Программа работы с классом Духовно-нравственное развитие личности через патриотическое воспитание (начальные классы)


I. Пояснительная записка
Проблемы патриотического воспитания активно переосмысляются в настоящее время и приобретают новое значение из-за изменений, происходящих в нашем обществе, стране и мире. Вопросы необходимости патриотического воспитания и поиск новых подходов к нему становятся одними из важнейших аспектов воспитательной работы в школах и даже государственной политики страны.
Если толковать понятие «патриотизм» в изначальном смысле (греч. patre – Родина), то это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, который проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине, Отечеству, своей семье.
Это сложное чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется и развивается в каждом человеке, начиная с раннего возраста во взаимосвязи с развитием других качеств личности. Развитие патриотических качеств личности тесно связано с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения.
В конце XX века и начале XXI в России проходил огромный перелом в социально-экономической, идеологической и культурной сферах общества, что повлекло за собой нравственный беспредел, духовное и финансовое обнищание и утрату патриотического сознания молодых граждан России.
Дмитрий Анатольевич Медведев, будучи президентом России, в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации говорил: «Наш народ духовно и нравственно богат. Нам есть чем гордиться, есть что любить. Есть что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться. Одна из наших базовых ценностей – патриотизм. При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее, в любых обстоятельствах, всегда – вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
С введением в школах ФГОС второго поколения у работников образовательных учреждений появилась возможность вести целенаправленную работу по формированию чувства ответственности за себя, своих близких, Родину и воспитанию духовно-нравственного поколения. Значит программа «Воспитание патриотизма через духовно-нравственное развитие личности учащихся начальной школы» имеет весьма большое значение для формирования патриотических чувств учащихся.
Нормативно-правовой и документальной основой программы развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования являются:
1) Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
3) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Сроки реализации программы:
Программа развития и воспитания младших школьников рассчитана на
учащихся 1 – 4 классы, 4 года обучения.

Условия реализации программы:
Работа по программе, развитие и воспитание обучающихся начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства.
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации программы является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли учителя.
При реализации программы коллектив взаимодействует, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению высоких результатов воспитания .II. Цели и задачи программы развития и воспитания на ступени начального общего образования
Целью программы развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях народов России.
Задачи программы развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры В области формирования социальной культуры В области формирования семейной культуры
1 класс Формировать основы морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укреплять у обучающегося позитивную нравственную самооценку, самоуважение и жизненный оптимизм Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им
Формировать у обучающегося уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к старшим и младшим
2 класс Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укреплять доверие к другим людям Формировать представление о семейных ценностях, их роли и уважении к ним
3 класс Формировать способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты Формировать чувства патриотизма и гражданской солидарности Формировать отношение к семье как основе современного общества
4 класс Формировать основы нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам Формировать толерантность и основы культуры общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России Развивать у обучающихся стремление изучать культурно-исторические и этническими традиции российской семьи
III. Основные направления и содержание работы по программе
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Направление:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека
Задачи:
Дать элементарные представления о символах РФ, важнейших событиях в жизни России;
Воспитывать интерес и уважение к замечательным людям своей семьи, края, страны.
Воспитывать любовь к родному краю. Задачи:
Дать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
Воспитывать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
Воспитывать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Задачи:
Дать элементарные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; дать начальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов
Прививать любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России. Задачи:
Дать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
Учить детей отвечать за свои поступки;
Прививать интерес к участию в делах класса, школы, семьи, своего села, города.
Воспитывать уважение к защитникам Родины.
Ценности:
Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству. Ценности:
Правовое государство, гражданское общество. Ценности:
Поликультурный мир, свобода личная и национальная. Ценности:
Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Формы работы:
Беседы
Экскурсии
Чтение книг
Праздники.
Участие в творческих национально-культурных праздниках. Формы работы:
Беседы
Экскурсии
Чтение книг
Праздники
Просмотр кинофильмов
Участие в творческих национально-культурных праздниках. Формы работы:
Беседы
Экскурсии
Чтение книг
Праздники
Просмотр кинофильмов (в том числе учебных)
Встречи
Создание проектов
Интеллектуальные сражения (игры, викторины).
Участие в детских исследовательских конкурсах.
Участие в творческих национально-культурных праздниках. Формы работы:
Беседы
Экскурсии
Чтение книг
Праздники
Просмотр кинофильмов (в том числе учебных)
Встречи
Создание проектов
Интеллектуальные сражения (игры, викторины)
Участие в детских исследовательских конкурсах.
Участие в творческих национально-культурных праздниках.
Направление:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Задачи:
1. Дать представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
2.Учить различать хорошие и плохие поступки.
3. Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому. Задачи:
1.Дать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях.
2. Знакомить с правилами этики, культуры речи.
3.Воспитывать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим. Задачи:
Дать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, реклам.
Способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержки. Задачи:
Дать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
Воспитывать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Ценности:
Уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, нравственный выбор. Ценности:
Забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших.
Ценности:
Жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям. Ценности:
Свобода совести, вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этики.
Формы работы:
Беседы
Экскурсии
Праздники
Уроки этики.
Ролевые игры
Участие в благотворительности, в акциях милосердия
Формы работы:
Беседы
Экскурсии
Праздники
Участие в творческой деятельности
Выставки
Уроки этики
Ролевые игры
Участие в благотворительности, в акциях милосердия
Формы работы:
Беседы
Экскурсии
Праздники
Игровые программы
Просмотр учебных фильмов
Встречи
Создание проектов
Ролевые игры
Участие в благотворительности, в акциях милосердия
Формы работы:
Беседы
Экскурсии
Религиозные праздники, встречи
Участие в благотворительности, в акциях милосердия
Просмотр учебных фильмов
Создание проектов
Ролевые игры
Вспомогательные направления, работа по которым будет проводиться с учетом поддержки решения задач по приоритетным направлениям
Направление Содержание Ценности
Природа Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание
Прекрасное Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
IV. Планируемые воспитательные результаты освоения программы
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1класс) — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3класс) — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (3-4 класс) — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
Направление воспитания Планируемые результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 1. ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
2. элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
3. первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
4. опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
·опыт социальной и межкультурной коммуникации;
5. начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания 1. начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
2. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
3. уважительное отношение к традиционным религиям;
4. неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
5. способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
6. уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
7. знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
На момент окончания 4 класса:
У обучающихся будут сформированы личностные УУД:
осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения.
Обучающиеся получат возможность для формирования личностных УУД:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.V. Виды деятельности и формы занятий по программе
Направление Приобретение социальных знаний Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Получение начального опыта самостоятельного общественного действия
Вид деятельности Вид деятельности Вид деятельности
Духовно-нравственное Просмотр спектакля (фильма) на нравственные темы Досугово-развлекательнаяДиспут-обсуждение просмотренного спектакля (фильма) Проблемно-ценностное общение Общешкольный конкурс сочинений на нравственные темы Познавательная
Беседы по прочитанному литературному произведению Проблемно-ценностное общение Инсценировка фрагмента литературного произведения Художественное творчество Общешкольный конкурс инсценировок Художественное творчество
Познавательные беседы о нравственных качествах человека, о благотворительности и милосердии Познавательная Викторины «Что такое хорошо?
Что такое плохо?»; конкурс проектов «Помоги тому, кто в беде» Познавательная Фестиваль добрых дел Игровая
Индивидуальные беседы с обучающимся о правилах поведения в семье Познавательная Ролевая игра «Я и моя семья» Игровая Благотворительный концерты к Дню пожилого человека, к Дню матери, к 8 Марта Досугово-развлекатель-
наяЭтические беседы «Наша дружная семья» Познавательная Совместные выезды детей и родителей на природу Социально-преобразующая, спортивно-оздоровительная КТД Общешкольный конкурс семейных традиций Социально-преобразующая
Беседы о правилах поведения в общественных местах Познавательная Ролевые игры-ситуации Игровая Конкурс социальных проектов «Образцовая школа» Социально-преобразую-щаяКлассные часы на тему «Что такое дружба?» «Что такое настоящий друг?» Познавательная Классные огоньки с тематической конкурсной программой, предполагающей совместную групповую работу Спортивные соревнования между классами: общешкольная спартакиада, «Веселые старты», первенство по коллективным спортивным играм Весенняя эстафета Игровая, спортивно-оздоровитель-наяБеседы по безопасности дорожного движения «Водитель и пешеход: мы в ответе друг за друга!» Познавательная Викторины по правилам ДД; практические занятия по БДД Игровая, познавательная КТД ««Водитель и пешеход: мы в ответе друг за друга!» Игровая, Социально-преобразую-щаяПатриотическое Беседы о символах государства Познавательная Конкурс рисунков гербов семьи, класса, школы Художественное творчество Традиционные торжественные мероприятия в школе, где применяются государственные символы Социально-преобразую-щаяВстреча с ветеранами, участниками военных действия, курсантами на тему «Наша армия – наша надежда» Познавательная Конкурсная программа «А, ну-ка, парни!» Игровая Смотр строя и песни Социально-преобразующая, спортивно-оздоровитель-наяЗнакомство с героическими страницами истории России. Беседы, классные часы, просмотр кинофильмов Познавательная Презентации «Герой России. С него беру пример!» Познавательная Конкурс патриотической песни
