Открытый урок по биологии по теме «Многообразие и значение земноводных»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛОБАСКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Открытый урок в 7 классе
по теме: «Многообразие и значение земноводных»


Провела: Калашникова О.А.
2013г.
Тема урока: «Многообразие земноводных, их значение и охрана»
Тип урока:Комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательные:
раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их обитания в различных средах;
выяснить роль земноводных в природных сообществах и жизни человека.
Воспитательные:
воспитание любви к животным;
развитие интереса к предмету;
формирование у учащихся бережного отношения к природе;
продолжить формирования у учащихся навыков коллективной творческой деятельности.
Развивающие:
развить у учащихся умение работать с дополнительной литературой
продолжить работу по формированию у учащихся умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их .
Задачи урока: сформировать у учащихся умение анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации на базе изученного материала по теме.
Оборудование урока:
Таблица «Тип хордовые»
Таблица «Класс земноводные»
Красная книга РМ
Мультимедийная презентация
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
Укажите признаки, характерные для земноводных
Температура тела непостоянная и в большой степени зависит от окружающей среды
Сердце трехкамерное
Сердце двухкамерное
Кровь в организме смешанная
Кровь в организме несмешанная
Кровь в организме течет по двум кругам кровообращения
Кровь в организме течет по одному кругу кровообращения
Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, среднего, промежуточного, продолговатого и мозжечка
Тело голое, слизистое
Тело покрыто костными чешуями
Тело покрыто роговыми чешуями
В скелете хорошо развиты пояса конечностей. Отсутствие их — вторичное явление
При размножении откладывают яйца с большим запасом питательных веществ
Размножение в воде
Размножение на суше
Дыхание легочное и кожное
Дыхание легочное
Дыхание жаберное
Обитают только в воде
Обитают в воде и на суше
Некоторые виды обитают в воде, некоторые — на суше
III. Вступительное слово учителя
Учитель: Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних и не жалуем и боимся других, равнодушны к третьим.С древних времен в русских пословицах и поговорках, сказках и легендах, сравнениях и эпитетах (когда мы наглядно хотим представить себе образ кого-либо из людей) мы часто вспоминаем животных – «братьев наших меньших». (Царевна-лягушка; глухой, как тетерев; хитрая, как лиса; глуп, как сивый мерин)Давайте попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных, интереснейших созданий по новому, с уважением. Поверьте мне, они этого заслуживают.
( Урок проводится с использованием презентации).
Изучение новой темы урока:
2400 видов земноводных объединены в три отряда:
Отряд Безногие.
Безногие земноводные (червяги) хорошо приспособлены к роющему образу жизни. Их червеобразное, лишённое конечностей тело разделено на многочисленные кольца, что делает их похожими на больших дождевых червей. Внутренние органы сильно вытянуты.
У червяг хорошо развито обоняние, а вот недоразвитые глаза скрыты под кожей, отсутствует и барабанная перепонка. В глубокой ямке за ноздрёй находится осязательное щупальце.
Безногие обитают в Юго-Восточной Азии, Африке и Южной Америке, некоторые из них достигают в длину 1 м. 160 видов разделены примерно на 6 семейств.
Отряд Хвостатые – другой отряд земноводных. Все они имеют вытянутое тело, переходящее в длинный хвост. Длина тела от 15 см до 1,5 м (японская исполинская саламандра). Конечности короткие и слабые; у сиренов задние ноги отсутствуют. Хвостатые плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом. Дыхание через кожу, слизистую рта и лёгкие; у некоторых лёгкие отсутствуют.
Хвостатые питаются различными беспозвоночными, икрой рыб и других амфибий, мелкими позвоночными животными. 9 семейств (около 360 видов) обитают преимущественно в Северном полушарии, за экватором можно встретить только очень немногие формы. Некоторые хвостатые (например, огненная саламандра) выделяют токсин кожными железами.
Последний и наиболее высокоразвитый отряд современных земноводных – бесхвостые. Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу. Хвост исчезает после метаморфоза. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см.Некоторые бесхвостые (например, пипа, сумчатые лягушки) носят молодь на спине.
Известно более 20 современных семейств и около 3500 видов бесхвостых земноводных. Они обитают преимущественно во влажных местах на земле, деревьях и в воде, во всех частях света, кроме Антарктиды.
Земноводные приносят пользу, уничтожая большое количество вредителей и их личинок (например, слизней, оводов, комаров). Некоторые лягушки употребляются человеком в пищу. Многие бесхвостые (например, жабы, жерлянки) имеют едкие железы на коже; при попадании секрета на слизистую оболочку или в глаз следует немедленно промыть поражённый орган чистой холодной водой. Ядовитые выделения пятнистого древолаза издревле использовались индейцами для смазывания стрел. Лягушки – классические объекты лабораторного эксперимента.
Значение земноводных:
Звено в цепи питания.
Регулируют численность беспозвоночных животных.
Лабораторные животные.
Биологические индикаторы.
Используются в пищу человеком.
Яд входит в состав лекарств
Памятники лягушке: Совсем немногих животных из дикой природы человек запечатлел в памятниках
Лягушкам поставлены памятники и не один. Памятники лягушке в Париже и Токио - дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг этих животных в развитии науки.
Памятник лягушке в Париже Памятник лягушке в Бостоне.

