Методические материалы на тему «Заседание суда присяжных по делу о дуэли между Базаровым и П.П.Кирсановым»


Изучаем роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
«Заседание суда присяжных
по делу о дуэли между Базаровым и П.П.Кирсановым»
(из опыта работы)
Современные программы по литературе XIX века, к сожалению, отводят на изучение произведений классики недостаточное количество часов. В связи с этим возникает необходимость искать такие формы проведения занятия, которые заставят обучающихся самостоятельно размышлять, искать ответы на поставленные писателем вопросы, обращаться к дополнительным источникам информации, заниматься проектной деятельностью.
Предлагаемый вариант занятия может помочь через анализ отдельного эпизода романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» проверить не только уровень знания текста учащимися, но и понимание ими идейно-художественного своеобразия всего произведения.
Данное занятие не должно стать просто спектаклем. Распределяются только роли, в общих чертах определяется «ход заседания». Материал же для роли (т.е. слова, которые произносит персонаж) учащиеся готовят сами, обращаясь не только к тексту романа, но и к дополнительным источникам. Также самостоятельно ребята продумывают костюм, который в общих чертах должен соответствовать их герою.
Действующие лица:
Автор
Судья
Секретарь суда
Прокурор
Присяжные заседатели (5 – 7 человек)
Базаров
П.П.Кирсанов
Адвокат Базарова
Адвокат П.П.Кирсанова
Н.П.Кирсанов
Аркадий
ФенечкаСитников
КукшинаОдинцова
ПрокофьичБольшое количество действующих лиц даст возможность принять участие в работе практически всем учащимся и станет своеобразным подведением итога работы по изучению произведения.
Возможный вариант сценария
Аудитория поделена на 2 части: места для «публики» и для участников «процесса» - судьи, адвокатов, присяжных и подсудимых (подготовить «зал заседаний» могут обучающиеся, не занятые непосредственно в проведении «процесса». Это дает возможность задействовать в проведении занятия практически всех учеников или студентов.)Один или несколько учеников готовят презентацию – например, коллаж с портретом писателя и иллюстрациями к роману.
Участники заранее знакомятся с особенностями проведения подобных реальных заседаний и продумывают, какой опыт можно использовать на занятии. Это касается, например, поведения судьи, прокурора, адвокатов, соблюдения особенностей процедуры заседания, а также стиля речи участников.
Предварительно, безусловно, необходимо общее решение, например, о том, кто из персонажей будет свидетелем защиты или обвинения со стороны Базарова или Павла Петровича. Также следует провести несколько «репетиций», чтобы во время занятия соблюдался определенный порядок его проведения. Беру отдельные понятия в кавычки, потому что вновь подчеркиваю, что это будет не настоящий спектакль по полностью придуманному заранее сценарию, а итоговое занятие, на котором ученики должны продемонстрировать свое знание и понимание романа, а также владение различными функциональными стилями речи.
Домашним заданием для учащихся может быть, например, предложение написать творческую работу на тему «Кто из участников «суда» показался мне наиболее убедительным и почему».