Выступление на тему Формирование и совершенствование навыка чтения


Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов в МОБУ лицей с.Верхние Киги
Тема:
Формирование и совершенствование навыка чтения
Учитель начальных классов:
Искандарова Эльвира Рустамовна
Одной из главных задач начальной школы является формирование и совершенствование навыка чтения, определяемого как автоматизированное умение воспринимать, озвучивать и осмысливать читаемое.
Формирование этого навыка занимает довольно длительный период. По мнению Т.Г.Егорова, он распадается на четыре ступени:
I) овладение звуко-буквенными обозначениями;
2) слоговое чтение;
3) становление синтетических приемов чтения;
4) синтетическое чтение.
Исследуя младших школьников с задержкой психического развития, Н.А. Пина, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др. отмечают, что они испытывают значительные трудности в овладении навыком чтения. Слоговое чтение у них формируется к концу 2 класса, причем чтение по слогам (а не целым словом) сложных по структуре и для понимания слов может сохраняться до 4 класса. У большинства учеников данной категории становление синтетических приемов чтения длится до конца обучения в начальной школе, и лишь у некоторых со второй половины 4 класса процесс чтения автоматизируется. На протяжении всего периода обучения в начальной школе их чтение характеризуется большим количеством ошибок, низким уровнем понимания и выразительности.
Ряд исследователей (Б.Г. Ананьев, Р.Е. Левина и др.) видят причины этого в нарушениях устной речи, прежде всего в несформированности фонематической системы.
По мнению Р.И Лалаевой, А.Н. Корнева и др., причины затруднений детей с ЗПР в овладении чтением кроются в недоразвитии ряда речевых и неречевых функций вследствие задержки и отклонения процесса формирования высших психических функций, в целом составляющих функциональный базис навыка чтения; слухового, пространственного восприятия; зрительной, слухоречевой памяти; фонематического восприятия; произвольного внимания; мелкой моторики, зрительно-моторной координации; сукцессивных способностей; самоконтроля.
По нашим данным, учителя специальных (коррекционных) классов VII вида одной из причин, тормозящих процесс становления и совершенствования процесса чтения своих учеников, считают несовершенство учебников.
Отмеченные выше факторы побуждают искать методы и приемы, облегчающие процесс формирования и совершенствования навыка чтения у указанной категории детей.
Оптимальные приемы обучения чтению младших школьников с ЗПР были определены НА. Цыпиной. Пособия для подготовки детей с ЗПР к обучению грамоте, в которых решаются задачи формирования фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи и мелкой моторики детей разработаны Р.Д. Тригер, Е.В. Владимировой и Т.А. Мещеряковой.
В данной статье предлагаются подобранные нами приемы формирования у первоклассников с ЗПР функционального базиса навыка чтения. В основе выбора приемов лежит принцип пропедевтического характера обучения, поскольку «...усвоению каждого навыка должно предшествовать формирование психологических предпосылок, на которых этот навык базируется» (А.Н. Корнев).
Использовать упражнения лучше на этапе повторения или закрепления изученного. Каждое задание должно соответствовать теме урока, предъявляться в игровой, занимательной форме.
Задания, апробированные на уроках обучения грамоте в специальных (коррекционных) классах VII вида начальной школы №10 г. Вологды, вызвали интерес учеников, способствовали формированию положительной учебной мотивации и облегчению процесса овладения чтением, были одобрены использовавшими их педагогами.
Задания сгруппированы по следующим направлениям:
— коррекция пространственных представлений;
— развитие оперативной памяти;
— развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
— развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти;
— развитие сукцессивных способностей;
— развитие самоконтроля.
Повышение уровня читательской деятельности
на уроках внеклассного чтения
Формирование читательского интереса у младших школьников в специальных (коррекционных) классах VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.
Первоначальные результаты диагностики уровня читательского интереса младших школьников поставили перед нами две проблемы:
— как сделать чтение интересной и желанной деятельностью;
— как обеспечить школьнику специального (коррекционного) класса эффективное восприятие и осознание прочитанного.