Городской фонтан в г. Казань Лягушка-путешественница.
Москва. Аэропорт «Домодедово»
Закрепление
Укажите систематическое положение одного представителя класса
1. Царство
2. Тип
3. Подтип
5. Класс
6. Отряд
7. Род
8. Вид
Решение биологических задач.
Сегодня у нас последний урок в теме «Класс земноводные», давайте проверим, сможете ли вы применить свои знания, для решения биологических задач.
1. Известно, что жабы и лягушки не пьют. Как они восполняют недостаток влаги в организме? (Восполняют недостаток влаги через кожу, купаются в росе).
2. Если рядом с голодной лягушкой положить мертвых насекомых, она их не тронет. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).
3. Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?
4. Насекомые никогда не кусают лягушек, хотя кожа у них голая. Почему?
5. В Китае издавна известно о лечебных свойствах жаб. Японские ученые изготавливают, из слизи покрывающей кожу лягушек лекарство от рака. Как вы думаете, чем можно объяснить лечебный эффект? (яд содержит до 100 различных веществ)
6. Земноводные послужили прототипами многих изобретений радар, вакуумные присоски, что изобрел человек глядя на зеленую жабу?
7. Сердце лягушки сокращается чаще, чем у рыб (от 40 до 50 раз в минуту) однако обмен веществ в ее организме протекает медленнее. Как вы можете объяснить это явление?
8. Растет ли лягушка зимой?
Составьте таблицу:Отряды земноводных
Название отряда Признаки отряда Представители
Каково значение земноводных в природе и жизни человека? Какие меры по охране земноводных предложили бы вы?
Охрана Земноводных
Земноводные Красной книги Республики Мордовия
Жаба серая краснобрюхая жерлянка

-921385-570230лягушка травяная

Съедобная лягушка

Ода лягушке
Ну кто говорит, что лягушки — уроды!
Он должен, наверно, себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животных — чтоб жить.
Прыгунья, пловчиха — в воде и на суше
Наряд у лягушки удобен и прост,
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.
А сколько лягушек? Бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушачьи ноги,
На пользу науке отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
Ты тихо скажи ей: «Лягушка, прости!»
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказку, ее отпусти!
Лейла Гайнулина
Вывод урока:
Небольшое число современных видов земноводных входит в такие отряды, как Хвостатые, Бесхвостые и Безногие. Распространены они в тропиках, субтропиках и умеренных широтах. В природных биоценозах амфибии являются важным компонентом – регулируют численность беспозвоночных, поедая насекомых, пауков, слизней, червей. Сами земноводные служат добычей некоторых птиц, зверей, рептилий. Мясо крупных саламандр и лягушек съедобно. Большое значение амфибии имеют как лабораторные животные в научных биологических исследованиях. Заключительное слово учителя: Итак, сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что земноводные удивительны и прекрасны, и что мы о них знаем явно не достаточно.
Домашнее задание: прочитать по учебнику «Многообразие земноводных» и подготовить (по выбору) рассказ о земноводных.