Рабочая программа по этикету Хорошие манеры для дам и кавалеров

МОУ Кувшиновская средняя общеобразовательная школа №1
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по ВР
Волкова Е.Ю.________________
от _________2016__г
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
Захарян В.А.____________________
Приказ №______ от _________ 2016г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Хорошие манеры для дам и кавалеров»»
для 7 классов
на 2016 - 2017 учебный год




Педагог - психолог Петрова С.А.



2016 г.

Пояснительная записка
Краткая характеристика предмета
Данная программа составлена на основе программы «Этикет» Агаповой И.А. и Давыдовой М.А.
Этикет – явление исторически изменчивое, и, конечно, этикет сегодняшнего дня значительно отличается от правил «хорошего тона» и приличных манер не только времен Людовика XIV, но и эпохи российского императора Петра I: по сравнению с ними современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан на сближение людей, это, прежде всего искусство общения и поведения в обществе. Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека.
Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна – отличительная особенность программы.
Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.
Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Цель: помочь формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения.
Важный компонент занятий – ориентация на формирование нравственной оценки и самооценки подростков. На занятиях школьники периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершённых или предполагаемых поступков. Этому способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения.
Занятия предполагают решение следующих задач:
1. обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
2. вооружение школьников знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм и формирование положительного к ним отношения;
3. формирование воспитанности;
4. систематическое накопление и обогащение привычек нравственного поведения обучающихся путём организации их практической деятельности;
5. организация нравственного самовоспитания школьников;
6. формирование у детей умения оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.

Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработать у ребят адекватную самооценку, позитивное отношение к окружающему миру, восстановить доброе отношение и к себе, и к людям.
Курс групповых занятий с подростками 7-8 классов рассчитан на один час в неделю (всего – 34 часа). Он включён в учебный план и рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры.
Деятельность подростков оценивается словесной оценкой.
Методы обучения
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.
Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой.
С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.
Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал программы.
С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.
Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения. Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.


Универсальные учебные действия
при изучении курса по этике «Хорошие манеры для дам и кавалеров»
УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД:
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирования желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
В сфере личностных УУД будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Универсальные логические действия:
- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:
- использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;
- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
- формирование умения работать в парах и малых группах;
- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


Ожидаемые результаты
Получив знания по данным темам, участники группового курса «Хорошие манеры для дам и кавалеров» должны:
- усвоить основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.;
- иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
- соблюдать школьный этикет;
- обладать культурой речи;
- соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах;
- уметь культурно вести себя в гостях, знать навыки приема гостей;
- уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности, чести и достоинства;
- в общении быть вежливым, тактичным, уважать вкусы и взгляды другого человека стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности.
Содержание программы
Понятие «этикет». История возникновения этикета. Этикет как механизм, регулирующий отношения людей в обществе. Необходимость изучения и активного использования норм и правил этикета. Виды этикета. Этика и этикет.
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Воспроизведение правил поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивание своего поведения и поведения окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Использование в речи слова вежливости. Участие в диалогах. Высказывание предположения о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих. Собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Воспроизведение правил поведения в конкретной жизненной ситуации.
Высказывание предположения о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
Оценивание характера общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступать место маленьким и пожилым, за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы. Взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.











Календарно-тематическое планирование 7 класс, 34 часа.
№ урока
Тема
Дата проведения по плану
По факту

Раздел I. Этика общения


Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета




Формы приветствия и прощания. Правила знакомства. Слова прощания. Значение слова «спасибо», способы выражения благодарности. Начало разговора: формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Обращение по имени и отчеству.




Культура поведения во время беседы. Язык жестов, правила произношения «трудных» слов, слова-паразиты.




Телефонный этикет, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах




Пишем письма. СМС - общение, электронная почта.




Интернет и этикет.




Деловой этикет. Учимся понимать чувства других людей.




Правильное поведение-залог успеха. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка




Правила хорошего тона. Вежливость, тактичность, скромность и точность. Оттенки вежливости: корректность, любезность, деликатность.




Культура выражения чувств. Проблема запретных для обсуждения с посторонними тем. Выражение личных чувств на публике.



Раздел II. Культура питания


Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
Посуда и столовые приборы. Их назначение. Правила пользования столовыми приборами. Эстетика приема пищи




Принципы здорового питания, понятие о полезной пище




Правила поведения за столом.




Вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков. Игра «Верю - не верю».



Раздел III. Культура внешнего вида.



О чем нам говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков.




Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д.




Выбор одежды в различных ситуациях. Понятие о дресс коде. Деловой стиль одежды. Одежда для праздника, спорта, домашняя одежда.




Красота внешняя и внутренняя. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера. По одежке встречают, провожают по уму. Что нам говорят личные вещи о человеке.




Имидж. Кому он нужен?



Раздел IV. Этика отношений в коллективе


Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения, соседям.




Мы и школа. Общение с учителем. Особенности школьной одежды, отношение к учителю, отметке, умение доказать свое мнение.




Изучение устава школы.




Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый).




«Правила поссорившихся сторон».




Терпение, терпимость, толерантность.




Правила поведения в общественных местах, на природе, бережное отношение к природе.



Раздел V. Гостевой этикет.


Культура организации семейного торжества, семейные традиции.




Правила посещения и поведения в гостях.




Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей.




Дарим подарки. Вид подарка. Выбор подарка. Оформление поздравления. Ролевая игра «В гости».




Раздел VI. Самовоспитание


Каким я хочу быть. Понятие о самовоспитании. Составление памятки о самовоспитании.




Моральные качества личности. Терпение, долг, совесть. Жизненная позиция, моральный выбор.




Дневник как средство самовоспитания и контроля.



34.
Итоговый урок – командная игра «Позиция нравственного человека в современном мире»




Перечень учебно-методического обеспечения
Для педагога:
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Авторские сценарии внеурочных занятий на темы этикета». – М.: Планета, 2011;
Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;
Жеребцова О.Л. «Уроки этикета: Практическое руководство». – М.: «Ниола-Пресс», 2008;
Гангнус Л.В. – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001;
Иванова В.В. «Девчоночьи секреты», Москва. Лабиринт, 1998;
Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999;
Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», Москва. Просвещение, 1995;
Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996;
Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;
Шорыгина Т.А. «Беседы об этикете в детьми». – М.: ТЦ Сфера, 2014.
Сеть интернет
Для детей:
Еникеева Г.М. «Этикет для девушек», - М.: АСТ, 2009;
Монахова И.А. «Этикет для девочек». – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011;
Насонкина С.А. «Уроки этикета», СПб: АКЦИДЕНТ – 1997;
Снегирева А.Л. «Этикет для юных леди» - Москва: РИПОЛ, 2003.


15