Известно, что в массовой школе эти вопросы достаточно успешно решаются на уроках литературного и внеклассного чтения. В базовой программе для начальных классов вспомогательных школ внеклассное чтение как отдельный урок не выделяется. Он вводится только с 5 класса.
В исследованиях А.К.Аксеновой, М.Ф.Гнездилова, Г.М.Дульнева и других авторов подчеркивается важная роль работы с книгой в условиях вспомогательной школы. В специальной литературе существуют отдельные методические рекомендации по организации внеклассного чтения с учетом возраста школьников (АксеноваА.К.,1994; БашироваТ.Б., 1991; Воронкова В.В., 2001 и др.).
Однако вопрос о создании системы внеклассного чтения в начальных классах вспомогательной школы до сих пор остается нерешенным. Такая система должна определять круг чтения (рекомендованные для чтения литературные произведения, которые учитывают не только возрастные особенности умственно отсталых школьников, но и их возможности и интересы), а также типы уроков внеклассного чтения, их структуру.
Таким образом, чтение младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья должно быть организовано с учетом его индивидуальных возможностей и интересов.
Говоря о необходимости внеклассного чтения, для формирования у младших школьников читательского интереса в школе принято решение о проведении одного урока внеклассного чтения после изучения каждого раздела, которому должна предшествовать серьезная подготовительная работа.
Прежде чем приступить к созданию системы внеклассного чтения, следует познакомиться с существующей литературой по проблеме.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1—4 классы/ Под редакцией В.В.Воронковой. — М.; Просвещение, 2001.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. — М., 1994;
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. — М., 1994;
Баширова Т.Б. Пути становления читательской самостоятельности у учащихся младших классов вспомогательной школы//Дефектология. — 1991. — № 5;
Обнорская О.А. Почему мои дети любят читать // Начальная школа. — 2000. — № 2;
Светловская Н.Н. Разговор по существу темы или Что такое полноценное чтение в на- чальной школе с позиции теории формирования читательской самостоятельности // Начальная школа. — 2000. — № 2;
Сорокина Н,Н. Особенность навыков чтения у детей-олигофренов // Вопросы олигофренопедагогики. — М., 1997.
Наиболее эффективные формы и виды работы по повышению читательского интереса у учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) классов VIII вида:
Коллективное чтение сказок и рассказов, содержание которых доступно для детей.
Пересказ сказок по иллюстрациям.
Рассматривание книжек-малюток.
Оформление книжных стендов,
Работа в классе с материалами уголка внеклассного чтения.
Самостоятельное чтение книги с захватывающим сюжетом, отрывок из которой был прочитан педагогом.
Конкурсы, праздники, посвященные прочитанным книгам.
Подборка хорошо иллюстрированных и небольших по объему книг для детей с низким уровнем читательского интереса.
Подборка книг более серьезного содержания для детей с более высоким уровнем читательского интереса.
Оказание индивидуальной помощи в выборе книги с учетом техники чтения ученика.
Подведение итогов по количеству прочитанных в четверти книг.
Поощрение при подведении итогов.
Контроль за чтением книг по внеклассному чтению.
Пересказ текстов.
Коллективное чтение статей из детских газет, журналов.
Коллективное чтение с последующим обсуждением содержания.
Беседы о прочитанном.
Коллективное составление кратких отзывов о книгах.
Ведение учетных листков по внеклассному чтению.
Уровни развития читательского интереса школьников
Низкий уровень
1. Нет интереса к чтению книг.
2. Не может самостоятельно выбрать книги.
3. При выборе книг главное внимание обращает на иллюстрации, объем.
4. Не всегда дочитывает книгу.
5. Работая с журналами, газетами, рассматривает только рисунки.
6. Нуждается в постоянном контроле.
Средний уровень
1. Самостоятельно находит книги, рекомендованные учителем.
2. Выбирая книгу, ориентируется на автора, название книги, иллюстрации.
3. Понимает и объясняет содержание иллюстрации в книге.
4. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.
5. Берет самостоятельно журналы, газеты; рассматривает иллюстрации; читает выборочно (по интересу) рассказы, стихи.
Высокий уровень
1. Самостоятельно выбирает книги, обращает внимание на автора, название книги, иллюстрации.
2. Читает с желанием.
