Классный час на тему: Дружбой дорожить умейте


Классный час: Дружбой дорожить умейте.
Кл. рук: Жиеналина.Г.А.
 Цели:
1. способствовать сплочению классного коллектива;
2. научить ценить дружбу; умению различать взаимоотношения людей в соответствии с понятиями: друг, товарищ, приятель, знакомый;
3.развивать коммуникативные, творческие и дискуссионные навыки; воспитывать дружеские отношения.
Подготовительная работа: подбор литературы, предварительное анкетирование, задания учащимся, консультации; распечатка раздаточного материала, жетоны 3-х цветов.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры, конверты с рабочим материалом; компьютер, презентация в Poverpoint.
Ход проведения.
        
                                Настоящая дружба
                                    правдива и отважна.
                                                                  Ф. Шиллер.
                                             Истинная дружба должна
                                                   быть откровенна и свободна
                                                          от притворства и поддакивания.
                                                                              Цицерон
                                                                           Самый прекрасный подарок после мудрости,
                                                                                            которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.
                                                                                            Ларошфуко
1.Вступительная часть.
Кл. руководитель: Добрый день.
Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на классном часе? Правильно.
  Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе и обсудим такие вопросы:
 - Как вы понимаете слово «дружба»?
- Кто такой друг?
- Что значит «дружить»?
- Есть ли определенные правила дружбы?
- «Друг», «приятель», «товарищ» - одно ли значение у этих слов?
Во все времена и у всех народов очень высоко ценилась дружба, верность, преданность.
Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Вот и мы с вами попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.
1.Все за одного, а один за …                                               (всех)
2.С миру по нитке – голому…                                            (рубаха)3.Семеро одного …                                                              (не ждут)
4.Один в поле не …                                                              (воин)
5.Старый друг лучше …                                                       (новых двух)
6.Без беды друга не …                                                          (не узнаешь)
7.Нет друга, так ищи, а нашёл …                                         (береги)
8.Где лад, там и …                                                                  (клад)  
Видите, ребята, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть
2. Работа в группах. 
- Задание№1:Запишите свои ассоциации к слову «Дружба» ( друг, согласие, взаимное доверие, друзья, идеал, настоящие близкие отношения, общие интересы, « друг познается в беде», доброта, внимательность, готовность помочь в любую минуту и т.д)    
- Задание№2 ( конверт №1) прочитайте поговорки о дружбе и письменно  объясните их смысл:
  1.  Трусливый друг опаснее врага
(в трудную минуту друг может испугаться и подвести).
   2. Доброму коню найдётся много хозяев, хорошему человеку - много друзей    (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).  
  3. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает
(когда человек во всём тебе потакает, ему всё равно, какой ты на самом деле. Лучший друг-это тот, кто поможет тебе исправить и стать лучше).   4. Дружба дружбе рознь-иную хоть брось.
(когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют на другого, то такая дружба идёт только во вред).
5. Дружба, что стекло: расколешь-не соберёшь.
(разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять навсегда).6. Хочешь дружбы - будь другом.
 (когда сам научишься  дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга.)        Кл. руководитель: Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только отрицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:
«Вот человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?».
«Вот человек, что скажешь ты о нем?» -
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?».
- Задание№3 ( конверт №2) Попробуйте проанализировать ситуации.
1группа 1-Я СИТУАЦИЯ. В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь, помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?  (Обсуждение 1-и ситуации.)
2 группа 2-Я СИТУАЦИЯ. Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал. Иван сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Ивану. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Иван всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ивана?  (Обсуждение 2-й ситуации.)
3 группа 3-Я СИТУАЦИЯ. Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая? (Обсуждение 3-й ситуации.)
Классный руководитель. Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».
Задание №4
 Что же такое дружба в вашем понимании?(Возможное определение: это очень близкие отношения, основанные на взаимном доверии и общих интересах.)
Кл. руководитель: Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
А сейчас
послушайте стихотворение Л. Измайлова «Монолог о дружбе».
Ученик. Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Ученица. Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает.
Дружба на земле объединяет.
 Задание №5
 - А вот иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так  
     ли это на самом деле?(…)
Ответы учащихся:
- Скорее всего, это широкий круг приятелей, просто приятных для времяпровождения и общения людей. А друзей не может быть много. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить.
- Приятели и приятельницы хороши на вечеринке, когда можно с кем-то посмеяться, потанцевать, пошутить, обсудить последние новости. А то, что глубоко в душе, что требует совета и поддержки, можно доверить только подруге или другу.
Соотнесите понятия:
Человек, с которым мы просто здороваемся  на улице, во дворе… товарищ
Человек, с которым время от времени обсуждаем какие-то события… знакомый
Человек (одноклассник), с которым за 8 лет съеден пуд соли… друг
Человек,  которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали… приятель
Кл. руководитель: Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о дружбе:
Как-то два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
Беседа:
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
Задание №6 ( конверт №3)
Кл. руководитель: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы
Задание: прочитайте ситуацию и попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. ( Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть»
Ситуация № 2.
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. ( Доведу его до дома , вызову скорую и скажу :»Друг познается в беде»
Ситуация № 3.
Ваш друг поступил подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу «Друга на деньги не купишь»Ну а к 4 пословице попробуйте сами придумать ситуацию «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»        
Задание №7 ( конверт №4)
 «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»
А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждой группе выдается по 5 лепестков, ребята пишут, а затем прикрепляют на доске). Все вместе, используя «ромашку», еще раз отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»
Преданный, заботливый, терпеливый, преданный, заботливый, справедливый, честный, воспитанный, вежливый, внимательный, отзывчивый.Итог: Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
 Быть равным.
Уважать внутренний мир друг друга.
Уметь забывать о себе ради друга, быть бескорыстным и верным.
Чувствовать ответственность за друга, поддерживать и помогать в решении трудных жизненных проблем.
Беречь дружбу от насмешек, зависти, злости, обмана.
Быть честным, искренним и испытывать взаимное доверие, глубокий интерес к заботам и делам друга.
Помогать другу в беде.
Уметь с другом разделить радость
Не смеяться над недостатками друга
Остановить друга, если он делает что-то плохое
Уметь принять помощь, совет, не обижаться на критику
Не обманывать друга
Уметь признать свои ошибки, мириться с другом
Не предавать своего друга
      15. Относиться к своему другу так,  как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.