Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.»


Министерство Просвещения Республики Молдова
Районное Управление Просвещения Анений Ной
Гимназия ЗолотиевкаКафедра истории, географии и гражданского воспитания
«Утверждаю»
Директор лицея
Осипов П.А.
___________2016г.
Дидактический проект урока по истории румын
и всеобщей истории
по теме:
«Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.»
Учитель истории румын
и всеобщей истории
Белименко Игорь Анатольевич

Протокол № ___ от ____________2016 г.
Зав.кафедрой _________Чумаченко А.А.
2014-2015
Дидактический проект урока по истории румын и всеобщей истории
Учебное заведение: Теоретический Лицей имени А.С.Пушкина г.Анений Ной
Класс: 5 «Б»
Дата: 25.11.2014
Учитель: Бондарь Елена Николаевна
Тема урока: Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.
Тип урока: урок новых знаний
Субкомпетенции:
Использование исторической терминологии относительно античной цивилизации
Чтение исторических карт относительно античного времени
Идентификация основной идеи текста исторического содержания
Определение причинно-следственных связей в истории античного периода
Операциональные цели:
На уроке ученик сможет:
Определить причины великой греческой колонизации
Установить по карте направления колонизации и расположение греческих колоний
Объяснить значение терминов “колония”, “метрополия”, “варвары”
Охарактеризовать отношения между греками и местным населением
Оценить последствия великой греческой колонизации
Формы и методы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная работа, создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, работа с историч.атласами, картой, конспектирование, построение хронологической оси, составление таблиц, изложение исторического сообщения, анализ исторического источника.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point, учебник, рабочая тетрадь, исторические атласы, историческая карта, карточки («Восстанови и продолжи письмо»), таблица «Направления великой греческой колонизации и основные колонии», карточки для таблицы «Торговля»
Оценивание: Проверочная работа «истинно/Ложно»
Этапы урока О.Ц. Содержание урока Дидактические стратегии Время Оценивание
Вызов. Актуализация знаний
ОЦ2
ОЦ3
Вступит.слово: На прошлом уроке мы говорили о Др.Греции и ее жителях. Вспомните и покажите на карте, где располагалась Др.Греция? (Слайд № 1)
Каковы природные условия Балканского полуострова? (Слайд №2-3)
Как вы думаете, легко ли было жить в таких условиях, аргументируйте ответ.
Чем занималось население Др.Греции? (Слайд №4)
Люди каких социальных категорий существовали в Др.Греции? Дайте им характеристику.
Что такое полис и как природные условия повлияли на появление полисов? (Слайд№5)

Существует интересный факт – археологи находят тысячи древнегреческих предметов и архитектурных сооружений на берегах Средиземного и Черного морей, в южной Италии открыты целые поселения и города, в египетских гробницах обнаружены сосуды с о.Крит, на территории современных городов России и украины сохранились развалины древних греческих городов, монеты, предметы быта. (Слайд №6)
Посовещавшись, выработайте гипотезы, как эти предметы оказались так далеко от Балканского полуострова. (Предполаг.ответ – на этих территориях существовали греческие поселения)
Учащиеся дают определение термину колония, колонизация
Существует утверждение, что в VIII в.до н.э. на территории Эллады начинается экономический и культурный подъем. Чем вы можете это подтвердить из уже имеющихся знаний? (Предпол.ответ: обработка железа, развитие ремесел, кораблестроение, возникновение полисов)
Но в тоже время около 1,5-2 млн.греков покидали свои полисы и переселялись на новые земли. Какой вопрос появляется при сопоставлении этих двух фактов? (Предпол.ответ – почему греки покидали родину?)
На этот вопрос мы и будем сегодня искать ответ, изучая тему: «Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.» (Слайд №7)
Объявление целей урока (Слайд №8)
Устный фронтальный опрос
Создание проблемной ситуации
Эвристическая беседа
Работа с ист.терминами 5 мин
5 мин
1 мин
1 мин
Усвоение учащимися пройденного учебного материала
Умение работать с ист.картой
Обоснование и аргументация гипотезы
Знание терминов
Умение выявить и сформулировать историческую проблему
Реализация смысла
Рефлексия ОЦ1
ОЦ2
ОЦ3
ОЦ4
ОЦ4
ОЦ5 Итак, давайте выявим причины великой греческой колонизации.
Учащиеся в группах выполняют работу «Восстанови и продолжи письмо».
Я – бедный земледелец. Мой маленький и неплодородный … расположен на склоне ... А лучшая земля принадлежит ... Сколько ни работай, семью не ... приходится влезать в ... Еще чуть-чуть и мою … присвоит себе знатный сосед, которому я задолжал, а я сам стану его … Говорят, за морем много … и … земли, поэтому я решил … Там я смогу выращивать … , … , разводить … и …

