Технологическая карта урока по изобразительной деятельности «Искусство на улицах города. Ажурные ограды»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по изобразительной деятельности
«Искусство на улицах города. Ажурные ограды»
Ф.И.О. Сальникова Светлана Ивановна
воспитатель изобразительной деятельности высшей квалификационной категории
Прогимназии НГДУ « Ямашнефть» ОАО «Татнефть» им. В.Д.ШашинаКласс 3
Дата 28 ноября 20__год
№ урока 13
Тема Искусство на улицах твоего города. Ажурная ограда.
Место в изучаемой теме 3 урок
Цель темы Образовательные:
Развивать способность видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни (на улицах города, домах, садах, парках)
Закреплять умение использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы (маркеры, бумага) и художественные техники (квиллинг, вырезание из бумаги, сложенной «гармошкой»).
Воспитывать культуру поведения при индивидуальной и коллективной работе.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
Формировать художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазию.
Воспитать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
Развивать умение анализировать собственную художественную деятельность с точки зрения содержания и средств выражения.
Регулятивные УУД:
Развивать творческое видение с позиции художника.
Формировать способности учащихся находить способ решения проблем творческого характера.
Развивать умение планировать и грамотно осуществлять варианты различных художественно-творческих задач.
Коммуникативные УУД:
Развивать умение планировать способы взаимодействия для достижения определенной цели
Формировать положительные эмоции от индивидуальной и коллективной художественной деятельности.
Познавательные УУД:
Проживание художественного образа в форме художественных действий
Планируемый результат Предметные:
Знать основы художественной культуры. Иметь представление о специфике искусства литейных дел мастеров.
Уметь передавать свои наблюдения через рисунок, аппликацию, конструирование из бумаги.
Личностные:
Понимать свою национальную принадлежность. Иметь чувство гордости за свою Родину.
Уметь организовывать самостоятельную художествено-творческую деятельность.
Использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла
Метапредметные:
Иметь представление об образной природе искусства.
Уметь выбирать способ и средства для реализации художественного замысла.
Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и оценивать результат своего труда.
Межпредметные связи Окружающий мир, музыка.
Ресурсы:
зрительные
музыкальные:
материальные:
Учебник
Рабочая тетрадь слайды и фотографии с видами парков, скверов, разного эмоционального звучания, разных городов, стран, с видами ажурных конструкций оград, мостов, ворот.
П. И. Чайковский цикл «Времена года»; Р. Шуман «На опушке леса», «Одинаковые цветы» из фортепианного цикла «Лесные сцены»; А. Глазунов фантазии «Лес».
Оборудование урока:
для учителя - интерактивная доска, проектор, ПК, веб-камера.
для учащихся - бумага черного цвета, графитный карандаш, черный маркер,
ножницы, клей-карандаш,
полоски черного цвета для квилинга.
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских; под редакцией Б.М.Неменского. 9-ое изд. М.: Просвещение, 2008 год
«Ажурные ограды» стр. 56 -59
Стр. 21
Принцип организации коллективной композиции Комбинированная работа – «квилинг», «заверши рисунок», «вырезание из сложенной цветной бумаги», «аппликация»
Организация пространства Совместно-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости.
Вид урока Создание проекта ажурной решетки
Этап урока.
Цель Деятельность
Учителя
Деятельность
ученика Мультимедийное сопровождение
1.Мотивация к учебной деятельности
Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2.Актуализация
знаний
Развивать способность видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни (на улицах города, домах, садах, парках)
О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
Что дает человеку пребывание в саду или парке?
Сад – это не мертвый, а функционирующий объект искусства. Его посещают, в нем гуляют, отдыхают, размышляют, развлекаются – во все времена по-своему.
У каждого парка свое назначение, свой образ. Назовите разновидности парков…
Вспомним составляющие парка…
О том, что живя в городской среде, человек изменяет природу, вытесняет ее. Но ему по-прежнему хочется жить рядом с ней, и поэтому он или заново создает зеленые уголки природы, или на основе сохранившихся зеленых массивов планирует особую городскую зону: парк, сквер, лесопарк, зоопарк. Там есть место и природным ландшафтам, зелени, и заметно присутствие, преображающая роль человека.
Пребывание в саду или парке дарит отдых душе и телу.
Парки для отдыха, детские парки, парки - музеи, парки – мемориалы…
Дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ажурные ограды, мостики, ворота, фонари, светильники. Слайд №1
(SMART Notebook)


