Открытое мероприятие Закон о твоих правах – твой закон


Коммунальное государственное учреждение «Рудненская специальная школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» управления образования акимата Костанайской области
«Закон о твоих правах – твой закон»
Открытое мероприятие
Воспитатель группы №3
Анисеня Светлана Сергеевна

Ноябрь, 2016
Цель: Довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами; обобщить имеющиеся знания детей о правах, в частности, закреплённых в «Конвенции о правах ребёнка»; научить применять их в жизни;
- коррекция процессов, составляющих познавательную сферу: внимания, мышления, памяти.
Добрый день! 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка. С самого рождения вы имеете свои права, которые записаны в очень серьёзном документе – «Конвенции о правах ребёнка», принятой 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций.
Давайте вспомним, что такое Конвенция? (задание- найти самостоятельно значение этого термина)
Конвенция – международное соглашение. Это значит, что все государства, которые её подписали, согласились защищать права детей.
Конвенцию подписали 150 стран мира, в их числе и Казахстан, и приняли на себя правовую ответственность за действия в отношении детей.
На территории нашей страны Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу 15 сентября 1990года.
- Почему возникла необходимость в принятии Конвенции? (вывести на экран)
- Дети более подвержены влиянию действий или бездействий правительства.
- Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.
- Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния.
Именно это послужило основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле.
Давайте сначала уточним, что такое права человека – это возможности, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять. Главное право – право нажизнь, отражено в статье 6 Конвенции: «Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обязано обеспечить выживание и развитие ребёнка».
Рождение ребёнка для любой семьи – большой праздник.
Но в Древнем Риме появление новорождённого могло быть омрачено выбором отца. Если он поднимал младенца, которого клали перед ним на землю, то считалось, что отец признал его своим законным ребёнком. Но он мог и отвергнуть его, тогда новорождённого выбрасывали. Право выбросить ребёнка, продать или даже убить, целиком принадлежало отцу семейства.
В Древней Спарте участь новорождённых решала специальная комиссия старцев. Если ребёнок рождался с физическими дефектами, его сбрасывали со скалы в глубокое ущелье.
Конвенция включает в себя 52 статьи. Мы будем говорить о наиболее важных для вас.
Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу. Об этом говорится в 7 и 9 статьях Конвенции.
От рождения до окончания школы ребёнок наблюдается медицинскими работниками. Современная медицина достигла больших успехов: сейчас выхаживают младенцев, рождённых весом менее 1кг. 20-30 лет назад такие дети не выживали. Статья 24 гласит о том, что каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.
Соблюдается ли это право по отношению к вам, у нас в интернате?
Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребёнку, подвергнувшемуся жестокому обращению со стороны взрослых. Статья 37.
Каждый ребёнок имеет право на образование, ст.28. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее – доступным для всех детей.
Ст.31. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.
В ст.32 говоритсяоправе на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.
Предлагаю обсудить следующие ситуации и определить, какое право в них нарушено?
В молодой семье родился ребёнок. Родители, бабушки и дедушки никак не могут дать имя малышу. Не сходятся во мнении. Ребёнку уже месяц, а имени всё нет. Какое право нарушено?Ст.7 – право на имя.
Из сказки Андерсена «Гадкий утёнок». «Так прошёл первый день, затем стало ещё хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему: Хоть бы кошка тебя утащила, несчастного урода! А мать прибавляла: «Глаза бы мои на него не глядели!» Утки клевали его. Куры щипали.а девушка, которая давала корм, толкала ногою».Ст. 37 – право на защиту от жестокого обращения.
Ребёнок проживает в селе, далеко от города. Когда он сильно заболел гриппом, родители не отвезли его в больницу. В результате осложнения после болезни у ребёнка понизился слух. Ст. 24 – право на охрану здоровья.
На каникулах девочка Оля уехала к бабушке, в деревню. После каникул бабушка не захотела возвращать внучку домой. Родители целый день на работе, времени ребёнку уделяют мало. Ст.9 – не возврат родителям и ст.18 – родители не уделяли ребёнку должного внимания. (К этой ситуации применимы две статьи Конвенции, найти вторую статью, о которой я не рассказывала на вывешенных карточках)
Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки и поучений типа: «Я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя». Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Часто бывает так, что уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
- В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми? Можно ли не допустить ссор?
Попробуем вместе разобраться и ответить на эти вопросы, после просмотренной сценки.
Сценка.
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын.
- Мам, так кушать хочется! Скорее дай поесть!
Мать: - с грязными руками за стол! Помой руки!
Сын: - это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка: - Никитушка, сходи завтра в аптеку за лекарством, у меня закончились таблетки.
Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.
Спасибо, я так наелся.
Мать: Помой посуду, сынок.
