Урок по ИЗО Внутренний мир русской избы


Учитель 1 категории Антонова Нина Ивановна МБОУ «Тавричанская средняя общеобразовательная школа» , Любинского района. Урок изобразительного искусства в 5 классе.
Тема: «Внутренний мир русской избы».
Цель: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; его символикой. Сформировать понятия духовное и материальное.
Задачи:•формировать у учащихся образное представление об организации и мудром устроении внутреннего пространства избы;
Развивать творческую и познавательную активность;
•воспитывать любовь к Родине , и народной культуре.
Личностные результаты:
- Развитие коммуникативных качеств у ученика в процессе практической деятельности;
Метапредметные результаты:
- Умение оценивать результат – художественный ответ – на поставленную задачу;
Предметные результаты:
- Знание образного языка народного прикладного искусства;
- Приобретение опыта выполнения декоративной работы.
Литературный ряд: стихи, сказки.
Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светелке»
Оборудование для учителя: компьютер, презентация, учебная иллюстрации с изображением внутреннего убранства избы (иллюстрации с изображением элементов русской печи, «красного угла», домашней утвари, рисунки учащихся прошлых лет.)
Оборудование для учащихся: альбом для рисования, карандаш, гуашь, фломастеры, , учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство», Н.А Горяева.
Тип урока: урок формирование новых знаний.
Методы обучения: элементы проблемного обучения, игра «Прием кластер», (составление кластера- графическая форма), работа в паре.
Организация учебной работы: фронтальная, индивидуальная.
Структура урока:
Организационный момент (1 минута)
Актуализация опорных знаний (повторение 5 минут)
Формирование новых знаний (10 минут)
Практическая работа (20 минут)
Физкультминутка.(1 минута)
Закрепление знаний(4 минуты)
Итог урока. Рефлексия (3 минуты)
Домашнее задание (1 минута)
Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин). Приветствие в виде разминки. Все поднимают руки. Разводят и опускают. – Пришли ребята в светлый класс и вы поздравьте нас сейчас (сжимают и разжимают кулачки)
Учились мы читать, писать. (повороты в сторону туловища):
- Учиться будем рисовать. (несколько хлопков)
Здравствуйте, ребята прошу всех тихо садиться. Проверим все ли у вас готово к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить принадлежности. Какие художественные материалы вы должны сегодня принести на урок? - ответы детей.
Проверяю готовность детей к уроку (альбом, простой карандаш, ластик, гуашь. фломастеры)
На каждом этапе я проговариваю время , которое дети должны затратить.
2. Актуализация опорных знаний. (этап предполагает подготовку мышления детей к деятельности).
Ребята, Давайте вспомним прошлый урок, на котором мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой. Ответьте, пожалуйста, о чем шла речь на прошлом уроке? (Ответы учащихся. Тема «Убранство русской избы». Рубленая изба. элементы избы, фронтон избы – чело. Передняя часть - лицо, фронтон. окна – глаза, наличники окон, узоры. И т. д.). Повторение пройденного материала.
На данном этапе урока я активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся, пробуждаю их интерес  к теме урока при помощи создания игровой ситуации, стихотворений-загадок и слайд - презентации
Работа в паре. Каждой паре учеников необходимо ответить на вопросы-загадки, которые демонстрируются в слайд-презентации, вписать ответы в графическую (прием кластер) таблицу и оценить друг друга.
Ребята, ответьте на вопросы:
- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?- зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?
- чем отличается деревянная резьба на избах Русского Севера от резьбы на избах Поволжья?
3.Формирование новых знаний.
Сейчас все тихо выйдем и пойдем в музей «Русская изба»(она находится на рядом с кабинетом ИЗО)
Ребята, отгадайте загадку: Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверь)
- Итак, мы входим в русскую избу. где пахнет хлебом, деревом, разными травами.
Я читаю стихи: Вот вам русская изба…
В центре стол, печь, образа,
Люлька нянчит малыша,
У стены большой сундук, самовар и утюг. Здесь мы видим много разных . необходимых вещей. которые мы можем потрогать руками
Предлагаю школьникам сформулировать тему
Посмотрите по сторонам, что вы видите? (ответы детей)
Ребята сегодня на уроке мы будем знакомиться с внутренним убранством крестьянского дома
Отгадайте следующую загадку: Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)
Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.
Ребята, а как могли украшаться потолок и стены? (Потолок часто украшался символами солнца, стены – растительным орнаментом.)