Слайд №2
(SMART Notebook)
2760980122555276098012255527609801225552760980122555276098012255527609801225552760980122555
3. Объяснение нового материала.
Формировать художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазию.
Воспитать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
Развивать умение анализировать собственную художественную деятельность с точки зрения содержания и средств выражения.
Развивать творческое видение с позиции художника.
Формировать способности учащихся находить способ решения проблем творческого характера.
Наше путешествие по городу продолжается…
Вы, наверное, ребята встречали на улицах невзрачные, угрюмые заборы из бетонных плит, досок, красного кирпича?
Конечно, это может быть и удобно, но добавляет ли это красоты нашему городу?
А теперь посмотрите на ажурные ограды, искусство литейных дел мастеров, .которые
кажутся тончайшим кружевом из металла. Такие ограды необычайно красивы, легки и изящны.
Они придают особый сказочный образ тому зданию, около которого располагаются.
Как вы думаете, что подсказало создателям этих оград, как можно сделать такие прочные и изящные конструкции?
Конечно … это сама природа подарила художникам эскизы этих конструкций?
Художники по-особому смотрят на природу, ищут в ней необычную красоту.
Паутина, замысловатые морозы на стекле - все это и легло в основу наших ажурных резных оград. Попробуйте рассмотреть крылышко стрекозы и паутинку. Видишь, как переплелись здесь тончайшие металлические прутья в виде вьющихся растений. Они тянутся вверх, обвивают невидимые нити Как сцепились между собой тончайшие нити и жесткие перегородочки! Это сцепление и сделало хрупкие творения природы очень прочными.
Все ограды не похожи друг на друга.
Каждая из них произведение искусства.
Авторов их уже нет в живых, а ограды радуют нас своей красотой до сих пор.
– Кто же сделал эти ажурные ограды и решетки?
С древних времен изготовлением изделий из металла занимались кузнецы, а место, в котором работал кузнец, называлось кузницей.
При работе кузнецу часто помогает подручный-молотобоец. Иногда вместе с кузнецом работают два или даже три молотобойца. Кузнец своим молотком-ручником управляет работой молотобойцев так же, как дирижер своей маленькой палочкой – оркестром. Куда молоток кузнеца ударит, туда и бьет своим тяжелым молотом – кувалдой молотобоец. А если кузнец плашмя положит на наковальню свой молоток-ручник, то и молотобоец опускает свой тяжелый молот.
Славились на Руси кузнецы. Умение свое передавали они по наследству. Не каждый мог стать кузнецом.
Огонь, метал, тяжёлый молот…какие качества нужны кузнецу?
Не мало легенд сложено о мастерстве литейных дел мастеров. Приглашаю вас в живописный Петербург.
– Как вы думаете, что же мы будем делать сегодня на уроке? Природа


Нужна сила , сноровка, умение и талант
Слайд №3
(SMART Notebook)
Слайд №4
(SMART Notebook)
Слайд № 5
(SMART Notebook)
Слайд № 6 - 9
(SMART Notebook)
.
Слайд № 10
(SMART Notebook)
Слайд № 11
(SMART Notebook)
Кузнец – фантазия воплощенная в металле. Художественная ковка. 1.54 сСлайд № 12
(SMART Notebook)
Яндекс. Видео «Живописный Петербург» длительность фильма 54.52
(использовать с 52.00)
4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельная работа учащихся.
Развивать умение планировать способы взаимодействия для достижения определенной цели
Закрепление умения
Использования
художественных
инструментов и материалов.
Проживание художественного образа в форме художественных действий
Применение нового знания при выполнении задания.
Мы будем придумывать, и изготавливать решетку для нашего парка.
Для этого разделимся на группы.

Учащиеся первой группы будут рисовать черным маркером ажурные ограды по памяти и представлению
Учащиеся второй группы будут вырезать ограду...
Берем полоску черной бумаги и складываем несколько раз пополам, сильно не надавливая пальцами. По принципу вырезания снежинки начинаем конструировать форму ажурной ограды. Имитируем основание, верхнюю часть ограды и вырезы с 2-х сторон достаточно разнообразны по форме. Эти вырезы могут быть в виде сердечек, треугольников, овалов и других геометрических форм.
Удаляем вырезанные фрагменты, разворачиваем полученную форму и наклеиваем на фон листа.
Учащиеся третьей группы будут коллективно выполнять аппликацию в технике квиллинг – т.е. из скрученных полосок бумаги.
У каждого художника задумка должна быть своя
Хотите, чтобы в вашем нарисованном городе не было бы скучных заборов? Главное вовремя рассмотреть у природы сказочные мотивы и свои фантазии воплотить в жизнь и пусть пока на эскизе! Работа в группах.
Работа коллективно по сбору панно.
5. Включение в систему знаний и повторений
Развивать умение анализировать собственную художественную деятельность с точки зрения содержания и средств выражения.
Общий просмотр и анализ проделанной работы, ее ошибок и успехов
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Формирование положительных эмоций от индивидуальной и коллективной художественной деятельности. Имею представление об образной природе искусства.
Знаю о вкладе в искусство литейных дел мастеров.
Умею передавать свои наблюдения через рисунок, аппликацию, конструирование из бумаги.
Горжусь за свою Родину.
Уборка рабочих мест.
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу
Дифференциация и индивидуализация обучения (зачеркнуть не нужное): присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (зачеркнуть не нужное): репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей
Д.з. Присмотреться к облику парков, скверов. Погуляйте по городу с родителями. Подумайте, что делают в городе наши мастера – дизайнеры. Обратите внимание на фонари у подъездов, на площадках, в скверах, на ажурные конструкции оград. Сфотографируйте