Из опыта работы. Реализация ученического самоуправления через игру «Путешествие на планету Знаний».

Реализация ученического самоуправления через игру «Путешествие на планету Знаний».

Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры
сказки, музыки, фантазии, творчества. Без
этого он – засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский

Преподавательской деятельностью я занимаюсь более двадцати лет, и все эти годы выполняла обязанности классного руководителя. Мне всегда нравилась эта работа, потому что я видела результаты своего труда. Из маленьких, капризных, несобранных мои воспитанники превращались в больших, уравновешенных, красивых людей, именно красивых, если ни физически, то душой уж точно
Цель всей воспитательной работы в классе:
создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося.
Задачи:
организация самоуправления в классе;
формирование и развитие коллектива;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения, и раскрытия потенциальных возможностей учащихся;
организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.
Сложность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания воспитательной деятельности, но и чёткости её организационных форм. Работа с детьми должна быть гибкой, простой, помогающей делать жизнь детей радостной и интересной. Только сотрудничество детей и взрослых развивают способности личности. Педагогика сотрудничества даёт возможность формировать совершенно новые качества личности: активность, инициативу, умение принимать решения, творчество, перспективность, равноправие.
Ученическое самоуправление – это способ организации жизнедеятельности коллектива учащихся, который предполагает активное участие всех учащихся на основе самодеятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно важных целей. Ведущие педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский рассматривают самоуправление как эффективное воспитательное средство, конечной целью которого является формирование высоконравственной личности, специалиста, гражданина, патриота.
Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:
Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?
Как всё это происходит?
Система ученического самоуправления в классе – сложное образование, которое отражает уровень сплочённости и воспитанности коллектива, а также степень моего умения развивать детский коллектив.
Начиная с 1-го класса, я учу своих маленьких ребят быть самостоятельными, творческими личностями, но организационную функцию я беру на себя:
- предъявляю требования;
- задаю правила и нормы взаимоотношений;
А после того, как выбран актив, то он берет на себя часть организаторских функций. Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения. И только после этого достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле.
Ежегодно в сентябре распределение обязанностей проходит у нас не совсем обычно, а захватывающее, чтобы как-то заинтересовать детей, дать почувствовать им свою значимость в принятии решений. И здесь я использую результаты социометрии, которые необходимы в работе.
Результаты социометрии класса по состоянию на ноябрь 2012г. 1 класс.
Из 24 учащихся класса: социальных звезд – 2 (8%),
предпочитаемых – 7 (29),
пренебрегаемые – 6 (25%),
изолированные – 5 (21%).
17% учащихся класса не имели социального статуса в коллективе. Эти результаты необходимы при организации самоуправления в классе.
Работать по организации самоуправления я начинаю с проведения классного собрания, которое было связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им на новом этапе. Ребятам было предложено выбрать командира экипажа (так как мы классы – экипажи), название, которое бы объединило весь наш коллектив.
С каким интересом дети стали предлагать свои названия. Не оставались в стороне и те ребята, которые по результатам социометрии показали статус «изолированных». После бурного обсуждения мы остановились на одном названии: СОЛНЫШКО.
Девиз: Сколько у солнышка ярких лучей,
Столько у нас дел и затей.
Итак, я формирую группы, стараясь объединить в них детей по интересам и склонностям. Выбрали командиров групп. Затем дети стали распределять обязанности (распределение обязанностей происходит по желанию детей). Все творческие поручения являются чередующимися, смена происходит каждый триместр. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная группа, сохранить лучшее из придуманного и внести новое.
Я наблюдаю за моими учениками и хочу отметить, что дети быстрее откликаются на просьбу и замечание своих товарищей, чем взрослых. Например, добиться закладок у всех детей было невозможно с начала учебного года. Стоило Айболитом сделать замечание, как закладки появились у всех! Затейники кроме игр на перемене, приносят шарады, головоломки. Журналистам каждый день на каком-либо уроке я нахожу пять минут, чтобы дети послушали их сообщения. Для учителя это сложный труд, потому что каждый раз я учу их с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и даём оценку сделанному. Каждый ребёнок стремится поучаствовать свои силы в работе.
Создаем органы ученического самоуправления в классе.

