Разработка классного часа Мы все такие разные

КЛАССНЫЙ ЧАС в 5 классе
«ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
2. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
3. Познакомить учащихся с понятим и принципами толерантности.
4. Учащиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.

Ход занятия
1. Слайд 1.
1а. Слайд 2. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

2. Слайд 3. Беседа «Все мы разные, и тем не менее у нас много общего».
2а. Слайд 4. Все вместе поем песню кота леопольда
3. Слайд 5. Упражнение Орехи. Всем детям предлагается взять по ореху старелки и внимательно рассмотреть свой орех и положить его на место. А затем надо найти свой орех среди других.
3а. Далее ученики называют, а ведущий записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.
Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как история планет, У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё.

4. Упражнение «Давайте пофантазируем...»
Слайд 6. Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
4а.Мы все разные – и этом наше богатство. Мы все разные – в этом наша сила. Наша сила – в дружбе.
Я приготовила вам пословицы о дружбе, но они рассыпались. Давайте их восстановим! Одной команде – 3 пословицы, и другой – 3.

· Человек без друзей, что дерево без корней.

· Нет друга – ищи, а нашел – береги.

· Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

· Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

· Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

· Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Зачитайте, что у вас получилось.

5. А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга?
Слайд 7. Упражнение «Сходства и различия». Обведи свою ладонь
Ученики обводят свои ладони и на каждом пальце пишут какую то свою особенность, у каждого есть бумага и карандаш.
«Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».
6. Разминка на внимание.
«Топни 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2... раз».
Все по очереди топают ногой от 1 до 5 раз, затем 4, 3, 2, 1 раз и снова от одного до пяти и так по кругу до ведущего, при ошибке одного из игроков - начинаем сначала. Упражнение выполняется молча, подсказывать нельзя.
После разминки просим ответить на вопрос, что помогало и что мешало выполнить ее быстро и правильно?
7. Формулируем определение толерантности.
Слайд 8.
Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.
Жизнь - театр, у каждого свои роли.
Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т. д.
Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»... У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.
Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.
Слайд 9
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

· Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.

· Стремление к полноценной реализации своих способностей.

· Умение понимать и познавать других людей.

· Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.
8. Слайд 10. Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».
9. Слайд 11. Подведение итогов «Игра «Цветок откровение».Прежде чем расстаться,попрошу вас сесть в круг. Я прошу, чтобы каждый рассказал о своих мыслях, о чувствах, которые он сейчас испытывает, с чем уходит с нашей встречи.Пригодится ли вам то, о чём мы размышляли? Передавая Цветок Откровения, продолжите,пожалуйста, фразу «На сегодняшнем классном часе я ». Начну я: Я очень волновались сегодня перед началом классного часа, но сейчас испытываю благодарность к вам за ту поддержку, которую сегодня почувствовала. Мне было очень приятно с вами общаться. Обязательно поблагодарить каждого за то, что он высказался, был открыт и искренен. И только после этого передайте слово следующему в круге. Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.»
Слайд 12.
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.





15