Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе Конструкция головы человека и ее основные пропорции

Технологическая карта урока.

Предмет:
Изобразительное искусство. Урок № 18.
Класс
Дата

Учитель:
Дмитриева Светлана Александровна

6


Тема урока:
Конструкция головы человека и ее основные пропорции

Вид занятия:
Урок – практическая работа.

Цель занятия:
выполнить портрет в технике аппликация с соблюдением пропорциональных соотношений частей лица.

Задачи:

-овладение творческими формами работы над предложенной темой;
-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами


Планируемые результаты
Предметные
Получить новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорции лица;
Определять понятия – конструкция, пропорции;
Анализировать, обобщать и сравнивать объекты, устанавливать аналогии;
Учиться творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи;
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.


Метапредметные
Определять цель, проблему в учебной деятельности;
Планировать деятельность в учебной ситуации;
Строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания;
Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.


Личностные
Понимать значение знаний для человека;
Осознавать свои интересы и цели;
Вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам.

Показатели оценки результата:
Экспертная оценка результатов в процессе выполнения практического задания.


Пятибалльная система оценивания.

Межпредметные связи
Пластическая анатомия
Перспектива
Биология
Математика


Мировая художественная культура
История изобразительного искусства

Средства обучения
Оборудование и материалы:
Листы формата А3, ножницы, клей, раздаточный и демонстрационный материал



Зрительный ряд:
Презентация «Пропорции головы человека», репродукции работ художников, Работы из методического фонда


Основная литература
Неменская Л.А.: Изобразительное искусство: искусство в жизни человека: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений под редакцией Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.

содержание занятия.
Тема: Конструкция головы человека и ее ОСНОВНЫЕ пропорции.

Этап занятия
Содержание
Действия
Примечания



учителя
обучающихся


1.
Организационный этап:
- зрительное восприятие подготовки рабочих мест и посещаемости занятия;
- психологический настрой класса на урок.
- Добрый день! Сегодня у нас очень интересный и сложный урок, во время которого вы должны будете проявить:
Организованность
Внимательность
Четкость речи
Дисциплинированность
Умение слушать
Активность
Аккуратность
И тогда у вас всё получится!
Проверяет готовность уч-ся к уроку
Проверяют готовность своих пар к уроку

Слайд 1

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

2.
Повторение изученного.
Мини-опрос.
- Обратите внимание на доску. Что объединяет все работы? (портрет)
- Почему вы решили, что это портрет?
- Как вы думаете, эти портреты относятся к одной эпохе/времени? Почему вы так решили?
- Что является самым важным при изображении портрета?
- Легко ли нарисовать портрет?

Задает вопросы учащимся
Отвечают на вопросы учителя
На доске репродукции портретов













3.
Мотивационный момент:
Вот что об этом сказал известный нидерландского художник Ван Гог «..»

- Что необходимо знать и уметь, чтобы нарисовать портрет?
Работа со слайдами презентации.


Слайд 2
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Слайд 3
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



Голова является самой выразительной и самой многозначной частью. И на первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим ее именно как пространственную форму – как КОНСТРУКЦИЮ. Поэтому и тема нашего урока звучит следующим образом: «Конструкция головы человека и ее основные пропорции».




4.
Вводная беседа.
А что же такое пропорции?
ПРОПОРЦИИ – это соотношение величин частей, составляющих одно целое. Ошибка в пропорциях нигде так не ощутима, как при изображении головы человека. Здесь умение видеть пропорциональные особенности определяет сходство рисунка с моделью.
Задает вопросы в ходе беседы, обобщает ответы учащихся.




Отвечают на вопросы, рассуждают.





Слайд 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



Представления об идеальных пропорциях человека были придуманы ещё в Древней Греции. Прославленный скульптор Поликлет тогда создал знаменитый трактат «Канон», в котором он провел сложные расчеты пропорциональных соотношений тела человека.


Слайд 5
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



Позднее представления о красоте пропорций изменялись, но всегда присутствовал интерес к учению о пропорциях и пониманию пластического строения человека.


Слайд 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



Все пространственные формы сводятся к простым геометрическим телам.
Какую форму имеет наша голова? На что она похожа?
Наша голова имеет круглую форму. В объёме голова напоминает форму яйца и состоит из двух частей – лицевой части и черепной.

Работа со схемами, измерение и рассматривание своего лица и друг у друга.

Слайд 7.1
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



Для нас всегда так важно лицо человека, что, уделяя ему основное внимание, мы его всегда преувеличиваем в масштабе, относительно черепа. А между тем, если смотреть на лицо человека прямо, то линия его глаз находится приблизительно посередине общего абриса головы.
Над ней лежат две почти равные части – высота лба до линии волос и высота до темени, обычно закрытая волосами.
И вниз от линии глаз такие же равные части – до основания носа и до подбородка.
Глаза – зеркало души. Когда мы смотрим при общении в лицо человека, то видим, прежде всего, его глаза. Поэтому в рисунке очень важно определить их место.


Слайд 7.2
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415




Надо запомнить, что расстояние между глазами приблизительно равно длине глаза, это же расстояние равно ширине носа.
Нос человека имеет форму призмы, и мы видим его верхнюю, две боковые стороны и нижнее основание, где расположены ноздри.


Слайд 8


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



Рот находится посередине между основанием носа и линией подбородка.
Важное значение для рисунка головы имеет поворот формы на скулах и висках.
Уши у нас совпадают по длине с расстоянием от бровей до основания носа.






Следует помнить: расстояние между глазами не надо сужать или увеличивать, поднимать или опускать сильно линию глаз. Это может привести к искажению образа.
Все эти правила только схема. В действительности встречаются различные отклонения, в которых и проявляются индивидуальные пропорции человека.

Сравнивают образы на слайдах, полученные при несоблюдении пропорций
Слайд 9, 10
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

5.
Физкультминутка.





6.
Объяснение практического задания.
Вам нужно будет в парах создать портрет в технике аппликации. Задание поможет вам понять, как меняется характер лица, его выражение при изменении взаимного положения его частей.

На партах у вас лежат «подсказки», которые помогут справиться с работой. Сначала определите форму головы, после этого вырежьте отдельные части лица. Можно подвигать вырезанные части лица вверх и вниз, увеличить или уменьшить расстояние между глазами, расположить губы, брови свести вместе или поднять вверх, изменить прическу и т.д.






Проводит инструктаж по ТБ.
Работа с «Памяткой»


Слайд 11
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

6.
Практическая работа.

Выявляет и устраняет ошибки
Работают в парах по созданию портрета.


7.
Итог урока.
Рефлексия.
Самооценка.
Посмотрите на доску. Сколько разных портретов у вас получилось. Ещё есть некоторые неточности и недочеты в вашей работе, но это только первый шаг на пути к созданию такой сложной работы, как портрет.



13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415













Root Entry