Классный час на тему «Добро руками сотвори» для 4 класса


Классный час по технологии этического диалога для учащихся 4 класса (10 лет)
Название занятия: «Добро руками сотвори»
Цель: формирование представлений учащихся об общечеловеческих качествах – доброте, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
Задачи:
1) создать условие для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера личности;
2) формировать способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни;
3) развивать творческое воображение.

Место занятия: учебный класс
Актуальность занятия: недостаточно сформированная духовно-нравственная культура воспитания ведет к негативному воздействию, прежде всего на детей, которые как губки впитывают не только положительные, но и отрицательные стороны жизни. Это приводит к частым конфликтам, где отсутствие умения устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками приводит к равнодушию и одиночеству. Возникла необходимость выработать ряд дополнительных мероприятий для создания благоприятной атмосферы в классном коллективе.
Технология «Этический диалог» А.И. Шемшуриной, взятая в основу проведения занятия рождает совместный процесс мыслительной деятельности детей, и каждый ученик может проявить свои индивидуальные возможности и творчество. Её методические рекомендации настолько конкретны, что, ознакомившись с ними, идёшь в класс с уверенностью, что беседа с детьми о человечности, о этике и культуре поведения пройдёт успешно. В рекомендациях даны вопросы, которые полезно задать школьникам, приводится обширный литературный материал : сказки, стихи, тексты песен, которые послужат хорошей иллюстрацией к теме. Игры, творческие задания детям, упражнения, психологические эксперименты, тексты – всё это также включено в содержание бесед.
Конспект занятия
№ Структурные компоненты этического диалога Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога
1. Орг. момент, психологический настрой - Ребята, здравствуйте. Я рада встрече с вами, что вы все здоровы и у всех прекрасное настроение. Давайте под музыку встанем в круг и возьмемся за руки. (Звучит мелодия музыки «Дорога добра» М. Минкова)2. Вывод школьников на проблему - Как вы думаете, для чего нужны людям руки?
- Можно ли с помощью рук общаться? Какими бывают наши руки?
- Могут ли руки быть добрыми?
- А злыми?
- Что можно сказать о руке товарища?
- Можно ли обидеть человека, если у него такие теплые, нежные, мягкие, добрые руки?
- Какие руки бывают у людей, когда они злые?
- Могут ли руки помочь подружиться? А если хочется обидеть кого-нибудь из товарищей: стукнуть, толкнуть, о каких руках нужно вспомнить?
3. Построение логической цепочки - Ребята, скажите, пожалуйста, чего на земле больше: добра или зла? Почему? (высказывания детей)
На столе у вас лежат капельки выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое по-вашему самое плохое, нехорошее, злое. Давайте закрепим их на доске. Прилетела туча, стало холодно, темно, мы все замёрзли, промокли. Получился злой дождь.
- А может ли добро победить зло?
Выберите солнечный лучик и напишите на нем добрые качества и поступки, которыми можно исправить и прогнать зло.
(закрепляем сверху на капельках зла и уничтожаем их)
- Недаром в народе говорят «Доброта что солнце». Наши яркие, ослепительные, солнечные лучи ослепили злобу и она больше не проберется в наши сердца. Добро победило зло, как в сказке.
Но не всегда в жизни все происходит так просто.
- Ребята, тихо присядьте за столы и посмотрите на партах после дождя и солнца появилась радужная радуга.
4. Обращение к личности ребёнка - Как вы думаете, что такое доброта? Напишите на разноцветных листочках 7 качеств доброты. (Дети зачитывают свои предложения и размещают на доске).
- Какого человека мы можем назвать добрым?
- Послушайте стихотворение:
Я предал пса. Что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
Я тоже был с разлукою знаком.
И вот он у меня под боком дышит.
И руку лижет липким языком
Содержание стихотворение обсуждается.
- Можно ли этого человека назвать добрым? Почему?
(Дети отвечают, что добрый человек – это человек, заботливо относящийся к животным, друзьям, близким)
5. Точка наивысшего напряжения как кульминация - От того какие у вас будут друзья, каким и вы будете людьми, зависит только от вас. Послушайте небольшую притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
6. Резюме диалога - Все ребята в ваших руках, какие совершать поступки. Сейчас, пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы сегодня и вчера. Напишите его на листочке.
- А сейчас мы разместим их на доске. Получилась у нас поляна доброты.
Добро людей не выбирает,
Оно как солнышко сияет
И дарит всем тепло и свет,
Границ у мощи солнца нет.
Как солнца луч добро твори,
Его тепло боготвори.
И на своем земном пути
Не выбирая, всем свети.
- Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
- В заключении урока мы исполним песню из кинофильма Приключения Маленького Мука «Дорога добра» Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова.
ПриложениеПритча
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
Стихи о добре
Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку нужноВ любую минуту, всегда.И если кому-то поможет,Твоя доброта и дружба твоя,Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит!На свете живешь ты не зря!

Добро людей не выбирает,
Оно как солнышко сияет
И дарит всем тепло и свет,
Границ у мощи солнца нет.
Как солнца луч добро твори,
Его тепло боготвори.
И на своем земном пути
Не выбирая, всем свети.
Используемое оборудование: ноутбук, колонки, музыка (минусовка) и песня из кинофильма Приключения Маленького Мука «Дорога добра» Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова, капельки дождя из синей, черной бумаги, желтые лучики солнца, форма радуги 7 цветов, разноцветные цветы.
После проведения классного часа детей подвожу к дальнейшей работе. Предлагаю выполнить совместный проект «Делай добро», где даются задания для детей. Учащиеся подбирают иллюстрации, где они видят добро; рассказы и стихи о добре; пословицы и поговорки; песни; опрашивают родителей, как они понимают значение слова «делать добро».