Возможности информационно-компьютерных технологий в рамках деятельности учителя биологии. Личный опыт.


Возможности информационно-компьютерных технологий в рамках деятельности учителя биологии. Личный опыт.
Сегодня с уверенностью можно утверждать, что Интернет становится главным, а в некоторых случаях и основным, источником информации для многих из нас. Данный факт невозможно игнорировать, особенно учителю, который хочет быть услышанным своими учениками. Не секрет, что нынешние подростки более мобильны, чем старшее поколение, в освоении различных интернет-ресурсов и сервисов, которые ежедневно появляются в нашей жизни. Вот почему, с точки зрения автора статьи, на данном этапе развития современного образования наиболее продуктивным способом донесения до учащихся определенного материала становятся информационно-компьютерные технологии.
Безусловно, в учебном процессе встречают темы, которые по какой-либо причине не интересны тем или иным учащимся. Однако задача грамотного и заинтересованного педагога в том, чтобы любую информацию представить в форме, близкой и понятной учащимся. Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показывает, что существует широкий спектр различных объектов, способных помочь в достижении данной цели. Все они могут весьма эффективно применяться при проектировании уроков биологии как дистанционных, так и в рамках учебного класса. Среди подобных объектов можно выделить видеофрагменты, цифровые фотографии, виртуальные модели тех или иных биологических явлений, конструкторы, тренажеры, аудиозаписи и компьютерные тесты. Преимущество представленных в сети виртуальных объектов заключаются в их полифункциональности, что позволяет использовать их многократно на разных этапах учебного процесса. Однако при этом они не позволяют отобразить всех тонкостей биологических процессов и явлений.
Что касается личного опыта, на протяжении девяти лет работы в школе информационно-компьютерные технологии нашли широкое применение в практической деятельности автора статьи. Их использование оправдано на всех трех этапах классического комбинированного урока биологии: контроль знаний, объяснение нового материала и его закрепление. Так, на основе методики Пономаревой И.Н. были разработаны собственные уроки-презентации для учащихся 6-10 классов. Причиной их создания можно назвать необходимость в повышении наглядности материала. Однако важно помнить, что слайды и видеоролики – это лишь средства, помогающие усилить устное выступление педагога, а никак не его замена. Исходя из этого, особый акцент во время подготовки презентации автор делает на подборе иллюстраций. В качестве их основных источников можно выделить основную и дополнительную учебную и научно-популярную литературу, а также сеть Интернет. Кроме того, некоторые иллюстрации являются собственными фотографиями автора. Во многих случаях уместно создавать презентации, включающие в себя разделы с информацией по новой теме и закрепления пройденного материала.
Серьезным подспорьем информационно-компьютерные технологии становятся и во внеурочной деятельности педагога и учащихся. Кроме подготовки домашних заданий, они могут быть использованы при подготовке научно-исследовательских работ. Современные реалии таковы, что в качестве источника информации подавляющее большинство современных школьников используют отнюдь не литературные источники, а ресурсы Интернет. В числе положительных моментов такого способа подготовки к учебному процессу можно отметить быстрый доступ к актуальным источникам информации, возможность более широко взглянуть на изучаемую тему и экономия личного времени ученика. Однако из того необъятного количества данных, которые вращаются в виртуальной сети, часто сложно извлечь самую суть вопроса. Это требует самодисциплины, настойчивости и внимательности. Задача компетентного учителя состоит в том, чтобы помочь ученику «не заблудиться» в просторах Интернета и понять, как правильно работать с полученной информацией: выделять главное, структурировать ее, составлять к ней вопросы.
С точки зрения автора, не самым распространенным, но весьма продуктивным способом решения обозначенного вопроса становится освоение педагогом интернет-ресурсов и сервисов, пригодных для использования в образовательных целях, совместно и одновременно со своими учениками. Такой подход позволяет не только контролировать деятельность ученика в рамках достижения определенных целей, но и развиваться учителю в актуальной информационной среде. Естественно, на первом этапе данный процесс должен инициироваться педагогом, который впоследствии будет постепенно вовлекать в него учащихся. Для автора статьи таким проектом стал онлайн-сервис Padlet. Согласно порталу WikiHow, Padlet – это веб-сайт, который позволяет общаться с другими пользователями с помощью текстовых сообщений, фотографий, ссылок и другого. Каждое место для общения называется «стена». У данного сервиса есть аналоги (Spaaze, Lino). Автором был выбран именно Padlet, потому что он имеет русифицированную версию, полностью бесплатен, не ограничивает количество создаваемых страниц и позволяет сохранять страницы в виде электронного документа в форматах PDF, Exel, CSV.
В рамках образовательной деятельности данный сервис дает массу возможностей, в частности, устраивать так называемый «мозговой штурм» во время урока. Причем, исходя из личного опыта, проведение части урока подобным образом возможно уже с первых ступеней начальной школы ввиду того, что дети, как мы уже отмечали выше, достаточно легко разбираются с новыми технологиями. В качестве примера можно привести занятие с 5 классом на тему: «Приспособления организмов к жизни в природе». Педагог задает на «стене» определенный вопрос, учащиеся с помощью ПК или мобильных телефонов «прикрепляют» на страницу свои мысли по данному вопросу. Все ответы мгновенно появляются на экране, что позволяет разбирать их сразу же совместно с педагогом (рис.1). Кроме того, с помощью Padlet можно давать интерактивные домашние задания, а также собирать данные для исследовательской или творческой работы.
Важным фактором становится использование учениками своих мобильных телефонов как рабочего инструмента. В данной ситуации телефон больше не рассматривается как помеха учебному процессу, а становится важным его объектом. Как показывает практика, учащиеся с большим интересом и воодушевлением воспринимают подобные эксперименты.
В заключение хочется отметить, что сегодня, когда информационно-компьютерные технологии занимают значительную часть нашей жизни, практически преступление игнорировать те возможности, которые они несут в себе. Не только для того чтобы выглядеть «современным» в глазах учеников и уметь заинтересовать их новыми средствами подачи материала, а скорее для собственного развития внутри преподаваемого предмета.
-847725-13906500
-2032635356933500