Художествен-ное творчество
Посещение экспозиций музеев с военной тематикой Познавательная, досуговаяОбщешкольная акция «Звезда Героя» Социально-преобразую-щаяВыпуск стенгазет
Художественное творчество Выставки для родителей, жителей микрорайона по темам, связанным с знаменательными событиями в истории России и мировой истории Социально-преобразую-щая, познаватель-наяБеседы об истории Самарской области Познавательная Экскурсии по Новокуйбышевску, городам Самарской области Туристско-краеведческая Общешкольный конкурс проектов «Как сделать родной город лучше?» Социально-преобразую-щаяКТД игра «вертушка» «Тропинками Новокуйбышевска» игровая
Тематические классные часы, беседы на уроках о традициях разных народов Познавательная Ролевые игры «Традиции народов России» Игровая КТД «Марафон народных традиций» Игровая, социально-преобразую-щаяVI. Основные мероприятия по реализации программы
1 класс мероприятия УУД
сентябрь Проведение открытого урока: «Государственные символы страны»Лучший рисунок, посвящённый символам государства
Оформление стенда с символикой российской государства
День Матери
У обучающихся будут сформированы личностные УУД: этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; знание основных моральных норм поведения. Обучающиеся получат возможность для формирования личностных УУД: представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России; представления об уникальности и ценности российского государства.
Обучающиеся научатся: узнавать государственную символику России и своего региона; определять родственные связи в семье; соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками.
Обучающиеся получат возможность научиться: оценивать характер взаимоотношений в семье и обществе с позиции этических чувств и доброжелательности; находить на карте мира Россию, на карте России – Москву и Самару как областной центр.
Октябрь
ноябрь Посвящение в 1-классники
Рассказ о члене своей семьи через семейную фотографию или старинную вещь Организация постоянных экскурсий в Музей
Выставка «История в рисунках»
декабрь «Рождественские колядки»Беседа: «Моя малая Родина»
Январь Кл.час «Я и моя семья», что значит быть хорошим сыном и дочерью» Февраль Спортивные состязания «Вперёд, мальчишки!»
Кл.час «День Защитника Отечества»
Уроки мужества:  «Имена, высеченные в камне»
Март «Масленица»
Выполнение проекта «Моя родословная».
апрель Работы-выступления с рассказом «Моя семья».
Игровая программа: «Начало космической эры» май Торжественная линейка “Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…”
«Земной  поклон  вам, ветераны» (встреча  с  ветеранами)
Выставка детского творчества
«Этих дней не смолкнет  слава!
Книжная выставка «Слава  тебе, победитель-солдат!»
2 класс мероприятия УУД
сентябрь Проведение открытого урока: «История Гимна России»Лучший рисунок, посвящённый символам государства.Оформление   уголка с фотографиями и описанием памятных мест своей малой Родины
У обучающихся будут сформированы личностные УУД: понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и своих собственных поступков; представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России. Обучающиеся получат возможность для формирования личностных УУД: чувство сопричастности и гордости за свою Родину и народ; ориентации в поведении на принятые моральные нормы.
Обучающиеся получат возможность научиться: оценивать характер взаимоотношений с классом, взрослыми людьми.
Октябрь
«Осенняя ярмарка»Конкурс рисунков «Мой воскресный день».
Праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи» ноябрь Кл.час «День народного единства» (4 ноября)
декабрь Игровая программа: «Братья славяне» Викторина: «Твои права»
Январь Конкурс рефератов «Наши знаменитые земляки»
Февраль Игровая программы ко Дню Защитника Отечества.
«Вперёд, мальчишки!»
Кл.час «Профессия – Родину защищать».
Уроки мужества: «Выдающиеся воины России»
Март «Масленица»
Выполнение проекта «Край, где я родился». апрель Конкурс чтецов «Песня в военной шинели»
Игровая программа: «Запуск первого спутника Земли» май Торжественная линейка “Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…”
«Весёлые старты»
«Дети рисуют войну» (конкурс рисунков)
Выставка детского творчества
«Этих дней не смолкнет  слава!
Книжная выставка «Чтоб не видел я войны,Дед мой спас Отчизну»
Акция «Помоги ветерану»
3 класс мероприятия УУД
сентябрь Проведение открытого урока:«История Герба России»Выставка поделок, рисунков- символы Отчизны,- любимый город У обучающихся будут сформированы личностные УУД: осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою семью, Родину, народ.
Обучающиеся получат возможность для формирования личностных УУД: реализации основ гражданской идентичности в поступках; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.Обучающиеся научатся: оценивать характер взаимоотношения людей в различных социальных группах( семья, общество, сверстники).