Сын: - не имеешь права использовать детский труд, мамочка. К тому же, мне надо доделать уроки, у меня завтра контрольная, а Конвенцией я защищён от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
(наступил вечер)
Сын: Послушаю-ка я музыку.
Отец: - сколько раз говорил – после 10 часов громко слушать музыку нельзя! Она действует всем на нервы.
Сын: - папа, ты же всё равно в 10 часов не спишь.
Отец: выключай музыку, или я тебя выпорю!
Сын: папочка, это проявление насилия.
Какими правами, но не правильно их, трактуя, т.е. понимая, пользуется сын?
- Правом на защиту от эксплуатации.
Но в Конвенции же в ст. 32 речь идёт не об экономической эксплуатации, а о домашнем посильном труде и помощи родственникам. (Подробнее эту статью)
Скажите, самообслуживание является препятствием в процессе самообразования?
Ст. 37.– правом на защиту от жестокого обращения. ( но отец не применяет физическую силу, а только пугает сына).
Согласно статье 31 сын пользуется правом на отдых и досуг, но в данный момент мальчик ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает общественный порядок.
- О каком важном моменте он забыл?
-Он не помнит о том, что у других людей точно такие же права, как и у него.
Познакомиться с Конвенцией, узнать какие права ребёнка она защищает, нам поможет кладезь народной мудрости – пословицы. ( приготовить два списка по 22 пословицы для каждой команды):
« Век живи, век учись»
«Делу время – потехе час»
«Яблоко от яблони недалеко падает»
«Кончил дело – гуляй смело»
«Жизнь дана на добрые дела»
«Тот герой – кто за Родину горой»
«Слово не воробей, вылетит, не поймаешь»
«Правда суда не боится»
«По одёжке встречают, по уму провожают»
«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»
«Не до жиру, быть бы живу»
«Реку можно остановить, жизнь нельзя» казахская
«Что написано пером, то не вырубишь топором»
«Язык мой – враг мой»
«Делу время – потехе час»
«Жить – Родине служить»
« Грамоте учиться – всегда пригодится»
«Живи просто – доживёшь до ста лет»
«Человек стареет, а жизнь молодеет» казахская
«Учение – свет, а не ученье – тьма»
«Жизнь прожить, не поле перейти»
Задание заключается в следующем. В списке 22 пословицы, передающие смысл той или иной статьи Конвенции. Вам надо выбрать и отметить в списке – 1-ой команде пословицы, характеризующие ст.28 –название не говорить (право на образование – их 4) и ст.31(право на отдых и досуг – 3)
1 – команда:
Ст. 28 «Право на образование» - Ст.31 «Право на отдых и досуг»
«Век живи, век учись» «Делу время – потехе час»
«По одёжке встречают, по уму провожают» «Кончил дело – гуляй смело»
«Грамоте учиться – всегда пригодится» «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не
«Учение - свет, а неученье – тьма» плакало»
-2- команде пословицы, характеризующие ст.6 (право на жизнь – их 6) и ст.7 (право на гражданство – их 2)
2 – команда:
Ст. 6 «Право на жизнь»: Ст.7 «Право на гражданство»
«Жизнь прожить, не поле перейти»
«Не до жиру, быть бы живу» «Тот герой - кто за Родину горой»
«Живи просто, доживёшь до ста лет»«Жить – Родине служить»
«Жизнь дана на добрые дела»
Казахские:
«Реку можно остановить, жизнь – нельзя»
«Человек стареет, а жизнь молодеет»
На фоне песни «Остров детства» в исполнении Боярского М..
Ребята, вы имеете статус детей – сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В Конвенции есть конкретная статья, защищающаяинтересы детей с таким статусом:
Ст. 25 Дети, находящиеся в больницах, детских домах и других учреждениях для детей, имеют право на то, чтобы соблюдать наилучшие условия их содержания и лечения. Государство обязано проводить регулярные проверки этих условий.
Мы ознакомились с основными статьями Конвенции.
Накануне мероприятия мы с вами сделали
Креативное упражнение «Пересадка сердца».
Описывалась следующая ситуация: хирургу клинической больницы предстоит сделать выбор, кому из неизлечимо больных пациентов следует сделать операцию по пересадке сердца. Спасти жизнь он может только одному человеку, хотя у него в клинике несколько человек,нуждающихся в срочной операции:
- пятилетняя девочка;
- турок-строитель, не гражданин Казахстана;
- женщина 48 лет, мать троих детей;
- бизнесмен, 37 лет, разведён, детей нет, но спонсирует детский дом;
- 15-летний мальчик-вундеркинд.
Вам нужно было определить очерёдность выбора и аргументировать его.
(на примереответовСилкина А. или Матычука В.)