3. Делится впечатлениями о прочитанном.
4. Может самостоятельно выделить главную мысль.
5. Пересказывает близко к тексту.
6. Рассматривает, читает журналы, газеты.
7. Знает названия детских журналов.
8. Самостоятельно посещает библиотеку.
Необходимо проведения работы по внеклассному чтению в тесной связи со школьным библиотекарем.
Библиотекарь в образовательном учреждении является полноправным участником учебно-воспитательного процесса. Благодаря ему библиотека— это не просто комната книгами на стеллажах, это сказочный «Читай-город», где живут герои книг. Стеллажи похожи на кирпичные дома крышами, чердачными окнами, печными трубами, антеннами. Из окошек выглядывают литературные герои: Дядя Степа, Чебурашка, Красная Шапочка, Кот в сапогах и т.д. Каждый приглашает к себе в гости, в свой дом.
В школе, проводится утренник «Путешествие в мир книг». Дети приходят в празднично украшенную библиотеку на красочно оформленную выставку детских книг. С этого дня наши второклассники становятся читателями библиотеки.
Работа по развитию читательского интереса проводится по планам, составленным с привлечением школьного библиотекаря.
В своей работе мы должны руководствуемся словами В.А.Сухомлинского: «Чтение как источник духовного общения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается», «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (Сухомлин-ский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972).
Формирование и совершенствование навыка чтения
В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.
Уроки чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. Однако в классах всегда оказывается группа слабо читающих учеников. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать и в конечном счете к отставанию в учебе.
Чтобы избежать этого, можно проводить специальные тренировочные упражнения.
Работу всегда надо начинать с проверки осанки. Это формирует умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу.
На протяжении урока необходимо проводить минутки расслабления, обеспечивающее максимальный отдых.
Ученики закрывают глаза, опускают руки на колени и производят вращательные движения глазными яблоками.
Зрительное восприятие — это упражнения, направленные на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.
Для воспитания у детей зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, начиная с буквенного периода.
Какая буква лишняя? А У Р О Ы
Какой слог лишний? МА РА НА ЛЫ
Что общего в словах?
Мел — мель мол — мял мыл — мил
Чем слова различаются?
Река — речка —- ручка — ручей — ручеек
После приобретения учениками навыка быстрого «схватывания» одного-двух слов можно перейти к прочтению более сложных слов.
Переведи слова с марсианского.
Гирт (тигр)
Соли (слон)
Чукар (ручка)
В дальнейшем подобную работу можно проводить на небольших текстах.
На келыбар.
Ратеяблоишп тиволъ убры. Асаш ёсн до-чуки. Кляо и Асаш лизяв тьес. Асаш мойпал кенуой.
На рыбалке.
Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Саша взяли сеть. Саша поймал окуней.
Следующий вид работы: текст, где все слова написаны слитно.
Если скорость чтения еще не достигла скорости разговорной речи (120 слов в минуту), надо увеличить частоту тренировок. Это могут быть ежеурочные пятиминутки «жужжащего» чтения или трехкратного чтения текста.
Если скорость чтения меньше 100 слов в минуту, то это означает, что не вполне развита оперативная память. Можно использовать диктанты по системе И.Т. Федоренко.
Особенность такова: если первое предложение содержит всего 2 слова (Идет снег), 8 букв, то последнее предложение состоит уже из 46 букв.
Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 букве. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, оперативная память ученика развивается настолько, что он может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8-9 слов.
Технология проведения зрительных диктантов: на доске пишут шесть предложений и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени (оно указано около предложения) читают его про себя, стараясь загюътшъ. Врет ж^ж&улда «ейокь-шое (от 4 до 7 секунд). По истечении времени учитель убирает предложение и предлагает записать его в тетрадях.
После этого следует экспозиция второго предложения и т.д. На шесть предложений обычно уходит от 5 до 8 минут времени. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
Если учащиеся не запоминают, что писали, этот набор следует повторить. Когда предложения становятся длинными, набор повторяется 4-5 дней. Основные правила проведения этой работы:
• Ежедневность. При этом скорость чтения развивается до 44 слов в минуту.
• Чтение предложения происходит молча.
