассказа)
Маша, корзиночку, живо, и, назад, набрала, к дому, побежала
Пропавшие слова
Попробуйте догадаться, какие слова потерялись в тексте?
Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую ________ . Быстро мчатся с _______ санки. Резкий ________ бьёт детям в ______.
Стимулом в развитии интереса к чтению является и творческая деятельность учащихся.
Прочитать текст и установить нужный порядок строк.
Красить комнаты пора
Но не с кистью и ведром
Пригласили маляра
Наш маляр приходит в дом
Чтение слов и нахождение лишнего
Мак, ромашка, роза, лук.
Кошка, воробей, собака, корова.
Берёза, дуб, осина, малина.
Такие виды работы со словом, предложением развивают зрительное внимание, память, слуховое внимание, умение быстро переключаться с одного вида работы на другой, осознанность, скорость чтения, способствуют совершенствованию способа чтения (от плавного слогового к чтению целыми словами), стимулируют интерес к чтению. В таких играх ученик привыкает внимательно слушать не только учителя, но и своего товарища – что очень важно. Обучать ребёнка чтению так, чтобы не количество читаемых слов переходило в качественное чтение, а качество переходило в количество.
Решая проблемы формирования и развития навыка чтения, надо стремиться к тому, чтобы процесс чтения был для учеников менее тягостным, а общение с книгой приносило бы им искреннюю радость.