Рабочая программа по Истории России и Истории Нового Времени ФГОС


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «История» для обучающихся 7 класса Средней школы № 55 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273.
Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №55 на 2015-2016 учебный год (5-7 классы) (утверждена приказом директора школы №143А от 01.09.15г.).
Рабочие программы. История России 6-9 классы А. А. Данилов, М.: Просвещение, 2011
Авторской программы А.Я.Юдовской и Л.М.Ванюшкиной. Новая история;
Учебный план Средней школы №55 (рассмотрен и одобрен на заседании Педагогического совета, протокол №1 от 28.08.15 г., утвержден приказом директора школы №110 от 31.08.15 г.).
Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ №55 на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом директора школы №117 от 01.09.15 г.).
Положение о рабочих программах учебных предметов (утверждено приказом директора школы №127А от 01.09.15 г.).
Перечень учебников на 2015-2016 учебный год (утвержден приказом директора школы №121А от 01.09.15 г.).
Цели:
* воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе
* формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения;
Задачи:
* выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о Новом времени;
* сформировать у учащихся целостное представление об истории Нового времени как закономерном периоде всемирной истории;
* осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия.
*изучая историю родного края, вызвать у школьников любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности ко всему происходящему в селе, районе, крае, стране.
Общая характеристика учебного предмета
Особенности программы – ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в.– от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, т.к на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме      350 часов. Основные содержательные линии учебной программы базового уровня исторического образования на ступени основного общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Срок реализации рабочей программы 1 год. Тематическое планирование рассчитано на 70 учебных часов: 42 ч. по истории России (авторская – 42ч.) и 32 ч. по истории Нового времени (авторская -32ч) из них 2 часа резерва. Объем учебной нагрузки согласно учебному плану -2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.
Существен вклад школьного обществознания вгражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи,включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них — способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание тем учебного курса с указанием форм организации учебных занятий
История России. 42 часа.
История России. 42 часа.
Введение. 1 час.
Глава 1. «Россия на рубеже 16-17 веков».3 час.
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Смута. Окончание Смуты.
Глава 2. «Россия в 17 веке». 9 час.
Новые явления в экономике. Основные сословия российского общества. Политическое развитие страны. Власть и церковь. Церковный раскол. Народные движения. Внешняя политика.
Образование и культура в 17 веке. Сословный быт. Обычаи и нравы.
Глава 3. «Россия при Петре 1».9 час.
Предпосылки петровских преобразований. Петр 1. Россия на рубеже веков. Северная война.
Реформы. Экономика России в первой четверти 18 века. Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века. Народные движения.
Глава 4. «Россия в 1725-1762 годах».4 час.
Дворцовые перевороты. Внутренняя политика в 1725-1762 годах. Внешняя политика России в 1725- 1762 годах.
Глава 5.
«Россия в 1762-1801 годах». 12 час.
Внутренняя политика Екатерины 2. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва.
Экономическое развитие России во второй половине 18 века.
Россия при Павле 1. Наука и образование. Художественная культура. Быт и обычаи.
Раздел1.
МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
Технические открытия и выход к Мировому океану
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
Усиление королевской власти XVI-XVIIвв. Абсолютизм в Европе
Дух предпринимательства преобразует экономику.
Новые ценности преобразуют общество
Повседневная жизнь европейцев
Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке
Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы.Рождение новой европейской науки Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Раздел 2.РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии.Парламент против короля. Революция в Англии.
Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.
Международные отношения в XVI-XVIIIвв.
Раздел 3.ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Век Просвещения. Стремление к царству Разума.Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике.
