Конспект урока по русскому языку на тему Написание разделительных Ь и Ъ знаков


МОУ СШ №2 п. Селижарово
Урок русского языка во 2 классе. УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель - Барсукова Наталья Васильевна
Тема: Написание разделительных Ь и Ъ знаков.
Цель: уточнить правило написания разделительных знаков; учить употреблять разделительные Ь и Ъ знаки на письме.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять в письменной речи правила написания разделительных знаков; выполнять разбор слова по составу.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД(метапредметных):
регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи, интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные - умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник Н.А.Чураковой «Русский язык» ч.3, рабочая тетрадь, цветные карандаши, карточки-светофоры, , интерактивная доска , презентация.
Сценарий урока.
I. Организационный момент.-Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Пожелаем друг другу успехов в путешествии по стране Русского языка.
Учитель показывает учебник.
Правила из этой книжки
Надо знать не понаслышке.
И учить их не слегка,
А всерьёз, наверняка.
II. Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: определять тему урока и практическую задачу; познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические – осуществлять поиск необходимой информации.)
1. Работа над каллиграфией.
- Откройте тетрадь, напишите число, классная работа.
Запись на классной доске.
Я тетрадь свою открою
И как надо положу.
Я от вас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу.
Спинку прямо я держу.
А головку наклоню.
- Пропишем слова «в воздухе».
Учитель обращает внимание на правописание букв, соединений.
подъел // воробьи
2. Тема урока.
-Посмотрите на запись. Как вы думаете, о каких правилах мы будем сегодня говорить?
- Какую роль выполняют Ь и Ъ знаки?
-Сделайте вывод, какова тема нашего урока?
- Проверим. (Слайд)
3. Цели урока.
- Лучший способ изучить что-либо – это узнать самому.
-Чтобы урок был успешным, мы должны поставить перед собой цели.
Ответы детей.
- Когда в словах пишем разделительный Ъ знак? Используйте слово из минутки каллиграфии для объяснения.
Обучающийся выходит к доске. Проговаривает правило, выделяет в слове «подъел» приставку, корень, подчёркивает буквы «д», «е», «ъ».
- Кто согласен с ответом, поднимите руки.
- Кто не согласен с ответом, поднимите руки.
- Когда в словах пишем разделительный Ь знак? Используйте слово из минутки каллиграфии для объяснения.
Обучающийся выходит к доске. Проговаривает правило, выделяет в слове «
воробьи» корень, подчёркивает буквы «и», «ь».
- Кто согласен с ответом, поднимите руки.
- Кто не согласен с ответом, поднимите руки.
III. Работа по теме урока. (Регулятивные : действуют точно по инструкции учителя; применяют освоенные способы действия; сравнивают с образцом. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формируют и аргументируют собственное мнение, осуществляют взаимоконтроль и взаимную помощь, учатся уважать другую точку зрения, формируют умение договариваться. Личностные: стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения,прилагать волевые усилия в ходе решения поставленной задачи.)
1. – Откройте учебник на с. 113, найдите упр.120.
- Прочитайте самостоятельно задание.
-Что нам нужно сделать?
- Прочитайте текст.
- Найдите слова с разделительным Ъ, разделительным Ь.
Дети объясняют правописание слов с разделительными знаками, проговаривая правило, называя приставки, корни.
- Дайте устные проверки всем трудным случаям написания.
- Какое правило применили?
Дети проговаривают правило написания безударных гласных, проверяемых ударением.
- Запишите текст, как стихотворение. Подчеркните все ошибкоопасные места.
2. Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Текст на интерактивной доске. (Слайд)
- Оцените работу. «5»- работа выполнена без ошибок, «4» - в работе 1-2 ошибки, если больше ошибок, значит, знания заболели, их необходимо полечить.
3. Работа в группах.
-Если в слове пишем разделительный твёрдый знак, то подчёркиваем слово синим карандашом, если разделительный мягкий знак, то подчёркиваем слово зелёным карандашом.
Задание на карточках.
Под…езд, мурав…и, руч…и, с…ел, сем…я, от…езд, с…ёжился.
