Внеурочное занятие НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ МАСТЕРА. МАТРЕШКА. (1 час)


Народных ремесел мастера.
Матрешка. (1 час)
Изделие: Матрешки украшенные Семеновской, Загорской, Полхов-майданской росписями (групповая работа).
Цель: познакомить учащихся с традиционными народными промыслами России, навыки создания завершенного художественного образа.
Задачи:
1) воспитывать заинтересованное и почтительное отношение к тем национальным традициям, которые выработаны человеком за много веков и отражены и создаваемой им предметной среде;
продолжать знакомить с художественно-прикладными промыслами: сергиев-посадскую (загорскую), семеновскую (хохломскую) и полхов-майданскую роспись; с понятиями «мастер» и «промысел»;
развивать умение выделять характерные особенности росписей;
развивать чувство стиля;
воспитывать патриотизм, бережное отношение к родной природе, национальным традициям и ценностям культуры;
6)воспитывать коллективные качества, взаимную вежливость, аккуратность.
Оборудование.
Для учителя: образцы матрешек, эскизы для демонстрации приемов работы.
Для учащихся: заготовки матрешек, краски гуашь, кисти, палитра, баночка под воду.
Подготовка учащихся к прохождению темы: групповые домашние сообщения по теме «Народные промыслы: матрешки сергиев-посадская (загорская), семеновская (хохломская) и полхов-майданская».
Ход занятия
Вводная часть
Организационный момент.
Проверка рабочего места.
Содержание занятия.
1.Сообщение темы.
Учитель: На прошлом занятие мы знакомились с элементами сергиев-посадской (загорской), семеновской (хохломской) и полхов-майданской росписями: как они выполняются, в какой последовательности, какие цвета являются основными для той или иной росписи.
Давайте вспомним: какие цвета используются в сергиев-посадской (загорской) росписи? (Красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий.)
Какие цвета используются в семеновской (хохломской росписи)? (Красный, черный, золотой.)
Какие цвета используются в полхов-майданской росписи? (Красный, розовый, синий, голубой, зеленый, черный на желтом фоне, с белой подводкой.)
Шли подружки по дорожке,Было их немножечко:Две Матрены, три МатрешкиИ одна Матрешечка. В. Берестов
Мы продолжаем знакомиться с традиционными промыслами России. Заканчиваем работу по росписи матрешек.
2. Беседа по теме занятия.
Учитель: Так кто же такой мастер?(Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.) Чем занимались народные мастера? (Вышивкой, плетением из бересты, изготовлением деревянной, глиняной посуды, ткачеством, и изготовлением украшений, строительством домов, изготовлением мебели - всем, что необходимо человеку для жизни.)
Наше национальное декоративно-прикладное искусство славится своими традициями, промыслами.
И сейчас, в современной жизни, люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение - и ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.
На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов - места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Это Хохлома, Жостово, Городец, Полхов-Майдан, Гжель, Палех и многие другие.
Сегодня мы продолжим знакомиться с центрами народных промыслов (Сергиев-посад (загорская), Хохлома, Полхов-Майдан ) и послушаем ребят, которые приготовили нам сообщения.
3.Выступление групп с домашними сообщениями.
1 группа: «Сергиев-посадская (загорская) матрешка».
2 группа: «Семеновская (хохломская) матрешка».
3 группа: «Полхов-майданская матрешка».
4.Подведем итоги беседы.
Учитель: Давайте подведем итоги беседы. Разгадаем кроссворд и узнаем ключевое слово.
1. Р О С П И С Ь
2.Я Р М О Р К А 3.К О Н Е К 4.М А С Т Е Р
5.П Т И Ц Ы 6. С Е М Е Н О В О 7.Г Ж Е Л Ь 8.Х О Х Л О М А 1.Живопись на стенах, потолках, предметах быта.
2.Большой рынок самых разных товаров, обычно с увеселительными развлечениями, устраиваемый регулярно в одном месте и в одно время.
3.Самая распространенная и древняя городецкая игрушка.
4.Специалист, достигший совершенства в своем деле.
5.Элемент, встречающийся и в хохломской и в городецкой росписях.
6.Центр Хохломы.
7.Родина русской керамики.
8.Село, где по определённым дням собиралась крупнейшая в России оптовая ярмарка.
- А что же такое «промысел»! (Это добывание чего-либо. Мелкое ремесленное производство. Возможность зарабатывать деньги.)