Внутреннее обустройство дома было различным, но археологи находят общие черты планировки избы. Что является одним из основных предметов внутреннего убранства крестьянского жилища? Вы ответите на вопрос, отгадав загадку:
Под одной шляпой четыре брата стоят. (Стол)
К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась вокруг стола, как бы показывая этим свое единство. Вдоль стен были расположены широкие лавки. На них и сидели, и спали. А знаете, чем они отличались от скамьи? (Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.) Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
Что вы понимаете под словом материальный? (Это мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья и благосостояния)
Что это за материальный центр дома? Об этом следующая загадка(подходим к печке)
Белая старуха на одном месте сидит,
Из угла в угол не переставить и из избы не вытащить (Печь)
      Учитель:  Но, по прежнему верю я после мороза,
       Русской печке, привету её и теплу,
        Где не раз под тулупом,
       Тяжёлым как туча,
       Благодарный своей человечьей судьбе,
       Забываясь от всех неурядиц грядущих,
      Засыпал я счастливый под песни в трубе.
                                              И. Денисов.
Как вы, ребята, думаете, почему печь – материальный центр дома? (Печь – кормилица и поилица и тела согревательница, защитница от голода, лекарь от болезни. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она – то и дала название всей постройке – «изба»)     Около печи  укрепляли деревянный настил - полати, на них спали .Рядом с печкой обязательно висели   полотенце и рукомойник -глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под потолком шли   полавошники, на которых располагалась крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки . С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки. иллюстрации сказок показываю по компьютеру («По щучьему велению», «Илья Муромец», «Гуси – лебеди», и т.д.)Печь в доме располагалась по диагонали от духовного центра дома.
Что вы понимаете под словом духовный? (Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.)
Духовный – от слова «душа». Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным».Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяевами.«Красный угол» указывал на полдень, на свет, на восход, на красную или божью силу.Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, посудные полки, сундуки, прялка. В сундуках крестьяне хранили одежду. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Особое место в избе занимал ткац кий станок – кросно, на нем женщины ткали.  
 -В каждой избе на потолке есть крюк, и в музее висит такой крюк. Кто знает, зачем он?  (размышления учеников)
   -На этот крюк вешалась люлька, где качали младенца. Можно было подвесить люльку и на гибкой жерди. Мягко покачиваясь она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.
  (демонстрация)
   Люлька тоже обязательно украшалась узорами оберегами.
   Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец. (можно его подержать в руках)
Мы с вами побывали в крестьянской избе. Теперь вернемся в класс. Учитель задает вопросы: Что вы увидели в музее? С какими предметами познакомились? Что видели первый раз? Для чего эти предметы нужны? Чем они служили человеку? И т. д.
4.Практическая работа. (тихо поет песня « В низенькой светелке»)
Задание: Нарисовать рисунок «Внутренний мир русской избы»,  раскрасить.
В начале выполнения задания предлагаю учащимся несколько вариантов интерьера крестьянской избы. Показываю на слайде рисунки-схемы. Выполняю рисунок – схему на доске с объяснением. Используя мой рисунок и ваши иллюстрации, которые вы принесли на урок придумайте свою композицию интерьера избы.Объяснение последовательности выполнения работы. Обращаю внимание на деревянный пол и стены. Ученики обогащают свои рисунки изображением крестьянских вещей: прялка, , ухват, люлька, полотенца, дорожки и др. все что видели в музее и вывешанные на доску рисунки учащихся прошлых лет. На данном этапе урока у учащихся формируются навыки самостоятельной работы.
Проговариваю, что дети должны успеть выполнить работу за 20 минут.
5.Физкультминутка
Предлагаю отдохнуть. Прошу всех дружно встать.
-Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравиться нам делать по порядку (приседания)
Весело шагать, руки поднимать (ходьба и руки вверх)
Приседать и вставать(приседания)
Прыгать и скакать (прыжки)
- Молодцы, садитесь.
6. Закрепление знаний.
Ребята, ответьте на вопросы:
- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?- зачем люди украшали свои жилища?Скажите, можно ли обставить современную квартиру так, как обставляли избу? Ответ обоснуйте.
7.Подведение итога урока. Рефлексия.(Оценка успешности на уроке)
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Понравился урок?
Ученики выходят к доске. Демонстрируют свой рисунок классу и отвечают на поставленный вопрос:
- Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе? Что у тебя получилось хорошо нарисовать?
Ответы детей должны быть полными. Сегодня на уроке я узнал…
Мне было трудно …
Теперь я могу…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать…
Меня удивило…
Мне захотелось…
-Какую оценку ты себе поставишь? (на доске висит нарисованное на плакате дерево без листочков. Ученик должен взять листик, если зеленого цвета оценка «5», желтого оценка»4» и приклеить к дереву. Так ученик себя оценивает.
8.  Домашнее задание:
- подобрать иллюстрации по теме: «Предметы народного быта», вклеить их в тетрадь.