Классный час Дружбой дорожить умейте






Классный час

в 4 классе

«Дружбой дорожить умейте



Подготовила:
учитель МКОУ СОШ с. Пасегово Кирово-Чепецкого р-она Кировской обл.
Мокрецова Г.Е.


Цели и задачи:
Показать детям ценность и необходимость дружбы и товарищества.
Доказать, что верность и бескорыстие – главные черты дружбы.
Развивать умения учащихся вести рассуждение.
Формировать умения аргументировать свою точку зрения.
Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
Оборудование:
Таблички со словами «друг», «товарищ». Запись предложения: «Друг – это тот, кто». Пословицы о дружбе. Наглядность для упражнения «Составим ромашку». Запись песен «О дружбе», «Если с другом вышел в путь».
Литература:
Шемшурина А.И. «Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1 - 4 классов». Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей, Москва, «Лика», 2006г.
Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя», Москва, «ВАКО»,2004 г.
Смирнов Н.А. «Этика и этикет младших школьников», Москва, «Школьная пресса», 2002г.


Классный час начинается под музыку песни «О Дружбе».

Вопросы и задания для подготовки
-Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом и что для этого необходимо?
-Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья? Расскажите, как вы нашли своих друзей?
-С каким человеком вы хотели бы подружиться и почему?
-Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было очень одиноко, и вы думали, что никому не нужны, но затем убеждались в обратном?
-Продолжи предложение:
Друг – это.
Товарищ – это.
Найдите пословицы о дружбе.
Или Анкета -?
Есть ли у тебя друг?
Какие черты характера, качества своего друга ты больше всего ценишь?
Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?
Какие поступки ты смог бы простить своему другу?
Чего не смог бы ты простить ему?
Всегда ли ты говоришь другу правду?
Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты выступить против друга, если тот не прав?
Помогает ли дружба тебе в жизни, в учебе?
Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
Можно ли наш класс назвать дружным?
Вступительная беседа.
Выбор темы классного часа не случаен. До конца учебного года остались считанные денечки. Время подвести итоги нашей совместной работы. (По результатам анкет). Впереди – летние каникулы. А с ними – путешествия, новые открытия, новые знакомства, возможно, новые друзья.
- Зачем людям нужно общаться друг с другом?
- Представьте, что вы сидите одни дома несколько дней, и никто к вам не заходит. Что вы будите чувствовать при этом?
-Зачем вам нужны люди рядом?
-Интересно бы было учиться в классе, если бы в нём был только один ученик? Почему?
Существуют такие слова друг, товарищ (прикрепить на доске).
-Объясните значение этих слов. Чем эти слова отличаются друг от друга?
II. Работа над значением слов «приятель», «товарищ».
Слово товарищ появилось в 11 веке, так называли людей, которых набирал купец, чтобы перевезти свой товар в другие страны и возвратиться назад.
- Как вы думаете, какими должны быть люди, чтобы им доверять и вместе отправиться в дальние чужие страны? (Смелыми, сильными, умеющими прийти на помощь, т.е. люди, которые все вместе делают одно общее дело).
Слово «товарищ» означает, что люди вместе работают или учатся, живут в одном доме, вместе что-то делают. Вот вы все вместе учитесь в одном классе. Вы – товарищи, т.е. делите вместе трудную работу, в данном случае учёбу.
-Как вы думаете, что значит дружить?
-Что делают вместе люди, которые дружат?
-Скажите, каждому человеку из своего класса вы бы доверили свой секрет?
-А кому бы вы его доверили?
III. Работа над смыслом слова «друг».
Покажите с помощью схемы, кто может быть другом (работа в группе, презентация работы на доске, сравнение, дополнение).
-Продолжите предложение: «Друг – это тот, кто» (прикрепить на доске). Ребята по цепочке рассуждают о том, кто называется другом.
Друг – это человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
Ещё в 12 веке князь набирал дружину, когда нападали враги, и каждый член дружины назывался другом.
-Какими чертами характера, должен был обладать друг в дружине? (Надёжный, верный, преданный, умеющий защитить в бою.)
-А хотели бы вы, чтобы такие качества были у вашего друга?
-А сами хотели бы быть такими?
-Что для этого нужно делать?
IV. Анализ стихотворения А.Барто «Требуется друг» в группах
Прочитайте стихотворение в группе, проанализируйте ситуацию, описанную в нем. Выразите свое отношение к ситуации.

-Как вы думаете, поможет девочке это объявление?
-Почему?
-Что бы вы ей посоветовали?


Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь и я с Ильиной – стану знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг».
Презентация работы групп.

Какими качествами должен обладать настоящий друг, обсуждение.
-Ребята, сейчас каждый из вас подумает и выберет на свой взгляд самое необходимое качество, каким должен обладать настоящий друг и свой выбор напишет большими буквами на лепестках будущей ромашки, которая у нас появится на доске в классе.
Дети берут лепестки будущей ромашки и пишут главные качества, без которых дружба не может состояться.
Обсуждают в группе, 1 группа презентует результат работы, другие дополняют, идет обсуждение.
-Учитель предлагает свои варианты для обсуждения, если дети их не назвали: доброта, отзывчивость, справедливость, верность, бескорыстность, честность.

Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.
В конвертах на листочке проблемная ситуация.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
2. Твой друг соврал родителям и просит тебя подтвердить «честность» его слов.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе не разрешают с ним дружить.
4. Твой друг не умеет играть в пионербол и подводит команду.

Ребята обсуждают ситуацию в группах.
-Зачитайте ситуации, с которыми вам пришлось столкнуться, объясните свои действия при этом.
VIII. Пословицы и поговорки о дружбе.
-Вспомните, какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? Какая из пословиц вам не совсем понятна?
Настоящую дружбу и водой не разольёшь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Настоящий друг всегда верен.
Глаза дружбы редко ошибаются.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
-Чему нас с вами учат все эти пословицы?
А я нашла поговорки о дружбе, предлагаю каждой группе взять одну и поработать с ней, т.е. определить смысл, придумать и разыграть ситуацию.
1. Неверный друг, что дырявая шуба.
2. Дружба дружбе рознь – иную хоть брось.
3. Хочешь дружбы – будь другом.
4. Кто себе друзей не ищет – самому себе враг.
5. За что друг побранит, за то враг похвалит.

- Презентация работы. Выбор к ситуации пословицы из предложенных учителем, обсуждение.
IX. Создаём правила дружбы.
Зачитывается II часть стихотворения. Попробуем составить памятку для себя.
Ребята, назовите, что необходимо помнить для того, чтобы дружить, чтобы вас называли другом, и чтобы вы кому-нибудь могли бы дать это звание – друг.
Дружи бескорыстно, не жди благ для себя.
Будь с другом честным, справедливым и добрым.
Приходи другу на помощь в трудных ситуациях.
Разделяй с ним не только радость, но и печальные моменты в жизни.
Помоги исправить другу его недостатки, если они есть, а способности поддерживай.
Радуйся успехам друга, как своим

X. Игровой прием « Волшебное сердце»
Сердце на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанные из бумаги ваши ладошки с пожеланиями – себе, классу, другу. Мы откроем их через несколько лет, когда вы будете учиться в 9 или 11 классе.
15