5. Анализ способа росписи изделия.Учитель: Сейчас мы приступим к росписи матрешек. На прошлых занятиях мы заготовили эскизы, и сейчас я покажу вам как их расписывать.
Демонстрация действий и приемов работы с комментариями.
Не забывайте, что вы работаете в группах и создаете один завершенный образ. Подумайте и решите, какими цветами вы будете раскрашивать ваших матрешек, и приступайте к работе.
Практическая работа по росписи матрешки.
Самостоятельная практическая работа в группах по росписи матрешки на бумаги, в стиле Семеновской , Загорской, Полхов-майданской росписей (см. приложение).
Выставка. Просмотр и обсуждение работ.
Подведение итогов.
Учитель:
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Золотая Хохлома,
Ей не налюбуются.
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
Любовались гости чудом,
Громко восхищалися,
Городецкой красотой
Сраженные осталися.
В Гжели делают посуду.
Столько радости для глаз!
Подростают мастерицы.
Может быть, и среди нас.
Вы не просто детвора,
Вы ребята мастера.
Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Произведения, созданные нашим народом, хранятся в музеях, показываются на выставках, служат образцами на производствах традиционных промыслов и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее.
Спасибо за работу, вы все справились с заданием, молодцы.
Список литературы и интернет ресурсов.
http://art-matryoshka.ru/.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%91%D1%88%D0%BA%D0%B0
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%91%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8
(Приложение 1)
Дополнительные материалы к занятию.
С изобретением токарного станка появился новый способ обработки дерева — точение. Именно так мастера Хохломы изготавливают свою точеную посуду — миски, кубки, по ставки, солонки. А мы отправимся с вами в путешествие к мастерам, вытачивающим игрушки, всем нам знакомые матрешки.
Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине "русской девочкой", символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.
Случилось это так, как нередко происходит в народном искусстве, где на древнюю форму и традицию накладывается то новая роспись, то придумывается новая форма, а порой и новая функция. Фигурки такой формы существовали на Руси давно. И разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. А вот матрешки еще сто лет назад не было.
Сергиев Посад всегда славился своими игрушками. Говорили, что сам Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям. В конце прошлого века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное - Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.
Много появилось матрешек после той, первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме. В начале XX века насчитывали более 20 видов матрешек. Одни были «одеты» в национальные платья, другие щеголяли в старинных исторических костюмах, третьи словно шагнули к нам из сказки. Мастера-живописцы использовали не толь ко краски, но применяли и другие приемы оформления: выжигание, позолоту, лакировку.Среди этого матрешечного разнообразия вы, как ни старались бы, все равно не нашли бы знаменитых традиционных матрешек — сергиев-посадскую (загорскую), семеновскую (хохломскую) и полхов-майданскую, которые появились позже и стали младшими сестрами первых матрешек.
Как же различить матрешек? Для этого мы отправимся в гости к загорской матрешке.
.
Загорская матрешка.

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета.Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу — и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, — остается след-лепесток или лис ток. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, используя прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.
Семеновская матрешка.

Попрощаемся с загорской игрушкой и отправимся в небольшой городок Семенов, что в Нижегородской области, на родину знаменитой «золотой» Хохломы. Там, наряду с яркой посудой, делают игрушки и расписывают их в традиционном «травном» стиле.
Семеновская игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него.
Выточенное изделие по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие.
Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и что бы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный уз лом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрешка
Полхов-майданская матрешка.

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с голо вы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий перед ник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.
Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других.
Вы можете попробовать сами расписать матрешку, взяв за образец оригинальный вариант, а процесс росписи принесет вам эстетическое удовольствие.
(Приложение 2)
Шаблон матрешки
0-63500