«Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения».

Айсина Рима Равилевна, 1967 г.р., учитель начальных классов МБОУ «Латышовская средняя общеобразовательная школа» Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия. В 1988 году окончила Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева   по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Общий стаж работы 27 лет, в должности учителя начаотных классов– 27 лет. Стаж работы в МБОУ «Латышовская СОШ» Кадошкинского муниципального района – 25 лет.
Моя методическая тема: «Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения».
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. В методике выделены основные критерии чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная методика литературного чтения направлена на поиски решения проблемы формирования навыка чтения, в том числе критерия выразительности. В процессе обучения в начальной школе формируется языковая личность младшего школьника. Учитель начальных классов раскрывает младшим школьникам богатство и красоту русского языка. На уроках литературного чтения используются различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи, обогащение словарного запаса, на формирование умения передавать свои мысли и чувства выразительно. Выразительное чтение художественного произведения учителем вслух помогает младшему школьнику понять идейное содержание произведения, эмоционально воспринять художественные образы произведения, ощутить их эстетическое воздействие.
Объект исследования - формирование навыка чтения
Предмет исследование – формирование навыка выразительного чтения у младших школьников 2 класса.
Цель исследования - подбор методических приёмов и заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения.
Гипотеза: формирование навыка выразительного чтения младших школьников будет проходить успешнее, если на уроках литературного чтения при соблюдении следующих условий:
1.  если систематически использовать методические приемы обучения, нацеленные на формирования выразительного чтения;
2.  если специально для упражнений подбирать дидактический материал, способствующий развитию навыков выразительного чтения.
Задачи исследования:
1.  Изучить понятие выразительность чтения и выделить компоненты выразительного чтения.
2.  Рассмотреть содержание требований ФГОС и программ по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения.
3.  Подобрать современные методические приемы формирования выразительности чтения на уроках литературного чтения.
4.  В процессе опытно – экспериментальной работы применить подобранный методический и дидактический материал.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психологической, методической литературы; наблюдение за учебным процессом; констатирующий и обучающий эксперименты; количественный и качественный анализ полученных результатов. Методологической основой исследования стали теория методики работы над выразительным чтением,  разработанная в трудах Ушинского К. Д., Маймана Р. Р., Львова М. Р., Завадской Т. Ф.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе современных методических приемов формирования выразительности чтения на уроках литературного чтения.
Практическая значимость состоит в уточнении достаточных и доступных для учащихся 2-го класса сведений о критериях, компонентах и приемах выразительного чтения, направленных на формирование умения выразительного чтения.
Младший школьник при работе с текстом, по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения, должен научиться оценивать свои знания:  высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Вместе с тем учащиеся получат возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;  в работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
На протяжения четырёх лет обучения литературного чтения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Выразительное чтение - чтение вслух (наизусть или по книге), в котором передается идейно-образное содержание текста при соблюдении норм литературного произношения. Выразительное чтение рассматривается как следствие и важный показатель сознательности чтения и отвечает следующим требованиям: 1) достаточная громкость, четкость и правильность произношения; 2) ясная передача мыслей автора (правильная расстановка пауз и ударений); 3) выявление в чтении чувств и настроений, содержащихся в тексте, основных черт характера, мотивов поведения и взаимоотношений героев произведения. Различие между выразительным чтением и профессиональным искусством художественного чтения заключается в степени глубины, полноты и яркости передачи содержания и художественных особенностей читаемого произведения.
Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
Существуют специальные требования, предъявляемые к выразительности в каждом классе, можно представить в виде таблицы.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения – 30 – 40 слов в минуту
Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Соблюдение интонации, пауз, логического ударения и темпа чтения. Темп чтения незнакомого текста – не меньше 50 слов в минуту
Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70 – 75 слов в минуту
Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению

Обучение выразительному чтению начинается с I класса, с периода обучения грамоте. На уроках используются специально подобранные упражнения, которые подготавливают к формированию навыка выразительного чтения: прочитать слоги с разной интонацией, чтение слогов, пропевая их с повышением и понижением голоса. В учебном пособии Т. Ф.Завадской «Методика выразительного чтения» сформулированы основные положения методики формирования выразительного чтения в начальных классах: «1) Учащиеся должны хорошо понимать, что им следует передать слушающим, читая текст произведения. 2) У учащихся должно быть живое и верное отношение ко всему, о чем говорится в произведении. 3) Учащиеся должны читать текст произведения с осознанным желанием передать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передать так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили».
На уроках необходимо использовать различные виды чтения, такие как образцовое чтение учителя, повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения, слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста, показательные чтения лучших учеников.
Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста, которые помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, выделить главное в тексте. По месте размещения в тексте знаки классифицируются на строчные, надстрочные и подстрочные. Л. Горбушина предлагает следующие наиболее часто употребляемые знаки, представлены в таблице.
1.
Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком / над буквой.

