Конспект урока по русскому языку на тему Повторяем написание разделительных Ь и Ъ знаков (3 класс)




Конспект урока
по русскому языку
(3 класс)


« Повторяем написание разделительных Ь и Ъ знаков».




учитель начальных классов
МКОУ "Ленинская СОШ №1"

Дерябина
Надежда Владимировна


Схема конспекта урока

Предмет русский язык 3 «А» класс
Тема урока « Повторяем написание разделительных Ь и Ъ знаков».
Цели урока:
уметь различать ь и ъ разделительные знаки;
развивать орфографическую зоркость, самостоятельность в работе;
отрабатывать написание орфограмм в корне слова;
воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, карточки
Предполагаемый результат:
знание правила правописания разделительных Ь и Ъ знаков;
умения правильного написания орфограмм в корне слова;
самоорганизация работы в парах.




Этапы работы

Содержание этапа (заполняется педагогом)


1.
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока;
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока

ЦЕЛЬ ЭТАПА: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию
ЗАДАЧИ: доброжелательный настрой учителя и учащихся; готовность класса и оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся; кратковременность организационного момента.
МЕТОД: объяснительно-иллюстративный. Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, быть должны у вас в порядке ручки, книжки и тетрадки. Давайте улыбнёмся, друг другу и с хорошим настроением тихо сядем за свои рабочие столы. Сегодня на уроке мы должны составить памятку правописания уже знакомой вам орфограммы. А вот конкретно какой, вы должны догадаться самостоятельно.


2.
Чистописание. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока.

ЦЕЛЬ ЭТАПА: формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма.
ЗАДАЧИ: развитие мелких мышц и свободы движения руки; закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах.; работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.
МЕТОД: объяснительно-иллюстративный. Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, наш урок начинается с минутки чистописания. Сегодня вы будите повторять письмо следующих букв с нижним соединение между ними: ъя,ъе,ъё,ъю,ъя ье,ьё,ьи,ью,ья Для списывания предлагаю вам на выбор 3 пословицы. Спишите одну из них, которая больше вам понравилась. Не игла шьёт, а руки. Ученье свет – неученье тьма. Кто смел, тот и два съел. Объясните как вы понимаете смысл , выбранной вами пословицы.


3.
Работа по теме урока. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений повторяемого материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
описание форм и методов повторяемого учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса, учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе повторения учебного материала.

ЦЕЛЬ ЭТАПА: повторить правило правописания разделительного Ь и Ъ знаков в словах.
ЗАДАЧИ: уметь различать разделительный Ь и Ъ знаки; знать, что разделяет ь и ъ знаки; составить «памятку алгоритм» правила правописания разделительного Ь и Ъ знаков; работать над выработкой навыков автоматической грамотности и орфографической зоркости.
МЕТОД: проблемный, частично-поисковый.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте поиграем в игру «Кто быстрее». Описание. Ученики по сигналу учителя вставляют пропущенные буквы в слова. 1. Слайд.

Выполняя это задание, какие орфограмм вы повторили? (I ряд – безударная гласная в корне;II ряд – непроизносимая согласная в корне; III ряд – парная согласная в корне слова).
Что ещё вы заметили при выполнении этого задания? ( В каждой группе есть лишние слова, где пропущены разделительные Ь и Ъ знаки )Сделайте самооценку по выполнению этого задания на полях в тетрадях. К П (К – красиво, П – правильно)


При выполнении предыдущих заданий, вам встречались слова с орфограммой разделительный Ь и Ъ знаки. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Правильно, мы сегодня на уроке будем повторять написание разделительных Ь и Ъ знаков. А так же составить «памятку алгоритм» написания этих орфограмм.
Угадайте, о какой букве говорится в рифмованном упражнении?
Перед Е, Ё, И, Ю, Я Я в корнях стою, друзья. Воробьи, семья, жильё – Перед Я, Ю, И, Е, Ё. (Здесь говорится о разделительном Ь знаке) Какую роль выполняет разделительный Ь знак в словах?
Разделительный Ь показывает,
что согласный звук не сливается
с гласным. Он пишется после
согласной перед гласными
Е, Ё, Ю, Я, И.
Это определение внесём в нашу памятку.
Закончите рифмованное упражнение дружным ответом.
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели
Почему случилось так?
Кто виновник? ( Твёрдый знак )

Что вы помните о правописании слов с разделительным Ъ знаком?

Разделительный Ъ пишется после
приставок, которые оканчиваются
на буквы согласных звуков, перед
гласными Е, Ё, Ю, Я.
Это определение тоже внесём в нашу памятку.
Выполняя упражнения, будем работать над выработкой навыка правописания повторяемой орфограммы.
1. Работа в рабочей тетради.
Выполнение упражнения 1, стр. 19.
Прочитайте задание. Выполнять это задание, вы будите в парах.
( Учащиеся вставляют разделительный Ь или Ъ знаки ).
2. Работа с учебником.
Выполнение упражнения 2, стр. 52.
Прочитайте задание. (Прочитайте строчки слов. Найдите лишнее. Запишите остальные слова.)
Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа, поставьте отметку на полях.
2. Слайд.




4.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися учебного материала;
описание возможностей путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила учебный материал.

ЦЕЛЬ ЭТАПА: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по учебному материалу; добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления учебного материала, глубины его понимания; выработать соответствующие навыки и умения.
ЗАДАЧИ: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий; установление правильности и осознанности усвоения учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция;
ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
МЕТОД: сравнительный, обобщающий.
УЧИТЕЛЬ: В заключительной части нашего урока, проведём самостоятельную работу.
1. Самостоятельная работа. Учитель диктует слова. Учащиеся записывают их, распределив в столбики с разделительными Ь и Ъ знаками. Варенье, статья, объём, копьё, бурьян, подъезд, разъезд.
Кто из вас не усвоил когда пишется разделительный Ь или Ъ знаки, я вам сделала памятку, которую мы сегодня на уроке составили. Учитель раздаёт всем ученикам памятки.






5.
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

ЦЕЛЬ ЭТАПА: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта.
ЗАДАЧИ: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверка соответствующих записей; реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их успешности.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня на уроке вы выполняли задания различной трудности. Дома вам необходимо поработать творчески. Составить четыре предложения, где будут слова с разделительными Ь и Ъ знаками. Чтобы вы правильно написали слова с этими орфограммами, вам помогут памятки.






Новый рисунок (2)15