Урок изобразительного искусства по теме Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гвардейская школа-гимназия № 2»
Симферопольского района Республики Крым
УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ

Тема: КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ
Учитель изобразительного искусства
Дуганова Елена Ивановна
Технологическая карта урока
Предмет ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОКласс 6 Урок № 18
Учитель изобразительного искусства ДУГАНОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА
Тема: КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ПРОПОРЦИИ
Цели: формировать представление о значении изобразительных искусств в жизни человека, о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения; познакомить с основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве; учить видеть конструктивную форму предмета, использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций
Тип урока: "открытие" нового знания
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорциях лица; научатся определять понятия «конструкция», «пропорции»; смогут анализировать, обобщать и сравнивать объекты, устанавливать аналогии; творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи; использовать выразительные возможности художественных материалов.
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; обмениваться мнениями, слушать друг друга; планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; излагать свое мнение в диалоге; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.
Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам; учатся критически осмысливать психологические состояния человека
Оборудование: простой карандаш, ластик, бумага
Наглядно - демонстрационный материал
Основные понятия и термины
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Действия учителя Действия учащихся
Организационный момент Организация класса. Проверка готовности к уроку Проверяют готовность к уроку
Актуализация знаний Подготовка учащихся к изучению нового материала – Сегодня у нас второй урок из большой темы «Вглядываясь в человека. Портрет». Прежде чем мы приступим к знакомству с новой темой, вспомним, что мы знаем о видах и жанрах изобразительного искусства.
Минутка повторения. «Картинный» диктант.
Демонстрирует репродукции произведений искусства:
– Назовите вид изобразительного искусства (1-5)
– Назовите жанр изобразительного искусства (6-8)

1. Живопись
Кустодиев Б.М. Утро. 1904 2. Графика
Анри Матисс Лебедь 3.Скульптура
Диана Версальская (Лувр) 4. Декоративно-прикладное искусство
(Хохломская роспись)

5.Архитектура
(Антонио Гауди Дом Мила́ (кат. Casa Milà)) 6. Пейзаж
Шишкин И.И. Пейзаж. 1895 7.Натюрморт
Хруцкой И.Ф. Цветы и плоды. 1839 (фрагмент) 8. Портрет
Портрет. Ярослав Цико
– Вам понравился портрет девочки? Это репродукция картины современного художника Ярослава Цико. А сейчас послушаем сообщения о творчестве великих художников и знаменитых портретах их кисти.
Комментирует сообщения учеников. Отмечает: отбор материала, краткость, использование интересных фактов. Определяют виды и жанры изобразительного искусства, записывают ответы на листочках.
Живопись
Графика
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Архитектура
Пейзаж
Натюрморт
Портрет
Взаимопроверка, самопроверка по образцу.