Матычук В.
1. Пятилетняя девочка, потому что у неё вся жизнь впереди
2. Женщина, 48 лет, мать троих детей, потому что ей надо воспитывать детей
3. 15-летний мальчик, вундеркинд, потому что умный и нам нужны умные
4. Бизнесмен,37 лет, потому что помогает детскому дому
5. Турок-строитель, потому что он не гражданин Казахстана.
Силкин А.
1. Женщина, 48 лет, мать троих детей, потому что ей надо воспитывать детей,
2. 15-летний мальчик-вундеркинд, потому что он может изменить будущее страны;
3. Пятилетняя девочка, у неё вся жизнь впереди;
4. Бизнесмен, 37 лет, детей нет, но спонсирует детский дом, потому что ему ещё помогать детям;
5. Турок-строитель, не гражданин Казахстана, потому что он помогает гражданам Казахстан
Из 14 человек – 9 поставили на первое место по значимости – пятилетнюю девочку; трое – бизнесмена, который спонсирует детский дом, и двое 48-летнюю мать троих детей; на последнее место – турка-строителя.
Мы не будем анализировать, кто из вас прав, а кто нет. Здесь не может быть однозначного ответа. Но, с учётом темы сегодняшнего мероприятия, скажите, какие статьи Конвенции применимы к данной ситуации? ст. 6 – «Право на жизнь » и
Ст.24 – «Право на лечение»
А вообще, если быть гуманным,человечным, то, что можно сказать в целом об этой ситуации?
- Что, каждый человек имеет право на жизнь.
А сейчас я хочу предложить вашему вниманию небольшой видеоролик, а потом мы поговорим о просмотренном сюжете.(15.09 до 16.12.)
Я просматривала фильм о Б.Ш. исовершенно случайно узнала вот эту информацию о нём, имеющую непосредственное отношение к теме сегодняшней нашей встречи.
(На фоне фотографии) Впервые вы познакомились с этим именем при просмотре выпусков телепроекта «Живой голос». Б.Ш.- известный казахстанский и российский певец, композитор, музыкант. В музыкальном мире его ещё называли «золотым саксофоном».
С 2007 по 2015 годы БатырханШукенов являлся советником Президента РК по культуре. 20 ноября 2009 г., в день празднования 20-летия «КонвенцииООН о правах ребёнка», Шукенов был объявлен Представительством Международного чрезвычайного детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане Национальным послом доброй воли.
ЮНИСЕФ - Детский фонд ООН был создан 11 декабря 1946 года в качестве организации для оказания помощи детям, пострадавшим в ходе второй мировой войны.
Предполагалось, что фонд будет временным, однако в 1953 г. ООН расширила круг деятельности организации и подписала срок её полномочий на неопределённое время.
Основные цели Детского фонда ООН следующие:
- сокращение смертности детей, возрастом до 5 лет на одну треть;
- сокращение смертности матерей при родах на 50%;
- дать начальное образование 80% детей.
В достижении этих и других целей ЮНИСЕФ помогают более 180 послов доброй воли (Кристина Агилера, Шакира, Анджелина Джоли), одним из которых и был БатырханШукенов. К сожалению, 28 апреля 2015 года его не стало. Внося большой вклад в культурное развитие нашей страны, Б.Ш. мечтал построить счастливое будущее для нового поколения казахстанцев.
На этапе завершения и рефлексии –закрепления сегодняшней нашей темы я хотела бы предложить вам написатьсинквейн – японское стихотворение, состоящее из 5 строк.
Это не домашняя заготовка.
Вывести на экран тему мероприятия – «Закон о твоих правах – твой закон» и под ней схему написания синквейна.
Пишут на листочках, два человека пишут на доске. Правилами написания этого стихотворения является определённое количество слов в строке и назначение каждой строки:
1-я строка – название стихотворения, тема – обычно существительное;
2-я строка – описание темы, два прилагательных;
3-я строка – действие, обычно три глагола;
4-я строка – чувство, фраза из четырёх слов, выражающих отношение автора к теме;
5-я строка – повторение сути, «синоним» 1-й строки, обычно существительное.
Египетские пирамиды
Удивительные, загадочные
Читаю, думаю, удивляюсь.
Что за чудо, эти пирамиды!
Чудо света!
Музыка («Не рассказывай» Б.Шукенов)
Мойпример:
Соглашение
Справедливое, правильное
Заботится, поддерживает, учит
Обо мне заботятся взрослые или (нельзя нарушать права детей), или (ребёнка должны защищать взрослые), или (у детей много разнообразных прав)
Права ребёнка или судьба детей, или (забота), или (детство), или (Батырхан)
В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, помните, что у других людей есть такие же права, как и у вас, и к ним надо относиться с уважением!