Урок-ролевая игра по физике Суд над Инерцией (7класс)


"СУД НАД ИНЕРЦИЕЙ"
Урок-ролевая игра
Цель. Обобщить и систематизировать знания о явлении инерции, показать значение инерции в жизни людей, позитивные и негативные ее проявления; развивать навыки критического мышления, чувство ответственности, умение принимать свои решения обоснованно.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование. Портреты Галилео Галилея и Исаака Ньютона.
Методические советы. К уроку готовятся заблаговременно. Ученики класса (или параллельних классов) делятся на две группы: одна группа -это свидетели защиты, вторая - свидетели обвинения. Избирают главного судью, судей (2), прокурора, адвоката подсудимого и секретаря суда. На таком уроке все действия учеников определяются той ролью, которую они выполняют. Ученики не только готовят свои выступления, но и организовывают подготовительную роботу в классе. Вместе подбирают литературу, проверяют готовность выступлений, пересматривают другие материалы.
Выступление на суде должно буть умным и содержательным. От уверенности выступлений ораторов зависит решение суда.
Все это стимулирует творческую активность учеников, ведь во время игры они раскрывают свой характер, понимание явлений и содержание физических законов.
На время проведения урока-игры кабинет превращается в "судебный зал". Стол судей размещается в центре класса. Справа в зале размещен стол адвоката, слева - прокурора. За отдельными столами сидят: со стороны прокурора - секретарь суда, со стороны адвоката - обвиняемый, напротив судей - скамья для свидетелей. Во второй части зала сидят желающие увидеть и послушать ход суда.
Ход урока
Секретарь.Встать! Суд идет!
Главный судья. Прошу садиться. Сегодня слушается дело по обвинению Инерции. Она обвиняется в том, что по ее вине происходит много транспортных катастроф : разбиваются автомобили, происходят аварии наавтомобильных дорогах и железных дорогах. Есть и огромное количество других проступков. Я призываю всех внимательно и непредвзято заслушать свидетелей и всех желающих высказаться по этому поводу, чтобы вынести справедливый приговор.
Ввести подсудимую! Выясним лицо подсудимой. Подсудимая, Ваша фамилия, имя?
Подсудимая. Инерция физическая.
Главный судья. Ваши родители?
Подсудимая. Мать - Природа, отец - Галилео Галилей, крестный отец - Исаак Ньютон.
Главный судья. Кратко расскажите суду свою биографию.
Подсудимая. Давнегреческий ученый Аристотель считал, что движение тела, вызванное действием другого тела, должно само собой прекратиться при отсутствии такого действия, потому что именно спокойствие является естественным состоянием физического тела и всем телам свойственно стремление к спокойствию. Он удивлялся, почему камень, брошенный рукой, продолжает двигаться, отделившись от руки. Ответ на этот вопрос был получен через 2000 лет в Италии выдающимся ученым Галилео Галилеем, а со временем, в 1678 году, его точно сформулировал Исаак Ньютон.
Главный судья. Что вы можете?
Подсудимая. Сохранять скорость тела после прекращения действия на него другого тела.
Главный судья. Есть ли у прокурора вопросы к подсудимой?
Прокурор. Является ли Инертность вашей родственницей?
Подсудимая. Да. Но я-явление, а Инертность - свойство тела.
Главный судья. Есть ли еще вопросы у прокурора?
Прокурор. Благодарю. Нет.
Главный судья. Есть ли вопросы к суду у защиты?
Адвокат. Будет ли браться к сведению тот факт, что отцом инерции был выдающийся Галилео Галилей, а крестным отцом - гениальный Исаак Ньютон?
Главный судья. Нет! Суд примет к сведению только факты.
Адвокат. Благодарю. У меня нет больше вопросов.
Главный судья. Есть ли вопросы к подсудимой у моих помощников?
1-й судья. Кому вы служите?
Подсудимая. Природе.
2-й судья. В какой отрасле применяются ваши действия?
Подсудимая. В технике, спорте, повседневной жизни.
1-й судья. На адрес суда пришли телеграммы, которые касаются сегодняшнего судебного дела. Прошу заслушать их.
Телеграмма №1. Я, Аристотель, один из выдающихся мыслителей древности, заявляю, что этод суд считаю неправомерным. Все описанные во время предыдущего следствия заслуги и преступления не имеют никакого отношения к так называемой Инерции. Утверждаю и настаиваю, что, после прекращения действия на тело других тел, это тело не должно двигаться.
2-й судья. Телеграмма №2. Я, Галилео Галилей, выдающийся физик средних веков, поздравляю ваш суд, а каждый, кто пытается понять тайну Природы, достойный похвалы. Пусть же наука предоставит вам мужества выстоять перед любыми пытками жестокой инквизиции! Успех вам, друзья и коллеги!
1-й судья. Телеграмма №3. Я, сер Исаак Ньютон, английский физик и математик, рад, что законы природы не оставили ваши головы безразличными. Спорьте. В споре рождается истина, и если вы ее отыщете, то первый закон механики - закон инерции, откроет вам двери в замечательный мир науки.
Главный судья. Переходим к слушанью свидетелей. Приглашается свидетель Н. Что Вы можете сказать о подсудимой?
Свидетель Н. Простите мнея за волнение, потому что я впервые выступаю в зале су-
да. То, что я видела, - ужасно. И я не могу молчать. Дорогу переходила женщина. Вдруг из-за поворота появился огромный грузовик. Он сбил женщину ,хоть шофер и нажал на тормоза. Это случилось из-за инерции, потому что по ее вине автомашину мгновенно остановить нельзя.