• Записи ведутся на листочках.
• Записи собираются, не проверяются и не возвращаются.
• Задания можно усложнять.
• Повторение и закрепление написания наборов предложений.
Если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, рекомендуется использовать для стимулирования самозамеры, чтение перед сном или просмотр диафильмов.
Если падает осмысленность чтения, то следует усилить упражнения по пересказу.
Если ученик устойчиво не увеличивает скорость чтения в течение двух месяцев, следует помочь ему преодолеть этот резонансный барьер, использовать многократное чтение и стимулирование.
Ежеурочные пятиминутки («жужжащее» чтение) проводят в начале каждого урока. Во II классе время их сокращается до 2-3 минут. Эффективность обусловлена частотой тренировок.
Метод стимулирования
1. Самозамеры. 3-4 минуты «жужжащего» чтения, затем подсчет результата.
2. Чтение перед сном. Спросить, что читали вчера, как звали героев, что они
делали, снились ли?
3. Просмотр на ночь диафильмов.
Методы повышения осмысления чтения Достигается упражнениями: пересказ,
ответы на вопросы, составление вопросов к
тексту.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Технология работы;
Первый раз текст читает учитель. После того как начало нового произведения прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, предлагается начать чтение всем одновременно.
* Второй раз ученики читают в течение 1 минуты, каждый из учеников отмечает, до какого места успел прочитать.
* Третий раз читают вновь, и каждый от-
мечает, сколько слов прочел. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Чтение в темпе скороговорки Технология работы:
* При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Они не должны проглатываться учениками, а должны четко проговариваться. » Отрывок текста следует читать скороговоркой в течение нескольких минут, читать четко, проговаривая окончания.
Если скорость чтения достигала 50-60 слов в минуту и далее не растет, то не исключена возможность резонансного барьера. Чтение перед сном
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью.
Еще двести лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи Псалтырь на сон грядущий!», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.
Если школьник не любит читать, то не обходим режим щадящего чтения.
Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого полу чает кратковременный отдых. Этот прием обучения можно рекомендовать родителям.
Если таким образом читать ежедневно, то за две недели барьер будет пройден.
Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
Чтение — основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В ходе проведения игры и занимательных упражнений можно прививать учащимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умение самостоятельно работать с текстом.
Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила».
Учись читать правильно
1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. При чтении будь внимательным к каждому слову.
4. Старайся понять, о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и про себя.
В работе по совершенствованию навыка чтения можно использовать следующие упражнения:
1) на развитие четкости произношения;
2) вырабатывающие внимание к слову и его частям;
3) развивающие оперативное поле чтения и память;
4) развивающие скорость чтения вслух, умение угадывать последующий текст.
Урок лучше начинать с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения (чистоговорки). Затем следуют скороговорки. Школьники знают их очень много, находят их в книгах, детских журналах и сами разучивают со своими одноклассниками.
Далее проводится работа с таблицей согласных: ученики называют согласные одного ряда квадрата на одном дыхании; читают согласные с какой-нибудь гласной. После этого учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
Таблица комбинации согласных букв
с
д
б
г
р
г
л
г
м
л
Б Х Р К
д
т
р
с
р
в л
п
р
з
н
Р Д М Р
к
к
з
н
д
н з
л
т
м
т
Г Л Б К
м
лн
г
д
з
б н
с
к
л
п
Р Т Г 3
Б
п
ж
р
в
р г
д
р
ж
р
ЖС Ф Л
м
ж
л
в
г
л
д
к
с
д
м
Т 3 Д К
ж
к
б
т
н
с п
с
к
р
д
Л Б Р Б
л
ш
к
с
л
ж л
д
н
ш
г
3 Т Н Ж
р
т
м
р
з
м т
м
б
к
р
В Р С Н
т
п
н
в
н
т
л
м
к
л
г
Р М Т Р
с
з
в
д
л
п
щ
к
в
щ
л
3 Р Ж Б
р
ц
р
т
м
с г
т
н
к
р
Л Д К Р
т
п
с
п
л
б з
р
г
з
м
Н Б Л Ч
с
н
ш
р
с
н г
м
ф
л
т
3 Р Л Ч
с
б
р
з
м
в
т
р
т
м
Н С П Р
к
«Жужжащее» чтение — это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Общий тренаж увеличивается во много раз, хотя отводится для чтения всего 5 минут урока, причем 3 минуты учащиеся читают вслух с использованием решетки, которая накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).