Я – ремесленник. Всю жизнь я изготавливаю красивые … вазы, ювелирные … . Мои товарищи ткут дорогие … Нам становится все тяжелее … свои товары. Говорят, что их можно выгодно … за морем на зерно, рыбу, соль и другие товары. Поэтому мы с товарищами решили …
Я – торговец. Мне говорили, что за морем ценится … масло, изысканные … . Я решил … чтобы там … свою продукцию. На вырученные … я приобрету то, чего … в нашем полисе: …
Я – сын землевладельца из Спарты. Кроме меня, у отца есть еще старший … Незадолго до смерти, … распорядился разделить наследуемую землю между своими сыновьями. Но власти … издали … , по которому запретили делить … земли между наследниками. Вся земля досталась в собственность … брату, а я вынужден … в поисках …
Я происхожу из … рода. Однажды верный слуга … мне, что в городе восстал демос (простые люди) и мне … опасность. Я боюсь за свою … и … моей … Я решил … подальше, где смогу …
Исходя из содержания полученного текста выявляются причины греческой колонизации (Слайд №9)
Причины греческой колонизации
Нехватка свободной земли из-за перенаселения
Отсутствие плодородной почвы, угроза голода и долгового рабства
Стремление выгодно продать товары и обогатиться
Политическая борьба между демосом и знатью
Работа с категориями время и пространство.
Учащиеся строят линию времени в тетрадях и на доске и определяют период Великой греческой колонизации.
Куда же отправлялись древние греки в поисках лучшей жизни? (подсказка: направления соответствуют сторонам света) (Слайд №10)
Пользуясь историческими атласами, учащиеся заполняют таблицу «Колонии древних греков» (Слайд №11-15), затем перечисляют наиболее крупные колонии в каждом из направлений.
Направления великой греческой колонизации
Западное Южное Северо-восточное
Проведение физкультминутки.
Как же происходило переселение древних греков и освоение ими новых территорий? Сообщение ученицы.
К отъездам из Эллады (Греции) люди готовились заранее: намечали маршрут, запасались пищей и всем необходимым для дальнего странствия и жизни на новом месте. Остальные граждане оказывали помощь отъезжающим: помогали снарядить корабль, снабжали запасом пищи и воды, выделяли охрану на случай нападения пиратов. Греческие моряки пользовались морскими картами – лоциями. Их вырезали на медном листе или рисовали на пергаменте (обработанной телячьей коже). На кораблях плыли 100-200 переселенцев из одного города. Они везли с собой домашних животных, сельскохозяйственные орудия, семена, оружие, а также землю своей родины и огонь, считавшийся священным. Это подчеркивало связь будущей колонии с метрополией (родным городом). По дороге их подстерегало много опасностей: бури, голод, холод, болезни, пираты. Плыть они старались вдоль берега. Геродот сообщает, что средняя скорость движения кораблей – 9-10 км в час. В течение 200 лет греческие колонии появились на берегах Адриатического, Эгейского, Мраморного и Черного морей. Греки основывали свои поселения вблизи моря, где были удобные гавани, а также в местах проживания коренных жителей, чтобы вести с ними торговлю. В первую очередь греков привлекали продукты сельского хозяйства, особенно зерно, которого так не хватало на родине – метрополии. Так же их интерес вызывали ценные породы рыб, рабы, меха, мед, соль и лес. Местному населению, которое греки называли варварами, колонисты продавали изделия греческих ремесленников, дорогие ткани, стекло, оливковое масло, изысканные вина и другие товары.
Учащиеся отвечают на вопросы по содержанию сообщения:
- почему жители полисов помогали отъезжающим?
- как мы понимаем термин метрополия?
- кого греки называли варварами?
- как складывались отношения между греками и варварами? Почему?
(обратить внимание на новые термины)

