Конспект урока Украшения и одежда в жизни древних обществ.Древний Египет

Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: Украшения и одежда в жизни древних обществ. Древний Египет.

Цель: Выявить роль и особенности украшений и одежды людей Древнего Египта. Сформировать представление о символике костюма данного периода.

Задачи:
Развитие ассоциативно – образного мышления, зрительной памяти, творческой фантазии.
Познакомить с основными частями одежды мужчин и женщин Древнего Египта, элементами украшений, символами власти, с цветовой гаммой одежды, материалом.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Оборудование: иллюстративный материал с изображением одежды, украшений, элементы для создания соответствующей среды на уроке, мультимедийный проектор, слайды, кукла-шаблон, таблички со всеми названиями и терминами.
Литературный ряд: «Что я видел в Эрмитаже» стихи О. Тарутина
Музыкальный ряд: мелодии на египетские мотивы
Художественные материалы: кисти, краски, простой карандаш, ластик, альбомный лист, ёмкость под воду, тряпка

Класс: 5
Время: 40 мин
Литература: Школьная энциклопедия – история Древнего мира, Изобразительное искусство 5 класс - поурочные планы по программе Б.М. Неменского,
Межпредметные связи: история, музыка, литература

эскиз доски:
План урока:
Организационный момент: -1 мин
Вступительная беседа – 5 мин
Теоретическая часть – 8мин
Практическая часть – 20 минут
Анализ работ – 3 мин
Итог урока – 2






Ход урока:


Деятельность учителя
Д-ть уч-ся

орг. мо мен
1 мин

















Ввод ная бесе
да
5 мин




























Теоре
тиче
ская часть

8 мин








































Прак
тиче
ская часть
20
мин



























Анализ
3 мин






Итог
2 мин
Проверка готовности к уроку.
- Ребята, юные искусствоведы, сегодня я предлагаю вам путешествие в загадочную страну пирамид, песка, скорпионов, мумий, фараонов. О какой стране я говорю?
-Верно, конечно же о Египте (среда), вернее о Древнем Египте. Мало того, что мы побываем в этой удивительной стране, мы ещё оживим эту пустыню, изобразим людей-египтян и заполним это пустое пространство (на доске пустое место (песок), которое нужно заполнить фигурками людей. А чтобы нам нарисовать египтянина, на что нам нужно обратить внимание в нашем путешествии?
-Конечно, зная особенности одежды, мы сможем изобразить древнего египтянина. Итак, в путь! Закройте глаза
(звучит музыка, появляется слайд с изображением пирамид, на доску вывешивается орнамент, тема).
-Ребята, а что вы знаете о Древнем Египте? Где находится Египет?
-Кто такой фараон?
-Что такое пирамида?
Совершенно верно. И каждый фараон старался поразить величиной своей пирамиды и роскошью.
-Как вы думаете, зачем?

-Хорошо. Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса (показ). Её высота более 146 метров, вторая по высоте - пирамида Хефрена (показ), она на несколько метров ниже, но всё равно очень высокая. Кстати, первую пирамиду Джосера построил зодчий Имхотеп. Предшественницей пирамиды была мастаба (показ).
- Скажите, благодаря чему мы имеем информацию о жизни древних египтян, ведь они жили так давно?
Верно, стены пирамид покрыты рельефами и росписями. (показ) Благодаря им, мы очень многое сейчас знаем о том, как жили египтяне, в каких богов верили, какую одежду носили, даже как строили пирамиды.

-Итак, что же касается костюма, то хочу сказать, что речь пойдёт только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка и качество ткани означало разницу между отдельными классами.

-Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти – проговорите это слово
(термин, показ).
Туловище было свободно от одежды
-Почему, как вы думаете?

- Конечно, ведь Египет очень близко расположен к экватору.
Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового (хлопок в то время ещё называли «шерстью дерева»). Украшали схенти цветным поясом и геометрическим узором.
Бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета
Мужчины тщательно брили волосы и для защиты от жарких солнечных лучей носили парики из овечьей шерсти или растительных волокон.

Обувь имели право носить только фараоны – сандалии – прикрепить термин
Из пальмовых листьев, а затем и кожи.


Традиционным украшением и мужчин и женщин был ускх – проговорить слово
- воротник – ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.