Школьники, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно сдвигать решетку влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста.
Также используются такие виды работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов; ролевое чтение с инсценировкой; синхронное чтение «буксиром», когда один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошо читающим; «игра в прятки»: ведущий читает с любого места, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего; «мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильное слово, ученики должны услышать, прервать чтение и прочитать слово правильно. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправлять самого учителя, что поднимает их авторитет и придает уверенность в своих силах; «чтение за диктором»: диктором может быть учитель, хорошо читающий ученик, грамзапись произведения.
Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Начиная с I класса стоит завести с учениками тетради по чтению, где они будут выполнять творческие задания по изученным произведениям и делать рисунки к ним. В I классе выполняется штриховка, схемы предложений, ученики печатают слова. Во 2-4 классах в этих тетрадях проводятся тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктанты по текстам И.Т. Федо-ренко. При такой ежедневной работе развивается оперативная память, школьники усваивают смысл предложений, читать им становится интересно, и поэтому процесс обучения идет гораздо быстрее и качественнее.
Одним из видов активизации деятельности учащихся является соревнование. Соревнование «Веселая гусеница» проводится в классе, прививает любовь к чтению, причем не только к содержанию прочитанного, но и к самому процессу чтения, превращает обучение в увлекательную игру. Суть игры в следующем: прочитав самостоятельно 10 страниц художественного текста (условия оговариваются в каждом классе), ученик вырезает кружок из цветной бумаги или окрашивает в какой-нибудь цвет одну сторону диаметром 5-10 см. Затем изображает либо главное действующее лицо, либо основное действие прочитанной книжки. На цветной стороне он записывает название книжки, фамилию автора и прикрепляет все это к голове гусеницы. Прочитав следующие 10 страниц, ученик к первому кружочку присоединяет второй и т.д. Таким образом, получается цепочка, напоминающая гусеницу. По мере увеличения числа прочитанных школьником книг гусеница становится все длиннее и длиннее.
Задача научиться бегло читать, наряду с задачей формирования интереса к чтению, должна быть поставлена как перед учащимися, так и перед их родителями. Если родители заинтересованы, то можно познакомить их со специальными упражнениями по технике чтения. Для этого учитель организует тематические собрания и консультации, где подробно рассказывает, как организовать работу с детьми дома. Для этого составляются рекомендации для индивидуальной работы с ребенком дома.
Рекомендации родителям
Уважаемые родители, известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, па ряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».
Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу. Начинать чтение нужно с обложки и титульного листа.
Ваша домашняя библиотека дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызывает интерес к чтению.
Упражнения для развития техники чтения
1. Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
2. Написать буквы и прочитать их.
Звуковая разминка:
а-о-у-ч-и-э; а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э;
аоуиэ, аоуи;
с-з-ж, ш-з-с, жа-ча-ща, жба-жбэ,
3. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
4. Выбрать из текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.
5. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне, или нет?
6. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
7. Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.
б. чтение за рабатывает скорость произношения слов),
9. За 1 минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
10. Найти вторую половину:
кос — ничий
мо — монт
ко — на
лес — та
ре — вок
го — са
пар — мос
со — тор
вес — род
Задания, формирующие интерес к чтению
1. Чтение по ролям.
2. Придумать к рассказу свой конец, сравнить с авторским.
3. Составить вопросы к тексту.
4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
5. Взрослый, ставя проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на него в тексте.
Совместно с родителями проходят открытые уроки-праздники «Чтение — главное учение», «Папа, мама, я — читающая семья», на которых происходит знакомство всех с новинками литературы, родителей — с техникой чтения детей.
Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыком чтения, снимает трудности чтения, а значит, повышает у детей интерес к нему. Практикуя различного рода задания, оживляя уроки чтения дидактическими материалами, могу заметить, что мои ученики хорошо читают, а самое главное — учатся любить книгу.