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18брюмера Наполеона Бонапарта
Раздел 4.КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
Колониальный период в Латинской Америке. Особенности латиноамериканского общества
Государства Востока: традиционные общества в эпоху раннего Нового времени
Государства Востока: начало европейской колонизации Индии и Китая
Япония в эпоху правления династии ТокугаваПовторение. Мир в эпоху раннего нового времени
Методы и формы обучения
методы этапа восприятия-усвоения
(методы монологически - диалогического изложения и изучения материала :
рассказ, объяснение, беседа, лекция; визуального изучения явлений:
демонстрация и иллюстрация; самостоятельная работа с источниками: изучение
документов, работа с учебником и книгой, пользование справочной
литературы, компьютера, упражнение, взаимообучение, опорный конспект),
методы этапа усвоения-воспроизведения
(проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, лабораторный эксперимент, упражнение, взаимное обучение, опорный конспект, опросно-ответный метод),
методы этапа учебно-творческого выражения
(самостоятельный поиск, художественное исполнение и критический анализ результатов учебной деятельности).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Новая история 7класс
Наименование глав и тем Характеристика основных видов деятельности
Введение. От Средневековья к Новому времени. Объясняют понятие Новое время.. Характеризуют источники, рассказывающие о Новом времени, в том числе памятники этой эпохи, сохранившиеся в современном мире.
Раздел1 МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ Находить нужную информацию по заданной теме; извлекать необходимую информацию из текстов и литературы;
Анализ, сравнение, нахождение общего и различий в исторических событиях и  процессах  под руководством учителя.
.
Раздел 2РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Обнаружение и составление закономерности.
Классификация объектов по предложенному признаку.
Конструирование объектов.
Выполнение творческих заданий.
Самостоятельная работа.
Письменный контроль
Раздел 3. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ- Находить нужную информацию по заданной теме; извлекать необходимую информацию из текстов и литературы;
Анализ, сравнение, нахождение общего и различий в исторических событиях и  процессах  под руководством учителя
Раздел 4КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ Обнаружение и составление закономерности.
Классификация объектов по предложенному признаку.
Конструирование объектов.
Выполнение творческих заданий.
Самостоятельная работа.
Письменный контроль
История России (42ч.)
ТЕМА 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVIIВВ. Находить нужную информацию по заданной теме; извлекать необходимую информацию из текстов и литературы;
Анализ, сравнение, нахождение общего и различий в исторических событиях и  процессах  под руководством учителя
ТЕМА 2. РОССИЯ В XVIIВ. Обнаружение и составление закономерности.
Классификация объектов по предложенному признаку.
Конструирование объектов.
Выполнение творческих заданий.
Самостоятельная работа.
Письменный контроль
ТЕМА 3. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIIIВ. Находить нужную информацию по заданной теме; извлекать необходимую информацию из текстов и литературы;
Анализ, сравнение, нахождение общего и различий в исторических событиях и  процессах  под руководством учителя
ТЕМА 4. РОССИЯ В 1725 -1762ГГ. Обнаружение и составление закономерности.
Классификация объектов по предложенному признаку.
Конструирование объектов.
Выполнение творческих заданий.
Самостоятельная работа.
Письменный контроль
ТЕМА 5. РОССИЯ В 1762-1800ГГ. Находить нужную информацию по заданной теме; извлекать необходимую информацию из текстов и литературы;
Анализ, сравнение, нахождение общего и различий в исторических событиях и  процессах  под руководством учителя

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Учащиеся должны знать:
хронологию, работу с хронологией;
исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  
Уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 
работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Метапредметные результаты 
способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками,
Личностные результаты
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учащиеся должны владеть:
способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 
чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История .Программы общеобразовательных учреждений. 6 - 11 классы. М.: Просвещение, 2011.
2. Юдовская А.Я., Баранов П.А, Ванюшкина Л.М. Новая история. 1500-1800 гг. 7 класс. М.: Просвещение, 2011
5. Новая история.7кл.: Поурочные планы по учебнику А.Я. Юдовской и др. «Новая история. 1500-1800» /А.-сост. Н.С.Кочетов.- В.: Учитель,2004.
6. Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества:6-7кл. Пособие для учителя./М.:Аквариум,1997.
7. История России. Конец XVI-XVIIIв. 7кл.: Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова и др./ а.-сост. Н…Ю.Колесниченко.-В.:Учитель,2005.
8. Серов Б.Н. , Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории России. 7 класс. М.,2009.