Урок истории в 5 классе по теме Великая греческая колонизация


КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ
КЛАСС: 5
ДАТА:_______
ТЕМА УРОКА: Великая греческая колонизация.
ТИП УРОКА: Урок овладения новыми знаниями.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: урок с элементами групповой работы и технологии развития критического мышления
ЗАДАЧИ УРОКА:
Личностные:
- уважать мнение других, формировать навыки сотрудничества, умение работать вгруппе, оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;
- способствовать формированию уважительного отношения к истории и культуре
другого народа.
Метапредметные:
- находить общие и отличительные черты в процессе (на примере колонизации древних финикийцев и древних греков), применять ранее полученные знания в новой ситуации, актуализировать пройденный материал;
- способствовать формированию способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- формировать навыки работы с учебной информацией (объяснять смысл новых терминов и понятий; осуществлять поиск необходимой информации в источнике; выполнять задания на соотнесение; обобщать материал, подводить итоги)
Предметные:
- определять причинно-следственные связи греческой колонизации, выявлять её
направления, применять исторические знания в современной действительности;
- познакомиться с условиями жизни греков в колониях, определить взаимноевлияние мира эллинов и мира варваров друг на друга
ОБРАЗОВАТЕЛЪНАЯ СРЕДА УРОКА
Урок составлен на основе УМк издательства «Просвещение» (Сферы):
Учебник: История древнего мира, 5 класс, В.И.Уколова, М.: «Просвещение», 2010
г.
Рабочая тетрадь История Древнего мира, 5 класс. Е.И. Уколова. М:
«Просвещение», 2011
Презентация с иллюстративным рядом, картой, схемами к уроку; набор фотографий, раздаточный материал с заданиями для работы в группах
ХОД УРОКА
Организационный этап.
(1 мин.)
Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настройка
на рабочий лад.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности
учащихся.
(З мин)
Вопросы к классу:
- (2 мин) Давайте вспомним, о какой новой стране мы узнали с вами на прошлых уроках? ‚Древняя Греция). Что интересного вы уже знаете о жизни греков? (В древней Греции появились и стали развиваться небольшие города-государства, которые называются «полис»)д. А теперь посмотрите на эти фотографии, сделанные в разных городах-курортах Краснодарского края. Вот фотографии, сделанные мною в Анапе этим летом. О чем говорят эти фотографии (на фотографиях изображены элементы древнегреческой архитектуры, т.е. греки были на берегах Черного моря). А как они могли оказаться на Кубани? для ответа на этот вопрос посмотрите карту 4.24 на странице 85 учебника и определите, что нового происходит в жизни полиса, какое явление хотел показать автор карты? (греческая колонизация, переселение греков на другие земли)
- (1 мин) Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами узнаем на уроке? (о том, как греки переселялись из своих полисов на новые земли). Посмотрите название параграфа 32 на странице 84. На что вы обратили внимание в названии параграфа? (Греческая колонизация названа Великой). Какой вопрос возникает при этом? (Является ли греческая колонизация действительно Великой?) Итак, запишите тему и главный вопрос нашего урока в свои тетради.
Тему урока и главный вопрос учитель записывает на доске.
III. Актуализация знаний.
(4 мин)
1. Вспомните, какой народ древнего Востока тоже осваивал новые земли?
(финикийцы). Вспомните, на какие вопросы мы дали с вами ответы, когда говорили
о финикийской колонизации (стр.46 — карта: финикийцы путешествовали вокругАфрики, были прекрасными мореплавателями, торговали)2.Учитель обращает внимание учащихся на карту с изображением Средиземноморья, напоминает о правилах работы с картой.
Чем природные и политические условиях древней Греции отличались от древней Финикии (восточное побережье Средиземного моря, огромное влияние оказывали страны древнего Востока, сильная власть царя-правителя)
З. Учитель фиксирует внимание учащихся на понятия.при_необходимости обращает их внимание на Словарь, где записаны данные понятия. В Словаре записываем слово и его определение, т.е. что это слово значит
Что финикийцы называли колонией? (поселение на чужой территории). Что такое колонизация (переселение на другие территории)
4. Что мы не знаем о греческой колонизации? Ответы на какие вопросы мы
сможем сегодня получить? Предложите свои вопросы для изучения темы.
1. Почему началась колонизация?
2. Какие земли осваивали греки?
3. Как жили древние греки на новых территориях?
4. Как греки взаимодействовали с местным населением?
5. Каковы последствия греческой колонизации?
Учитель Фиксирует внимание учащихся на Памятку для характеристики
исторического явления (алгоритм составления плана):
ПРИЧИНА-ПОЧЕМУ?
НАПРАВЛЕНИЯ-КУДА?
КАК?
ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ? К ЧЕМУ ЭТО ЯВЛЕНИЕ ПРИВЕЛО? -ПОСЛЕДСТВИЯ?
Вопросы плана учитель записывает на доске, учащиеся в тетради
IУ. Первичное усвоение новых знаний. Реализация составленного плана.
(10 мин)
Учитель предлагает учащимся сформировать несколько групп (4 группы) и выбрать вопрос для самостоятельного изучения (по желанию). В течение 10 минут учащиеся знакомятся с материалом учебника стр. 84-85 и отвечают на поставленные вопросы.
Учитель работает с каждой группой индивидуально
Группа 1. Причины колонизации.
Задание: «На стр. 83 в пункте «Борьба внутри полиса» найдите одну из причин колонизации. Прочитав материал на стр. 84 в пункте «Причины колонизации», найдите еще 2 причины переселения. Запишите на доске в виде краткого плана»
План «Почему греки покидали Элладу»
1.____
2.____
3.____
Учитель напоминает ‚учащимся Алгоритм составления плана:
формулировки плана должны быть чёткими и короткими
Группа 2. Направления колонизации.
Задание: «С помощью карты 4.24 определите, на какие территории переселялись греки. Составьте таблицу, в которой укажите греческие полисы и территорию, где осваивали свои колонии эти полисы»
Таблица:
Греческий город-полис
Направление
колонизации
Колонии
Учитель напоминает учащимся Алгоритм заполнения таблицы:
формулировки записей должны быть чёткими и короткими
Группа 3. Греки и мир варваров.
Задание: «С помощью материала учебника и иллюстраций на стр. 85 составьте схему влияния греков на варваров и варваров на греков».
Влияние греков на местное население
Схема:


