Конспект логопедического занятия по теме: «Коррекция навыка чтения и совершенствование связной речи на примере работы с текстом «Снегирь»


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 122»











Конспект логопедического занятия
по теме:
«Коррекция навыка чтения и совершенствование связной речи
на примере работы с текстом «Снегирь»


3 класс




Составила: учитель-логопед
Пачурина Влада Витальевна

















ЦЕЛИ:

Образовательная:
Совершенствовать у учащихся навык правильного и осознанного
чтения.

Корекционно-развивающие:

Расширять способы действия с текстом.
Совершенствовать самостоятельную связную речь.
Расширять и уточнять словарный запас у учащихся.
Развивать психические процессы: объём и концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, зрительную и слухоречевую память.
Развивать контроль и самоконтроль при чтении.
Продолжать работу по предупреждению ошибок при чтении.

Воспитательные:
1. Формировать эмоционально-положительное отношение к процессу
чтения, интереса к чтению.
2. Воспитывать правильное отношение к миру, окружающим людям,
природе.
3. Развивать умение слушать и воспринимать чужое мнение
или высказывание.


ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, иллюстрации птиц,
демонстрационные и индивидуальны карточки со слогами,
словами, тексты, магнитофонная запись голосов птиц.


















ХОД ЗАНЯТИЯ:

Орг. момент (2 мин.)

А) Сядет тот, кто правильно прочитает слово и назовёт какой частью речи оно является. (ПТЕНЦЫ, ПРИЛЕТАЮТ, КРАСНАЯ).

Б) Включается магнитофонная запись голосов птиц.

- Что вы слышите? (Голоса птиц)
- Вы уже догадались, что сегодня на занятии у нас опять пойдёт разговор о птицах, а
о какой птице вы будете читать, узнаете чуть позже.

II. Массаж. (2 мин.)

- Помассируем биологически активные точки. Они активизируют нашу память, улучшают носовое дыхание.
а) мочки ушных раковин;
б) в уголках рта;
в) вдоль крыльев носа.

III. Дыхательная гимнастика. (3 мин)

(Слайд №2) а) Вдох через нос – выдох через нос;
вдох ртом – выдох носом;
вдох носом – выдох ртом;
вдох ртом – выдох ртом.

б) - На прошлом занятии мы читали с вами текст о сороке и разучивали скороговорку: (Слайд №3)

ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ
ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ.

- Проговорим эту скороговорку (перед зеркалом): медленно, в среднем темпе, быстром.

IV.Основная часть. (25 мин)

Разгадывание кроссворда (Слайд №4)

– Сейчас разгадаем кроссворд с помощью загадок. Перед каждым из вас карточки с напечатанными словами-отгадками. Среди этих карточек вы должны выбрать верный ответ. (СОВА, СНЕГ, ДЯТЕЛ, ГРАЧ, ПТИЦА, СОРОКА, ВЬЮГА)

Днём стоит
Ночью летает
Прохожих пугает.
(сова)

Вился, вился белый рой
Лёг на землю – стал горой.
(снег)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном
«Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу».
(дятел)

Ты его узнаешь сразу,
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит
Червяков, жуков находит.
(грач)

Рук нет, а строить умеет.
(птица)

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая
Птица говорливая, самая болтливая.
(сорока)

Гуляю в поле, летаю на воле
Кручу, верчу, знать ничего не хочу.
(вьюга)

- Молодцы! Разгадали весь кроссворд, а теперь прочитайте по вертикали слово из выделенных букв (СНЕГИРЬ). (Слайд №5)

2. Объявление темы занятия.

- Сегодня на занятии мы будем работать с текстом «Снегирь».
- Какие орфограммы встретились в этом слове?
- Подберём однокоренные слова к этому слову и обозначим корень (-СНЕГИР-)
(СНЕГИРЁК, СНЕГИРЁНОК, СНЕГИРИНОЕ)

3. Чтение слогов, которые встретятся в тексте на выдохе:

РТИ, КРАС, БРЮШ, ГРУД, БРАЗ, БЛЕС

4. Чтение столбиков слов, которые встретятся в тексте.