Обучающиеся получат возможность научиться: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности.
Обучающиеся получат возможность узнать: имена выдающихся российских государственных деятелей, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества, об особенностях их быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях.
Октябрь
«Осенняя ярмарка»Конкурс рисунков «Мой дом» ноябрь Кл.час «День народного единства» (4 ноября)
История школы декабрь Фольклорный праздник: «От былины до частушки»
«Мастерская Деда Мороза» - укрась свой класс сам. Январь Беседа: «Традиции и современность»
Игра-путешествие «Новокуйбы-
шевск на карте Самарской области» Февраль Спортивные состязания «Вперёд, мальчишки!»
Кл.час «День юного пионера-героя»
Военно-историческая викторина «Когда пушки стреляют, то музы не молчат!»
Март «Масленица»
Выполнение проекта «Мои предки».
апрель Смотр строя и песни.
Организация книжной выставки «Отчизны верные сыны» о героях Великой Отечественной войны
май Торжественная линейка “Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…”
«Весёлые старты»
«Это страшное слово - ВОЙНА» (конкурс сочинений)
Выставка детского творчества
«Этих дней не смолкнет  слава!
Оформление стенда «Великая  Победа»
Заочная экскурсия «Святые места Самарского края»
4 класс мероприятия УУД
сентябрь Проведение открытого урока:«История Флага России»Выставка поделок, рисунков- символы Отчизны,- любимый город У обучающихся будут сформированы личностные УУД:
осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения.
Обучающиеся получат возможность для формирования личностных УУД:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.Обучающийся научится: узнавать государственную символику России и Самарской области; узнавать выдающиеся памятники России и Самарской области; проявлять уважение к народам России их обычаям, культуре, религии;
Обучающиеся получат возможность узнать: имена выдающихся российских государственных деятелей, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества, об особенностях их быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях.
Октябрь
Внеклассное мероприятие:
«От землянок до каменных домов.
Рождение города».
ноябрь Кл.час «День народного единства» (4 ноября)
декабрь «Рождественские колядки»Благотворительная акция:«Мастерская Деда Мороза» - новогодние игрушки для детской больницы Январь Беседа: «Народная культура, как средство формирования межнациональных отношений»
Мини проект «Семейные династии» Февраль Игровая программы ко Дню Защитника Отечества.
«Вперёд, мальчишки!»
Кл.час «День воина интернационалиста»
Викторина «Великие полководцы России» Март «Масленица»
Выполнение проекта «Моя семья в ВОВ».
апрель Встреча  «Я  и  мои  права»
Смотр строя и песни.
Организация книжной выставки «Военная история России» май Военно-спортивная  игра  «Зарница»
Выставка детского творчества
«Этих дней не смолкнет  слава!
Оформление стенда «Великая  Победа»
Школьные краеведческие чтения
«Война в судьбе  моей семьи»
Акция «Ветеран живёт рядом» VII. Мониторинг воспитательной работы
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной
Основные результаты работы по данной программе оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Планируемый результат Каким образом фиксируем, замеряем
Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);
Диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);
Изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);
Приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;
Развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;
Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
Письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;
Диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);
Диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);
Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 2008).Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и другое.
Метод «Беседа»
(для изучения представлений детей о нравственных качествах) 6-7 лет (1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1 класс)
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Методика «Закончи историю» (1-2 класс)
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Методика «Что мы ценим в людях» (3-4 класс)
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать» (3-4 класс)
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской) (3-4класс)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
Если я знаю, что поступил неправильно, то …
Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
Когда в моем присутствии обижают человека, я …
Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997)Анкета-опросник «Настоящий друг» (3-4 класс)
(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, стр. 154)1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(методика Н.П. Капустиной) 1 – 2-е классы
Я оцениваю себя вместе с родителями Меня оценивает учитель Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться
я люблю мечтать
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
мне нравится выполнять домашние задания
я стремлюсь получать хорошие отметки 2. ТРУДОЛЮБИЕ:
я старателен в учебе
я внимателен
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу
мне нравится дежурство в школе 3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
к земле
к растениям
к животным
к природе 4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:
я выполняю правила для учащихся
я добр в отношениях с людьми
я участвую в делах класса и школы 5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
я аккуратен в делах
я опрятен в одежде
мне нравится красивое вокруг меня
я вежлив в отношениях с людьми 6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
я управляю собой
я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой
у меня нет вредных привычек Оценка результатов:
5 – всегда 4 – часто 3 – редко
2 – никогда 1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень2,8 – 2 – низкий уровень
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(методика Н.П. Капустиной) 3 – 4-е классы
Я оцениваю себя вместе с родителями Меня оценивает учитель Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться
я всегда выполняю домашние задания
я люблю читать
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
я стремлюсь получать хорошие отметки 2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
я старателен в учебе
я внимателен
я старателен
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
мне нравится самообслуживание в школе и дома 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
я берегу землю
я берегу растения
я берегу животных
я берегу природу 4. Я И ШКОЛА:
я выполняю правила для учащихся
я выполняю правила внутришкольной жизни
я участвую в делах класса и школы
я добр в отношениях с людьми
я справедлив в отношениях с людьми 5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
я аккуратен и опрятен
я соблюдаю культуру поведения
я забочусь о здоровье
я умею правильно распределять время учебы и отдыха
у меня нет вредных привычек Оценка результатов:
5 – всегда 4 – часто 3 – редко
2 – никогда 1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень2,8 – 2 – низкий уровень
(Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр Педагогический поиск», 2001)Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» (3-4класс)
(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6.)