Главный судья. Вызывается свидетель Ю.
Свидетель Ю. Я очень люблю спорт и часто по телевидению пересматриваю спор-
тивные передачи. Недавно вели трансляцию с велогонки. Я видел, как велосипедист наткнулся на камень, который по какой-то причине очутился на трассе. Спортсмен перелетел через руль велосипеда. Велосипед, вылетев из рук велосипедиста, упал на трассу. Другие гонщики не сумели вовремя затормозить из-за Инерции, столкнулись с ним и тоже попадали. Соревнование для них пропало.
Прокурор. Я прошу всех, кто находится в этом зале, отнестись очень серьёзно к обвинению подсудимой и вспомнить факты и случаи из вашей жизни, что разоблачают преступность действий Инерции.
Главный судья. Вызывается свидетель К.
Свидетель К. Меня мама попросила накрыть стол к обеду. Я несла тарелку с супом. С разгона поставила тарелку на стол, а суп разлился на скатерть. Мама ругала меня, но виновна не я, а как я поняла- Инерция.
Главный судья. Вызывается свидетель У.
Свидетель У. Моя бабушка лежит в больнице с переломом ноги. Она шла дорогой и поскользнулась. Ноги бабушки поехали вперед, а сама она из-за Инерции упала и сломала ногу.
Главный судья. Вызываются свидетели защиты. Свидетель В., пожалуйста.
Свидетель В. Мама недавно попросила меня вытрусить ковер. При ударе «трусилкой" он отклонялся в сторону, а частицы пыли по Инерции оставались на месте. Если бы не Инерция, не почистила бы я ковер.
Главный судья. Вызывается свидетель Я.
Свидетель Я. Благодаря Инерции велосипедисты не все время крутят педали. Набравши скорость, велосипедист прекращает крутить педали - отдыхает. А велосипед продолжает ехать по Инерции.
Главный судья. Вызывается свидетель М.
Свидетель М. Мой дядя столяр. Ему часто приходится точить лезвие ножа. Чтобы вытянуть нож с рубанка, он берет рубанок, поворачивает подошвой вверх и, слегка придерживая нож и клин рукой, ударяет по торцу рубанка киянкой. Нож легко вытягивается. Помогает дяде Инерция.
Главный судья. Вызывается свидетель Ф.
Свидетель Ф. Инерция и спортсменам помогает. Так, спортсмен толкает ядро на очень малом участке пути. А дальше ядро летит по Инерции.
(Защитники продолжают приводить факты.)
Главный судья. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор. Уважаемый суд! Дорогие друзья! Для чего мы здесь собрались?. Вина подсудимой очевидна. Я не могу понять, как человек в здравом уме, со всем моим уважением к защитнику, может защищать подсудимую. Каждый из нас чувствовал на себе издевательство подсудимой. Это по ее вине происходят страшные столкновения автомобилей, ударяются о причалы корабли. Посмотрите на нее! Ей стыдно! А сколько по ее вине зарегистрировано травм. И невзирая ни на что есть такие, что стараются настаивать на ее невиновности. Оставим это!
Главный судья. Слово предоставляется адвокату.
Адвокат. Если рассмотреть действия Инерции с юридической стороны, то можно заметить, что преимуществ в Инерции больше, чем недостатков. Все недостатки вызваны недостаточным знанием законов физики. Это подтверждается тем, что Инерция применяется как в быту, так и в технике. Благодаря инерции опытный водитель экономит бензин. Правда, если шофер неосторожный, а пешеход легкомысленный , да еще и к тому же игнорирует элементарные правила дорожного движения, и, внезапно появившись перед автомобилем, создает аварийную ситуацию. Известно, что автомобиль после торможения по инерции проезжает еще немало метров (особенно во время гололедицы). В случае, приведенном свидетелем У., виновата не Инерция, а незнание пешеходом законов физики. Человек, который споткнулся, как правило обвиняет Инерцию, а не самого себя и свою неосторожность. Если дорога скользкая, человеку следует быть осторожным. Можно привести огромное количество примеров, которые свидетельствуют о пользе Инерции. Это инерция помогает устанавливать мировые рекорды при прыжках в высоту и длину, при метании молота и копья. Более того, я считаю, что мы должны благодарить Инерцию, потому что если бы не она - все планеты сошли бы со своих орбит. Месяц упал бы на Землю, а Земля в свою очередь упала бы на Солнце. И так случилось бы с другими планетами.
Главный судья. Суд идет на совещание.
(Спустя некоторое время.)
Секретарь. Встать! Суд идет!
Главный судья. Наш суд был быстрым и справедливым. Внимательно выслушав обе стороны, суд принял такое решение.
Суд, опираясь на знание физики, речь уважаемой защиты и выступление свидетелей защиты, считает, что значительная часть обвинений преувеличена и обусловлена незнанием законов физики. А потому суд постановляет: с учетом пользы положительных действий Инерции и вреда от ее негативных проявлений, рекомендовать всестороннее использование позитивных проявлений действий Инерции и вести борьбу с негативными на основе изучения законов инерции. Чтобы это успешно делать, необходимо старательно изучать законы физики, проникать в тайны природы и ставить их на службу человеку. Суд принял решение засудить незнание законов физики.
Заседание суда объявляю закрытым.
Секретарь. Встать! Суд окончен!