а) чтение про себя;
наряд зимней улетают
грудка хвойные оживляют
белизна грустная наступают
шапочка спокойные привыкают
гнёздышко снегириное устраивают
б) уточнение значения слова БЕЛИЗНА
(Белизна – очень белое, цвета снега, мела)

в) чтение по очереди с прочитыванием предыдущих слов;

г) чтение слов, которые являются только существительными, прилагательными, глаголами.
- Чем столбики отличаются друг от друга?
(В первом столбике – имена существительные, во втором – имена прилагательные, в третьем – глаголы).

д) чтение хором

5. Гимнастика для глаз. (Слайд №6)

а) Упражнение «Жмурки»;
б) упражнение «Вращение»;
в) упражнение «Взмах крыльями»;

6. Работа с трудными словами по индивидуальным карточкам.

а) чтение с наращиванием слогов:

Од – одно – однооб – однообраз – однообразную
Не – нето – нетороп – неторопли – неторопливы
На – насви – насвисты – насвистыва – насвистывают
До – досто – достоин – достоинст – достоинство

На доску вывешиваются эти слова и прочитываются учащимися с доски

б) уточнение значений этих слов:

Однообразное – неменяющееся (постоянно такое же)

Достоинство – 1) положительное качество, достоинства – много высоких моральных,
положительных качеств, уважение качеств в самом себе;
2) стоимость, ценность денежных знаков.

в) нахождение этих слов в тексте с подсказкой на абзац:
насвистывают, однообразную (3-й абзац)
неторопливы, однообразную (6-й абзац)

7. Чтение текста про себя.

Объявить за сколько минут прочитал каждый.

8. Вопросы по тексту:

Найти в тексте и прочитайте:
1) Описание внешнего вида снегиря.
Где живет и как устраивает гнезда?
Чем питается?
Как автор описывает поведение снегирей?

9. Рассказ о снегире. (Слайд №7)

- Кто из вас может рассказать о снегире по плану?

1. Внешний вид снегиря.
2. Чем питается.
3. Где обитает.
4. Особенности поведения.

V. Итог занятия. (5 мин)
- С каким текстом мы работали на нашем занятии?

- Что интересного вы узнали про снегирей из прочитанного текста?
(Появляются с первым снегом, поют мелодичную и грустную песню, очень доверчивы, легко
привыкают к людям, но в неволе теряют свою окраску и становятся черными)

- Какие новые слова вы встретили в тексте, объясните значение? (Белизна, однообразные,
достоинство)

- При выполнении каких заданий испытывали трудности?

- Какие знания нам потребовались на нашем занятии (умение читать, умение находить
ответы на вопросы в тексте, умение правильно строить связное высказывание).

VI. Оценка деятельности. (3 мин.)

Оценить работу каждого учащегося.



































Приложение

рти, крас, брюш, груд, браз, блес
-------------------------------------------------------
фор, пуск, три, блю, крас, зву
-------------------------------------------------------
гнёз, сто, пло, брок, сме, пред
-------------------------------------------------------
туч, рож, цеп, спе, прик, очк
---------------------------------------------------







од – одно – однооб – однообраз – однообразную

на – насвис – насвисты – наствистыва – насвистывают

не – нето – нетороп – неторопли – неторопливы

до – досто – достоин – достоинст – достоинство










наряд зимней улетают
грудка хвойные оживляют
белизна грустная наступают
шапочка спокойные привыкают
гнёздышко снегириное устраивают


ЗАГАДКИ
Днём стоит
Ночью летает
Прохожих пугает.
(сова)

Вился, вился белый рой
Лёг на землю – стал горой.
(снег)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном
«Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу».
(дятел)

Ты его узнаешь сразу,
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит
Червяков, жуков находит.
(грач)

Рук нет, а строить умеет.
(птица)

Непоседа пёстрая, птица
длиннохвостая
Птица говорливая, самая
болтливая.
(сорока)

Гуляю в поле, летаю на воле
Кручу, верчу, знать ничего не хочу
(вьюга)

СОВА
СНЕГ
ДЯТЕЛ
ГРАЧ
ПТИЦА
СОРОКА
ВЬЮГА


ОДНООБРАЗНУЮ
НЕТОРОПЛИВЫ

НАСВИСТЫВАЮТ
ДОСТОИНСТВО
ПТЕНЦЫ
КРАСНАЯ
ПРИЛЕТАЮТ

Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415