2.
Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром логическое – одной чертой, психологическое – [П] перед словом или предложением.

3.
Паузы: короткая – вертикальным пунктиром (¦), средняя – одной вертикальной чертой (
·), длительная – двумя вертикальными чертами (
·
·).

4.
Слитное произнесение обозначается дугой
· над словами.

5.
Мелодика: подъем (повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова ( ); понижение голоса – ( ); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами.

6.
Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя

При формирование у младших школьников навыка выразительного чтения необходимо систематически использовать на уроке специальные приемы и упражнения на управление дыханием, постановку логического ударения; изменение силы голоса; на умение читать с верной интонацией; расстановкой пауз и темпа чтения.
Для формирования у младших школьников навыка выразительного чтения является важным отработка речевого дыхания, что легко можно выполнить на слоговом материале. Здесь дыхательные упражнения сочетаются с плавными движениями рук вверх вниз.
Описание констатирующего этапа опытно – экспериментального исследования
Констатирующий этап опытно – экспериментального исследования проводился в условиях МБОУ «Латышовская СОШ» в 2014 году. В эксперименте принимали участие 5 учеников 2 класса.
Цель данного этапа исследования: выявить первичное представление учащихся 2 класса о выразительности чтения и составляющих его компонентов, исходный уровень умения выразительно читать.
Эксперимент проводился на уроках литературного чтения во 2 классе, обучение происходит по программе «Литературное чтение», авторы Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. (Учебно-методический комплекс «Школа России»). Эксперимент проводился на основе материала раздела «Люблю природу русскую!»
На уроке литературного чтения во 2 классе в разделе: "Люблю природу русскую. Выбрана тема «Осень. А. Фет «Ласточки пропали»" Цель урока: в процессе знакомства детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали» развивать образное мышление и формировать навык сознательного, выразительного чтения.
На уроке был проведен аналитический разбор стихотворения А. Фета «Ласточки пропали». Особое внимание учеников было обращено на то, что при чтении произведения наизусть необходимо делать это выразительно, учитывая следующие критерии: звучание своего голоса, громкость, паузы, темп чтения. Мною на уроке был дан образец чтения.
В конце урока было проведено анкетирование младших школьников. В анкете были предложены вопросы, направленные на выявление их отношения к читательской деятельности
1.  Любишь ли ты читать литературные произведения?
2.  Как, по-твоему, ты выразительно читаешь на уроках литературного чтения?
3.  Ты когда–нибудь участвовал (а) в инсценировках литературных произведений?
4.  Можешь ли ты прочитать выразительно новое для тебя произведение?
5.  Легко ли тебе удается выразительно читать?
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.
Для тренировки способа чтения, темпа включаю в структуру каждого урока пятиминутки жужжащего чтения. Каждый ученик упражняется в чтении одновременно со всеми, вполголоса, со своей скоростью. По команде «Молния» - читают в темпе скороговорки.
При чтении стихотворений использую следующие задания для многократного прочтения текста:
 - Прочитайте и отметьте понравившиеся строки.
- Прочитайте и найдите слова, смысл которых не понятен.
- Прочитайте и найдите эпитеты (сравнения, метафоры).
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю правильным начать эту работу с формирования следующих умений :
Развитие оперативной памяти и внимания к слову.
Для развития данного умения часто использую упражнение «Фотоглаз».
Слова из стихотворения печатаются на карточках, для прочтения которых отводится несколько секунд. Ребенок должен успеть прочитать и назвать прочитанное слово. Затем выясняется лексическое значение слова.
Например: вьюга, метель, поземка, буря
 Задания:
- Прочитайте.
- Каково значение каждого слова?
- Как данные слова различаются по смыслу?
Другой прием, развивающий оперативную память – чтение с доски и запоминание небольшого стихотворения.
Задания:
- Прочитайте вслух, про себя.
- В разных темпах.
- С разной интонацией: радостно, грустно, удивленно.
- Воспроизведи текст по памяти.
 Развитие интонационных умений.
Первый этап – наблюдение с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения. 
Следующий этап – наблюдение и практические упражнения в постановке пауз между синтагмами, словосочетаниями.
Далее рассматривается роль поэтической паузы. Сопоставляются варианты пауз, определяется их смысловая роль.
 Уделяю внимание простейшим случаям психологической паузы (смена мыслей, настроений).