4.Самопроверка.
Группы отвечают по очереди, называя только одно слово, объясняя написание.
- Прочитайте слова, которые подчеркнули синим цветом.
- Почему вставили разделительный Ъ ?
- Кто согласен?
- Кто не согласен? Почему?
- Прочитайте слова, которые подчеркнули зелёным цветом.
- Почему вставили разделительный Ь ?
- Кто согласен?
- Кто не согласен? Почему?
-Группа, которая выполнила без ошибок задание, ставит себе «!», если встретились 1-2 ошибки, то «+», другим ещё необходимо поработать.
Группа, которая поставила себе «!» сигнализируйте нам.
Дети поднимают вверх соединенные руки.
-Умницы ! За отличную работу вам подарок, которым вы, надеюсь, согласитесь поделиться с одноклассниками.
5.Физкультминутка для глаз. (Слайд)
6. Самостоятельная работа в парах.
- Продолжаем исследование на тему «Написание разделительных Ъ и Ь знаков.»-Откройте учебник на с.114, найдите упр.122. Выполните вместе задание вместе, помогая друг другу. I вариант записывает отрывок, где есть слова с разделительным Ъ, II вариант – с разделительным Ь.7. Проверка.
- Прочитайте отрывок с разделительным Ъ.
-Кто согласен?
- Прочитайте отрывок с разделительным Ь.
-Кто согласен?
- Какая группа выполнила задание правильно? Сигнализируйте нам.
Дети поднимают вверх соединенные руки.
8. Физкультминутка.
-Молодцы! В подарок всем за хорошую работу следующая игра.
- Послушайте правила игры. Приседаем, если слово пишем с разделительным Ъ знаком, подпрыгиваем и хлопаем в ладоши, если слово пишем с разделительным Ь.
Въезд, отъезд, вьюга, сорочье, пьеса, листья, съест.
- Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять-шесть – тихо сесть.
IV. Повторение.(Познавательные: общеучебные–осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания безударных гласных, парных согласных, разделительного Ъ знака; логические- осуществляют анализ сложного слова)
1.- Молодцы! Продолжаем наше путешествие.
- Откройте учебник на с. 115, найдите упр.123.
- Прочитайте шуточный текст и догадайтесь, какие слова не на своём месте.
- Прочитайте текст без ошибок.
-Кто считает, что … прочитала правильно?
- Объясните значение слов «айва», «халва»
- Проверим ваши предположения.(Слайд)
- Выпишите первое слово из каждой строчки, разберите их по составу. Пишем с красной строки, первое слово с большой буквы, остальные через запятую, в конце ставим точку.
- Кто хочет выполнять работу на классной доске?
Дети самостоятельно выполняют работу.
2. Проверка.
- Кто считает, что … выписал все слова верно?
- Проверьте, все ли ошибкоопасные места написаны верно?
-Какие правила использовали?
Дети проговаривают правила написания безударной гласной, парного согласного на конце слова, соединительной гласной.
- Что общего между словами?
- Как образовались слова?
- Как выполнил … разбор слов по составу?
- Найдите в тексте упражнения слово с разделительным Ъ знаком.
-Как рассуждали, выбирая букву?
V. Итог. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала)
- Когда в словах пишется разделительный Ь знак?
- Когда в словах пишется разделительный Ъ знак?
Дети проговаривают правила, используя схемы. (Слайд)
- Ответьте на вопросы.(Слайд)
- Что удалось на уроке?
- Что больше всего понравилось?
-Чьим успехам порадуемся?
- За что можешь себя похвалить?
- Что было самым трудным?
- Попробуйте оценить свои достижения с помощью условных знаков. Нам поможет «Светофор». (Слайд) Если вы считаете, что у вас всё получилось и вы довольны своей работой, тогда поднимите зелёный кружок; если вы очень старались, но у вас получилось не всё, то поднимите жёлтый кружок; если у вас ничего не получилось и вы недовольны собой, то поднимите красный кружок.
- Молодцы!
Урок наш окончен,
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились.
И знания ваши
Нам всем пригодились.