Два ученика делают сообщения о портретах «Неизвестная» И. Крамского и «Дама в покрывале» Рафаэля (подготовлены самостоятельно)
Самоопределение к деятельности – Завершите мою фразу. Сегодня на уроке…
– Что необходимо знать, чтобы нарисовать портрет?
– То есть, мы должны знать конструкцию головы человека.
– Не просто изобразить, а правильно изобразить, соблюдая пропорции. Пропорции – это соотношение частей, составляющих одно целое.
Итак, тема нашего урока – «Конструкция головы человека и ее пропорции». Наша задача – познакомиться с закономерностями конструкции головы человека, пропорциями лица человека и выполнить конструктивный рисунок.
…мы будем учиться рисовать портрет.
– Нам нужно знать, какой формы голова человека.
– Мы должны изобразить на лице глаза, нос и рот.
"Открытие" детьми нового знания Частично-поисковый, репродуктивный Предлагает выполнить наброски головы.
1. Компоновка на листе. Изображаемая голова не должна быть слишком крупной или маленькой.
2. Рисуем овал, заостряющийся книзу. Делим эту форму пополам по вертикали и по горизонтали. Левая и правая части одинаковы. Горизонтальная линия (ось глаз) проходит точно посредине.
3. Обе горизонтальные половины снова делим пополам, образуя четыре части головы с одинаковой высотой:
1) от макушки до границы волос;
2) лоб;
3) от уровня глаз до основания носа;
4) от носа до конца подбородка.
4. Глаза расположены на средней линии по обе стороны от носа. Расстояние между глазами должно быть равно величине одного глаза. Брови над глазами – на расстоянии ¼ высоты лба.
5. Нос начинается у верхнего века. Его ширина на уровне ноздрей должна равняться ширине глаза.
6. Делим пополам расстояние от линии основания носа до линии подбородка. На этой линии расположена нижняя губа.
– Что вы можете сказать о ширине рта?
– Давайте внимательно рассмотрим уши, где они расположены?
7. Длина уха почти равна длине носа и располагаются они на одном уровне.
Ученики слушают, анализируют пропорции лица человека, выполняют наброски
– Ширина рта равна расстоянию от одного зрачка до другого.
– Уши расположены между линией бровей и линией основания носа.
Итог этапа урока – Мы познакомились с конструкцией и пропорциями головы человека, выполнили конструктивный рисунок. Можно ли назвать его портретом?
– Как сделать так, чтобы портрет стал похож на изображаемого человека? Как передать эмоции на лице?
Это задача следующего этапа урока.
– Нет, это ещё не портрет, потому что он ни на кого не похож.
Физкультминутка Упражнение для глаз: «найти» глазами круги разных цветов, расположенные в разных частях доски.
Упражнение для кистей рук:
руки в «замочек», вращательные движения;
поочерёдное надавливание подушечками пальцев.
Выполняют упражнения
Творческая практическая деятельность Игровая технология, упражнение-эксперимент – Наша практическая работа будет состоять из двух этапов.
Игровой момент «Фоторобот» (методическая разработка С.И. Горшковой)
Предлагает по данному описанию составить портреты вымышленных персонажей-пиратов. Каждый из портретов разной психологической направленности.
– Ребята, к нам попали фотороботы опасных пиратов. К несчастью, кто-то перепутал части, но у нас есть их словесное описание. Давайте попробуем восстановить портреты. (Учитель читает описание «пиратов»)
ВЕСЕЛЬЧАК У
Жизнерадостный толстяк с румяными щеками и густой каштановой шевелюрой, глаза голубые, нос крупный, мясистый.
Толстые губы растянуты в широкую улыбку. Завершает портрет огромный двойной подбородок.
УНЫЛЫЙ ДЖО
Худое измождённое лицо Джо заканчивается треугольным подбородком, поросшим редкой щетиной. Глаза карие, длинный крючковатый нос. Длинные редкие усы повисли вдоль подбородка. В левом ухе одиноко болтается серьга жёлтого металла. Из приоткрытого рта с единственным зубом, кажется, сейчас вырвется стон.
СВИРЕПЫЙ СИЛЬВЕР
Лоб прорезали глубокие морщины, мохнатые брови сурово нахмурены. Глаза карие. Тонкие злые губы плотно сжаты. Подбородок прячется в густой окладистой бороде.
– Итак, нам удалось восстановить портреты пиратов. Что вы можете сказать о них?
Определение эмоионального состояния
– Лицо человека выражает его эмоции, мысли, симпатии и антипатии, которые ясно показывают другим, как мы относимся к тому или иному явлению. Фактически все эмоции мы можем увидеть или ощутить. На фото вы видите лица в различном
эмоциональном состоянии.
– Определите эмоиональное состояние на схемах и подберите к ним слова, обозначающие соответствующие чувства.

Схематическая таблица сокращения мускулов лица при различных психологических состояниях (по М. Дювалю): 1 – спокойствие, 2 – печаль, 3 – радость, 4 – боль, 5 – смех, 6 – плач, 7 – презрение, 8 – внимание, 9 – размышление Восстанавливают фотороботы по описанию.



– Один из пиратов – весёлый и толстый, другой – худой и грустный, третий – злой.
Подбирают слова, определяющие эмоциональное состояние:
1 – спокойствие
2 – печаль
3 – радость
4 – боль
5 – смех
6 – плач
7 – презрение
8 – внимание
9 – размышление
Рефлексия деятельности (итог урока) Выставка работ учащихся – Что вам больше всего понравилось в портретах? Что было самым трудным? Что, на ваш взгляд, удалось? Дети рассматривают, анализируют работы одноклассников, обмениваются впечатлениями, делают выводы