АЙБОЛИТЫ
ЗАБОТЯТСЯ О ВНЕШНЕМ ВИДЕ ДРУЗЕЙ, ОБ ИХ АККУРАТНОСТИ;
СЛЕДЯТ ЗА СОСТОЯНИЕМ ШКОЛЬНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ;
ДЕЖУРНЫЕ ПО КЛАССУ
ДЕЖУРЯТ ПО КЛАССУ, ОБЕСПЕЧИВАЮТ ЧИСТОТУ В ПОМЕЩЕНИИ;
ЗАБОТЯТСЯ О ПОРЯДКЕ НА ПЕРЕМЕНАХ;
ГОТОВЯТ ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ;
УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.
ЗАТЕЙНИКИ
НАХОДЯТ, ПРИДУМЫВАЮТ И ПРОВОДЯТ ПОДВИЖНЫЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНАХ;
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ, КАК ОБЩЕШКОЛЬНЫХ, ТАК И КЛАССНЫХ.
ЖУРНАЛИСТЫ
НАХОДЯТ И РАССКАЗЫВАЮТ ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ;
ВЫПУСКАЮТ КЛАССНЫЕ ГАЗЕТЫ,
ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССНОГО УГОЛКА;
ОКАЗАНИЕ В ПРОВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЧАСОВ;
СОЗДАЮТ УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ.
СПЕЦИАЛИСТЫ ПО СПОРТУ
ПРОВОДИТ УТРЕННЮЮ ЗАРЯДКУ;
ОРГАНИЗУЕТ И ПРОВОДИТ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Итак, структура ученического самоуправления в классе ясна. Далее вместе с детьми разрабатываем законы коллектива, по которым будем работать в течение данного учебного года. Из года в год эти законы могут пополняться новыми, ставя перед коллективом новые задачи.
Сегодня идеалами для наших детей должны стать правда, доброта, красота, справедливость. Чтобы определить поведение ребёнка в семье, коллективе сверстников следует возвести в ранг законов такие нравственные категории, как забота, дружба, честь. Содержание законов нашего класса определили сами ребята в процессе обсуждения в группах. Мы обсудили предложенные варианты. Так определились законы класса