Необходимым является умение выделять при чтении важные слова и сочетания слов (логические ударения); умения слышать логические ударения в чтении учителя, товарищей; самостоятельно находить слово, которое следует прочесть с логическим ударением.
На практике использую определенную последовательность работы:
самостоятельное выделение логических ударений,
анализ вариантов смысловых ударений в зависимости от изменения смысла и объяснение своего выбора.
Фрагмент урока:
- Прочитайте эту строчку с разной постановкой логического ударения.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад
- Какая мысль подчеркивается в каждом случаи?
Обогащение словарного запаса.
Работа над лексическим значением слов ведется на каждом уроке в единстве с анализом произведения. Прошу детей найти в тексте слова, смысл которых не понятен. Выясняем значение этих слов, используя толковый словарь.
Веду работу над выразительными средствами языка: сравнением, эпитетом, олицетворением.
Работа над элементами интонации (составление партитуры чтения)
При работе над стихотворением учу детей чувствовать рифму и ритм стиха, расставлять паузы (- короткая, | - средняя, || - длинная), выделять голосом «главные слова», т.е. ставить логическое ударение. Учу детей владеть своим голосом – громкостью, силой, мелодикой, четкостью произношения.
Эту работу веду после анализа стихотворения, выяснения смысла незнакомых слов, определения задачи чтения (какие чувства и мысли хотел передать автор, что наиболее интересно и важно в тексте с точки зрения исполнителя, что должны понять и почувствовать слушающие тебя люди).
Выразительное чтение одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами, а также уловить суть и смысл прочитанного текста. Формировать навык выразительного чтения у младших школьников это значит учить выражать в живом слове чувства и мысли, которыми насыщено как художественное произведение, так и читательское восприятие.
Проанализировав психолого-педагогические и литературоведческие источники по проблеме исследования, а также опыт работы учителей-практиков, приобрели теоретический опыт по организации целенаправленной систематической работы, направленной на формирование и совершенствование навыка выразительного чтения и речи учащихся на уроках литературного чтения. Рассмотрев сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению, раскрыли понятия выразительного чтения, определили средства выразительности и подобрали упражнения для формирования навыка выразительного чтения младших школьников, в соответствии с требованиями ФГОС. Также изучили методику организации этого процесса, разработали и провели уроки, на которых были использованы упражнение на формирование правильного дыхания и артикуляцию, постановку логического ударения в предложении, обучение смысловому интонированию. Учащиеся научились пользоваться условными обозначениями, которые помогают создать партитуру текста стихотворения в процессе подготовки выразительного чтения.
Результаты опытно – экспериментальной работы показали, что теоретические и методические знания, приобретенные мной, дают мне возможно осознанно включать в учебный процесс упражнения, направленные на формирование навыка выразительного чтения. Всё это отражается на результатах эксперимента. Выразительное чтение стихотворения учащимися кроме эмоциональности наполняется осознанностью, пониманием прочитанного. Методическая подготовка самого учителя, его осознанный выбор упражнений и дидактического материала отражается на результатах обучения младших школьников.
Умение говорить выразительно, эмоционально, грамотно и полно является залогом успешного обучения младших школьников в дальнейшем, а также играет большую роль в процессе межличностного общения в жизни.
Литература.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку школьников - М.: Издательский центр «Академия», 1997г.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981г.
3.  Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. – М.: Просвещение, 1979. С. 101-135
4.  Аксенов В. Л. Искусство художественного слова. – М.: Просвещение, 1954, С. 64-125
5.  Аргинская И. И. Обучаем по системе Л. В.Занкова. М. Просвещение, 1994
6.  Артоболевский В. Г. Художественное чтение. М. Просвещение, 1978
7.  Артоболевский Г. В. Художественное чтение. - Книга для учителя и руководителей художественной самодеятельности. - М.: Просвещение, 1978. С. 192-211
8.  Баранова С. П., Сластенин В. А. Педагогика - М.: Просвещение, 1976. С. 256 – 277
9.  Блинов И. Я. Выразительное чтение и культура устной речи. – М.: Просвещение, 1946. С. 153 – 165
10.  Гашкова И. А. журнал «Начальная школа» Издательский дом "Первое сентября" №1 2013г. С.23


Рисунок 1Рисунок 4Њђ Заголовок 115