Заполнение таблицы «Торговля» (в тетрадях и на доске). Ученики вытаскивают наугад карточки с названием товаров и определяют их в одну из колонок, мотивируя свой выбор.
Греки Варвары
Вино зерно
Олив.масло рабы
Дорогие ткани меха
Стекло мед
Ювелир.изделия древесина
Посуда соль
Учащиеся формулируют вывод о взаимоотношениях между греками и варварами (мирное взаимовыгодное сосуществование)
Анализ исторического документа:
“…Колонизация нелегка, если не происходит по подобию пчелиного роя. В этом случае колонисты принадлежат к одному народу и происходят из одного города… Они имеют общее происхождение, говорят на одном языке, управляются одними законами и участвуют в одном культе... Трудно принудить их к исполнению других законов.” (Платон. Законы)
Ответьте на вопросы:
Почему Платон сравнивает колонистов с пчелиным роем?
Что было общим для колонистов одного поселения? (Слайд №16)
Ученики формулируют вывод о последствиях великой греческой колонизации, исходя из ее причин (опираясь на слайд №17)
Решена проблема с перенаселением
Найдены плодородные земли и пастбища
Активно развивается внешняя торговля
Экономическое обогащение метрополий
Культурное обогащение других народов достижениями греческой цивилизации
Оценивание
Проверочная работа «Истинно/Ложно»:
Греки основывали колонии вблизи морского побережья
Граждане полисов не оказывали помощи переселенцам
Главной и единственной целью греческих колонистов был захват чужих земель
Местных жителей греки называли варварами
Отношения между греками и варварами почти всегда были враждебными
Подведение итогов
1 правильный ответ – 4 балла
2 правильных ответа – 5 баллов
3 правильных ответа – 6 баллов
4 правильных ответа – 7 баллов
5 правильных ответов – 8 баллов
активное участие в уроке – 1 – 2 дополнительных балла
Домашнее задание
Учебник стр.110-111 пересказывать и ответить на вопросы
Составить 3 вопроса к док.№2 стр.110, используя изученные термины
По желанию: подготовить сообщение об одной из греческих колоний
Работа в группах
Конспектирование в рабочих тетрадях
Работа с хронологической осью
Индив.работа у доски одного из учащихся
Работа с историческими атласами
Историческое сообщение
Устный фронтальный опрос
Работа с таблицей
Анализ исторического источника
Установление причинно-следственных связей
Проверочная работа «Истинно / Ложно» 6 мин
3 мин
2 мин
3 мин
1 мин
5 мин
4 мин
2 мин
2 мин
3 мин
2 мин Правильное восстановление исторического контекста и его логическое продолжение
Умение правильно построить хронологическую ось и расположить на ней период до н.э.
Определение направлений сторон света
Определение названий греческих колоний
Умение грамотно изложить информацию на заданную тему
Понимание основного содержания историч. сообщения
Правильность ответа и его аргументация
Понимание содержания исторического текста
Умение выявить последствия историч.событияОценивание правильности выполнения заданий
Выставление отметок в зависимости от участия на уроке и выполнения проверочной работы