ЗАКОНЫ КЛАССА
БЫТЬ ЧУТКИМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СВОИМ ДРУЗЬЯМ
УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ МНЕНИЕ ДРУГИХ
ПРИЛЕЖНО РАБОТАТЬ НАД РАСШИРЕНИЕМ СВОИХ ЗНАНИЙ
ДОСТОЙНО И КУЛЬТУРНО ВЕСТИ СЕБЯ В ШКОЛЕ И ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛАМИ
ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ КО ВЗРОСЛЫМ
ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ЖИЗНИ ДРУЗЕЙ
ГОВОРИТЬ ВСЕГДА ПРАВДУ, ИМЕТЬ МУЖЕСТВО СКАЗАТЬ О СВОЁМ ПОСТУПКЕ, А НЕ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ВИНУ НА ДРУГИХ
ЗАБОТИТЬСЯ О МЛАДШИХ, ПОМОГАТЬ ИМ, ЗАЩИЩАТЬ ИХ
БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ВЕЩАМ
НИКОГДА НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ.
Когда ученики работают коллективно, я постоянно учу их взаимодействовать друг с другом, напоминаю им о пользе быть терпимыми, сопереживать друг другу, ладить друг с другом, при необходимости помогать другу и в то же время учиться честно и непредвзято оценивать работу товарищей.
Всё о чем я говорила сейчас, называется постоянной схемой самоуправления в классе, которая существует на протяжении всего учебного года. А наряду с этой схемой есть и временная схема самоуправления, которая реализуется в нашей школе через игру «Путешествие на планету Знаний».
Сама игра «Путешествие на планету Знаний» является общешкольной программой самоуправления. Она способствует становлению коллектива, помогает каждому ее участнику определиться в своих интересах и способностях.
Программа «Путешествие на планету Знаний» имеет свою символику путешественников. На протяжении длительного времени мы используем традиционную единую символику, которая очень важна в создании коллективных традиций в школе.
Гимн путешественников, Флаг, Герб.
В начале учебного года нам с ребятами на стартовых линейках вручаются маршрутные листы, где указаны названия станций.
Путешествуя по планете Знаний, ребята младших классов в течение года проследуют через девять станций, принимая участие на каждой из них в разнообразных игровых программах, конкурсах, праздниках. За каждое проведенное дело экипажи получают на станции специальный лепесток Знаний. В результате путешествия экипажи должны собрать девять лепестков (из них состоит полный цветок Знаний). В конце года подводятся общий итог, и определяется экипаж-победитель этого увлекательного и полезного путешествия.
Название основных станций планеты Знаний:
1.Станция «Здравствуй, школа!» (сентябрь). Неделя знакомства с ДЮЦ.
2.Станция «Осенняя» (октябрь). Неделя природоведения.
3.Станция «Перекресток» (ноябрь). Неделя ОБЖ.
4.Станция «Самоделкин» (декабрь). Неделя труда и ИЗО.
5.Станция «Цифирия» (январь). Неделя математики.
6.Станция «Здоровье» (февраль). Неделя физической культуры.
7.Станция «Игровая» (март). Неделя чтения.
8.Станция «АБВГДейка» (апрель). Неделя русского языка.
9.Станция «Здравствуй, лето!» (май). Неделя любимых уроков.
Как же осуществляется самоуправление в классе через игру «Путешествие на планету Знаний».
Один из наиболее эффективных путей вовлечения всех учащихся в самоуправленческую деятельность - это проведение различного рода коллективных творческих дел посредством создания групп для выполнения творческих поручений.
Для того чтобы подготовиться к мероприятию и принять участие в путешествии, необходимо в классе создать временное самоуправление. В классе ребята разбиваются на группы (которые формируются по принципу добровольности), а уже в группах распределяют поручения. Важно, чтобы коллектив постоянно жил в атмосфере поиска, обновления форм и методов своей деятельности. Здесь проявляются такие качества ребенка как взаимопонимание и поддержка, ответственность за себя и коллектив класса. Иногда даже открываются новые таланты в процессе подготовки и участия в общешкольных мероприятиях.
Примером таких дел можно назвать подготовку к празднику « Здравствуй, Рыженькая осень».
Предварительная работа:
включает беседу: как лучше провести? (в форме праздника),
где провести? (в классе),
с кем провести? (с родителями),
кому быть организаторами? (всем вместе)
Коллективное планирование:
началось в группах: с моей помощью дети придумывали разные дела, которые следует включить в подготовку.
Распределили дела для каждой группы:
1.подготовка украшений и оформление класса к празднику,
2.подбор интересных игр и развлечений,
3.разработка эскиза приглашения для родителей,
4.готовят сценку «Спор овощей»,
5.готовят стенгазету,
6.ответственные за конкурс поделок из природного материала.
Интересно то, что к концу подготовки в дело оказались, вовлечены все ученики. В таких делах ярко проявляются следующие качества детей и всего коллектива в целом: нравственность, культура, креативность, трудолюбие, терпение, дружелюбие. Моя роль, как классного руководителя заключалась в том, что бы ненавязчиво направлять процесс в нужное русло.
Вся эта большая плодотворная работа заканчивается праздником «Здравствуй, Рыженькая осень».
Когда начинается подготовка к следующему мероприятию, то те дети, которые занимались творческой работой, будут заниматься поисковой или исследовательской деятельностью. Дети должны попробовать свои силы в разных сферах деятельности.
Нельзя не сказать о роли родителей в становлении коллектива, формирования положительных отношений в классе. Это, прежде всего, личный пример родителей, их умение сопереживать, и готовность быть вместе в радости и печали. Я могу с гордостью сказать о родителях нашего класса - они часть нашего коллектива, они часть нашей общей семьи. Так, в моей практике работы с классным коллективом были проведены такие совместные дела:
А ну-ка, девочки!
Вперед, мальчишки!
День Здоровья,
Кл. час «Познакомься – мои увлечения»,
«Профессии моих родителей» и экскурсии на их предприятия.
И таких дел в нашем коллективе можно насчитать много. Но каждое из них решало основную цель становление коллектива, формирования положительных отношений в классе.
И подводя итог моего выступления, я с удовольствием отмечаю: работа в этом направлении дала положительные результаты. Дети становятся более ответственными, доброжелательными, в меру самокритичными. По результатам анкетирования детей и родителей я пришла к выводу, что в моем классе наиболее приемлема именно эта форма ученического самоуправления работы с учащимися. Воспитание детей в коллективе и через коллектив, позволяет ребенку не только проявлять, но и развивать и закреплять положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности. Я отмечаю, что дети не только с интересом относятся к работе, но и заинтересованы в том, чтобы она была успешной. С удовольствием могу констатировать следующее:
-коллектив класса изменился,(дети стали дружнее, они активно включаются в различные дела, у них появилось стремление проявить инициативу и действовать самостоятельно);
-в коллективе появились выборные органы (командир экипажа, актив экипажа);
-каждый ребенок, выполняя то или иное поручение, занимает в коллективе определенное место;
-в поле зрения коллектива – каждый ученик класса;
-в жизни коллектива создана ситуация успеха.
Работа над развитием классного самоуправления привела к тому, что в классе сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Каждый ребенок чувствует себя в коллективе комфортно, отсутствуют отверженные дети. Школьники уверены в своих силах, владеют навыками общения со сверстниками и взрослыми, доброжелательны. Отношения между детьми дружелюбные. Сформировались благоприятные условия для сотрудничества, взаимопонимания, творческого общения всех участников образовательного процесса. А подтверждают это результаты социометрии по классу на апрель 2015года. 4 класс. Из 23 учащихся: социальных звезд – 7 (30), предпочитаемых – 16 (70) , пренебрегаемых – нет, изолированных – нет.
Анализируя свою работу, могу сказать, что мои дети сделали маленький шаг к управлению самими собой.
Спасибо за внимание.









13PAGE 15


13PAGE 14515



Подпрограмма «Путешествие по «Играй-городу»



15