- А вот посмотрите на разнообразные украшения мужчин и женщин. Другие украшения как женщин, так и мужчин – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.

Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая длиной до лодыжек рубашка калазирис - проговорить термин.
На одной или двух бретелях. Иногда шили рубашку с глубоким вырезом на груди. Дома египтянки одежду не носили, но украшали себя ожерельями, браслетами и цепочками. Вот такие особенности древнеегипетского костюма.

- Ребята, обратите внимание на образцы – подсказки, которые расположены перед вами, вы можете использовать этот материал при практической деятельности.
- А сейчас, юные искусствоведы, мы будем изображать людей в древнеегипетском костюме.
Я вам раздам шаблоны, которые вы обведёте простым карандашом и затем «оденете» в древнеегипетскую одежду. Что будет на человеке, кто это будет: мужчина или женщина, какого цвета будет одежда, какие украшения, какая прическа – решать вам.
Поможет вам в работе алгоритм (на доске):
Разместить на альбомном листе шаблон и обвести его простым карандашом.
Простым карандашом нарисовать одежду, узоры на одежде, украшения, причёску.
Закрытые одеждой линии тела стереть.
Работа в цвете.
Приступаем к работе (тихо звучит музыка)
Учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места
контроль правильности выполнения приёмов работы
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
контроль объёма и качества выполненной работы.
-Вывешиваем на доску работы, заполняем пустыню людьми. Красиво?
Каждый ученик выходит к доске и вывешивает свой рисунок, сразу получает оценку – «фараончика» (на обратной стороне письменная оценка)
Анализ работ. Критерии анализа:
Аккуратность
Эстетичность
Соответствие полученным знаниям
Цветовая гамма
Оригинальность

-Теперь, ребята, нам пора возвращаться. Мы совместными усилиями оживили этот горячий песок Египетской пустыни, а заодно очень много узнали об этой удивительной и поразительно красивой стране.
- Что нового вы сегодня узнали из нашего путешествия?
-Какие бы страны вам ещё хотелось бы посетить?
Это очень легко сделать. Сейчас практически во всех школах есть «Школьная энциклопедия», которую я вам рекомендую почитать. Там очень много полезной и интересной информации о разных странах, одежде, архитектурных сооружениях и много иллюстраций.

-Что вам больше всего понравилось?
-Понравился ли вам урок?
-Чем?
Спасибо за работу.




-Египет









-На одежду древнего египтянина.





Царь, правитель.
Гробница фараона.



-Показать своё величие, власть, превосходство.







-Мы много знаем о жизни древних египтян из росписей и рельефов















-Туловище было свободно от одежды, так как в Египте жаркий климат.




































Работа учащихся



















































Отвечают полными ответами























Памятка ученику:

Египет – это страна, которая находится в Африке. Развитие цивилизации Древнего Египта делится на такие периоды как:
Древнее царство – 30 – 23 вв до н. э
Среднее царство - 22 – 18 вв до н.э.
Новое царство - 16 – 11 вв до н.э.
Позднее время – 11вв – 320г до н.э.
Правителей Древнего Египта называли фараонами. Они строили пирамиды – гигантские гробницы. Самая высокая пирамида - пирамида Хеопса. Её высота составляет 146.6 м. предшественницей пирамиды была мастаба.
Из-за жаркого климата одежда египтян была лёгкой. Мужчины носили схенти (набедренную повязку), ускх (ожерелье – воротник), сандалии (носили только фараоны), а так же парики из овечьей шерсти или растительных волокон.
Женщины носили калазирис (рубашка до лодыжек, повторяющая силуэт, поддерживаемая 1 или 2 бретелями – лямками), а дома они ходили обнажёнными.
















1


























3


1







2














2







































4


5










3










































































По горизонтали:
Традиционная одежда женщин Древнего Египта.
Самая высокая пирамида Древнего Египта.
Обувь, которую имел Древнего Египта и право носить только фараоны .

По вертикали:
Воротник – украшение мужчин и женщин Древнего Египта.
Набедренная повязка мужчин Древнего Египта.
Предшественница пирамиды.
Предмет, который носили на голове древние египтяне.
Царь, правитель Древнего Египт
образцы

Алго
ритм

тема

Песок, пирамиды, верблюд