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.
Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся
Тест для учащихся 3-4 классов
1. В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?
а) белая, синяя, красная;
б) красная, белая, синяя;
в) синяя, белая, красная.
2. Гимн – это…
а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;
б) торжественная песня для коллективного прослушивания;
в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …
а) золотой двуглавый орел;
б) Святой Георгий Победоносец;
в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.
4. В центре герба Самарской области расположен:
а) флаг Самарской области;
б) памятник Петру 1
в) козёл.
5. Михаил Ломоносов – это:
а) поэт-импровизатор;
б) русский ученый, мыслитель, создатель первого русского университета
в) безымянный герой
6. Родина – это…
а) место, где человек живет сейчас;
б) место, где человек родился и провел свое детство;
в) Отечество, родная сторона.
7.День принятия Декларации о государственном суверенитете России отмечают:
а) 24 декабря;
б) 11 октября;
в) 12 июня.
8. Конституция – это основной закон государства, определяющий …
а) общественное и государственное устройство;
б) основные права и обязанности граждан;
в) права граждан.
VIII. Повышение педагогической культуры родителей
Принципы:
совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Темы педагогического просвещения
родителей (законных представителей)
1 класс Адаптация первоклассников. Как помочь первокласснику учиться.
Способность говорить друг другу комплименты.
Капризы ребёнка и как с ними бороться.
Учёба и игра в жизни первоклассника.
Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание. Связь поколений
2 класс Особенности учебной деятельности второклассников.
Режим дня и его значение для организации жизни и деятельности школьника.
О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний.
3 класс Культура учебного труда и поведения школьника. Характеристика учебной деятельности третьеклассника.
Школьные традиции и праздники.
Роль семьи в воспитании настоящего гражданина и патриота Родины
4 класс Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил. Учёт психических и физических особенностей ребёнка, сочетание уважения к подрастающему человеку с требовательностью к нему.
Знакомство детей с особенностями работы их родителей, бабушек и дедушек. Беседы о профессиях.
Толерантный ребёнок. Почему это важно и как этого добиться?
Семья и народные традиции
Формы проведения педагогического просвещения определяются педагогом с учётом характеристик контингента родителей, уровня их мотивации, особенностей классного коллектива: “Школа молодого родителя”, презентация семейного опыта воспитания, родительский лекторий, вечера вопросов и ответов, родительский ринг, круглый стол или педагогический треугольник, собрания-диспуты, проигрывание педагогических ситуаций, совместные собрания вместе с детьми, тематические и индивидуальные консультации.
IX.Список использованной литературы:
http:// www.proshkolu.ruhttp:// psy. 1september.ru/2000/48/16.htmС.П.Казачкова, М.С.Умнова. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения. ООО «Планета», 2012.
Б. Ц. Бадмаев. Психология в работе учителя. Кн.2. М.: Владос, 2007.
Ю. Ю. Булычев, Ю. А. Рябов. Духовные основы истории русской культуры. СПб.: Просвещение, 2007.
А. Гин. Приемы педагогической техники. М.,1999.
А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. М., 2008.
Духовно-нравственные ориентиры российской молодежи и ее представления о проблемах современного общества / под ред. М.А.Слободской. М., 2008.
Л. Кинг. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. М., 2006.
Д. Г. Левчук, О. М. Потаповская. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи России: комплексное решение проблемы. М., 2008.
В. А. Мальцев. Основы нравственности. Р-н/Д.: Феникс, 2009.
О. Н. Яшина. В руках учителя – настоящее и будущее России // Этнодиалоги. 2007, № 3.
Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 2008.
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997.
Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. М.: Центр Педагогический поиск», 2001.
Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004.