Влияние местного населения на греков


Учитель напоминает учащимся Алгоритм работы со схемой:
формулировки должны быть чёткими и короткими
Группа 4. Последствия колонизации.
Задание. «С помощью материала учебника и иллюстраций на стр. 84-85 заполните таблицу «Последствия греческой колонизации».
Последствия:
. . . для греков ... для варваров
Учитель напоминает учащимся Алгоритм заполнения таблицы:
формулировки записей должны быть чёткими и короткими
V. Первичная проверка понимания.(12 мин)
Каждая группа демонстрирует выполнение своей работы на доске (заполняют таблицы, схемы, записывают план). В ходе выступления групп каждый ученик делает краткие записи в тетради.
VI. Первичное закрепление.
(7 мин)
Весь класс выполняет задание на соотношение. На слайде перечислены причины и последствия греческой и финикийской колонизации. Необходимо распределить их в таблице. Учитель напоминает Алгоритм выполнения задания на соотношение. Объясните свой выбор. Запишите в таблице номера.
1. Трудности жизни на родине.
2. Любознательность и любовь к путешествиям.
З. Основывали колонии на территории Африки
4. Основали колонии на берегах Черного, Эгейского морей.
5. Нехватка продуктов питания, хлеба.
6. Развивалась торговля с другими народами.
7. Распространение развитой культуры среди варваров.
Финикия
Греция
Причины Последствия
Причины Последствия
2
3,6
1,5 4,7,6
Колонизаторов чужих земель часто называют захватчиками, несущими зло и рабство местным жителям. Относится ли это, на ваш взгляд, к греческим колониям? Свой ответ подтвердите фактами из текста.
Сможете ли вы теперь ответить на вопрос, почему элементы греческой культуры проявились в культуре народов, проживающих на территории современной Кубани, например, в городе Анапа?
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(2 мин)
Задание на дом: § 32.
Варианты заданий (по выбору):
1) в рабочей тетради вам необходимо будет выполнить задания
№___________________ ,в котором вы________;
2) составьте рассказ от имени древнего грека, вынужденного переселиться в колонию на побережье Понта Эвксинского (Черного моря);
3) составьте рассказ от имени меота (скифа), посетившего древнегреческую колонию на побережье Черного моря.
Инструкция для выполнения заданий№2,№З записаны учащимися ранее (учитель напоминает об инструкции, отвечает на вопросы по выполнено задания)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
(5 мин)
Давайте подведем итог урока:
1. Что мы выяснили с вами сегодня на уроке? (греки покидали родину по многим причинам: кто-то уезжал в поисках новых земель, кто-то старался выгоднее продать или обменять свои изделия, кто-то уезжал по политическим убеждениям, но благополучно жили и те, кто уехал, и те, кто остался.Могущество и благосостояние греческих городов-государств умножилось)
2. Какой вывод мы можем сделать о результатах греческой колонизации? (вывод о том, что греческая колонизация способствовала обогащению разных народов Средиземного и Чёрного морей достижениями цивилизации Эллады)
З. Обратите внимание на тему нашего урока и на главный вопрос к уроку. Сможем ли мы сейчас ответить на вопрос «Является ли греческая колонизация Великой?»
4. Как вы считаете, мы достигли цели урока?
5. Что вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности?
б. Саморефлексия: Оцените работу всего класса и свою работу, воспользовавшись цветовой схемой и таблицей.
Комментарий:
в колонку Оценка работы класса и группы ставим знак «+»
в колонку Моя работа — вписываем свою фамилию.
Цветовая схема
Оценка работы
группы
Оценка работы
класса
Моя работа
Отлично!
Хорошо!
Можно и нужно
лучше!
Х. Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать
вопросы.
(1 мин)
“Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок”