Конспект урока Бюджет государства и семьи


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
INCLUDEPICTURE "https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e823b343c1cb7ae594073af9b1add63f&n=33&h=215&w=324" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e823b343c1cb7ae594073af9b1add63f&n=33&h=215&w=324" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e823b343c1cb7ae594073af9b1add63f&n=33&h=215&w=324" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://azbyka.ru/palomnik/images/3/37/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C.jpg" \* MERGEFORMATINET
Конспект урока


Провела:
учитель истории и обществознания
Максимова С. Н.

Моршанск
2016
План урока
Тема урока: «Бюджет государства и семьи».
Цели урока:
образовательная: исследовать особенности семейного и государственного бюджетов, выделяя их отличительные и сходные черты;
воспитательная: продолжить подготовку учеников к самостоятельной хозяйственной деятельности;
развивающая: продолжить развитие навыков устной речи, формирование умений делать выводы, развитие навыков групповой работы, развитие умений анализировать текст.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Оборудование урока: оценочные листы для каждой группы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), мультимедийный проектор, парты поделены на 4 группы, памятки «Составление бюджета» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), схемы « Порядок принятия бюджета» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), схемы «Типы бюджета» ( ПРИЛОЖЕНИЕ 4), Текст «Изыскание источников дополнительных доходов бюджета» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5), задания для практической работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 6), таблицы «Верно – неверно» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7), 4 калькулятора.
Энциклопедии (Большая экономическая энциклопедия.- М.: Эксмо, 2007.-851 с.; Большая Российская энциклопедия: В 30 т./ Председатель Науч.-ред. Совета Ю.С. Осипов. Т.4. Большой Кавказ- Великий канал.- М.: Большая Российская энциклопедия,2006.- 751 с.; Популярная экономическая энциклопедия/ Гл. ред.А.Д. Некипелов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.-367с.), ноутбук.Подготовка урока: ученики заранее делятся на 4 группы, в каждой группе есть лидер и слабый ученик.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие учителя учениками, приветствие учеников учителем.
Ребята, сегодня вы будете работать в группах, поэтому давайте возьмемся за руки, посмотрим в глаза, улыбнемся и начнем работать.
Пожалуйста, определите своего лидера. На партах лежат оценочные листы.( ПРИЛОЖЕНИЕ 1) На протяжении всего урока лидер группы будет оценивать свою группу ( ставить «+», если справились и «-», если не справились) и заносить в оценочные листы.
II. Мотивационно - целевой этап.
(Слайд 1). Учитель. Посмотрите на изображения. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? Предположите, о чем мы сегодня будем говорить. Зачем нам эти знания? Пригодятся ли они в жизни? Предположите, как звучит тема нашего сегодняшнего урока.
Предположения учеников.
Учитель. Действительно, сегодня мы с вами рассмотрим, как правильно планировать свои расходы и изучим серьезную, но интересную тему «Бюджет государства и семьи». Запишите тему урока себе в тетрадь
III. Изучение нового материала.
Учитель. Прежде всего, познакомимся с понятием «бюджет». Что же это такое? Где мы можем найти точное определение слова.
Предположения учащихся.
Учитель. А теперь проверим правильность наших предположений. Итак, первая группа ищет определение в интернете, вторая группа в экономической энциклопедии, третья в популярной экономической энциклопедии, четвертая в большой Советской Энциклопедии.
Ответы учеников.
( Слайд 2) Итак, записываем в тетрадь.
Бюджет – это финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени.
Учитель. Молодцы! Такой план может находиться в распоряжении государства, семьи. А кто еще может планировать свой бюджет? Зачем это делать?
Предположения детей: фирма и отдельный человек.
Учитель. Итак, речь идет о государственном бюджете, о финансовом плане фирмы, о семейном бюджете, в четвертом – об индивидуальном
Учитель. Ребята, скажите мне, пожалуйста, можем ли мы сейчас составить бюджет своей семьи? Достаточно ли нам знаний, которые мы получили только сейчас? Я могу сейчас дать такое задание?
Предположения ребят.
( Слайд 3) Учитель. Правильно! Мы не знаем последовательность действий при составлении бюджета, из чего он состоит. Значит, мы с этим должны познакомиться. Сейчас я раздам вам памятки (задание №1), и вы обсудите, что входит в каждую фазу составления бюджета и выполните задание (Приложение 2).
Предположения ребят.
- оценка доходов – суммируем все доходы
- постановка финансовых целей - здесь вы должны составить список необходимых покупок, желаемых покупок, не забывая об обязательных платежах за коммунальные услуги, по кредитам, и т.д. В этот же список необходимо включить более крупные покупки, которые вы собираетесь сделать в будущем, ведь вам необходимо будет откладывать какую-то часть сбережений ежемесячно, чтобы накопить нужную сумму, а это уже статья расходов.
- планирование расходов – рассматриваем возможность приобретения всех желаемых покупок, исходя из имеющихся у нас доходов.
(Слайд 4) Учитель. Записываем в тетрадь схему бюджета. Ребята записывают в тетрадь.
( Слайд 5) Учитель. Теперь более подробно рассмотрим «государственный бюджет». Что подразумевается под этим понятием?
Государственный бюджет- это смета расходов и доходов государства за определенный период времени (за год).
Учитель. Возьмите Лист с заданием №2 , прочитайте текст и заполните схему принятия бюджета ( ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Ученики выполняют задание.
( Слайд 6) Учитель. Ребята, а теперь проверим, как вы справились. Не забывайте оценивать свою группу.
Учитель. Что мы отнесем к статьям доходов и расходов государства?
Предположения детей. (доходы – налоги, доходы от продажи государственного имущества, займы; расходы - содержание органов государственного управления, финансирование социальных программ, оплата труда работников бюджетной сферы, вооруженные силы, выплаты по займам)
Учитель. Молодцы! Теперь вы знаете, как принимается бюджет. Но бюджет бывает разный. Возьмите Лист с заданием № 3 и заполните схему « Типы бюджета»( ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Ученики выполняют задание.
( Слайд 7) Учитель. Ребята, а теперь проверим, как вы справились. Не забывайте оценивать свою группу.
Учитель. Ребята, какая ситуация самая неблагоприятная для бюджетв?
Ответы учеников.
(Слайд 8) Учитель. Дефицит бюджета - государственный долг. Запись в тетрадь. Внешний и внутренний.
( Слайд 9) Учитель. Мировая практика знает 4 способа преодоления дефицита бюджета. Давайте и мы с ними познакомимся. Откройте учебник на стр. 102. 1 группа получает первый способ, 2 группа второй способ, 3 группа третий способ, 4 группа получает дополнительный материал.
Ученики выполняют задание.
IV Первичное осмысление материала.
Учитель. Чем бюджет семьи отличается от бюджета государства?
Предполагаемые ответы учеников: бюджет семьи чаще всего составляется на месяц, а бюджет государства – на год; государство ставит перед собой масштабные цели, распоряжается большими денежными массами; у государства другие источники доходов; государственный бюджет имеет статус закона, а семейный – нет; семейный бюджет не нужно утверждать; из государственного бюджета нужно оплачивать работу чиновников, в семье же никакую управленческую верхушку оплачивать не надо.Физкультминутка «Доходы и расходы» (Учитель называет статьи расходов – дети топают, статьи доходов – хлопок руками).
V. Закрепление пройденного.(Слайд 10) А теперь мы с вами выполним практическое задание. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
1 группа – «Бюджет семьи из 5 человек» 2 группа – «Бюджет фирмы»
3 группа – «Бюджет семьи из 2 человек»4 группа – «Бюджет государства»
VI. Рефлексия.
(Слайд 11) Учитель. Ребята, у вас на столах лежат таблицы, которые содержат утверждения. Во второй колонке таблицы вам необходимо поставить «+», если вы согласны с утверждением и – «-», если вы не согласны с утверждением. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
«Верно – неверно»
Утверждения «+» - согласен
«-» - не согласен
Бюджет государства состоит только из доходов государства. _
Налоги – главный доход бюджета государства. +
Бюджет государства тратится только на заработную плату чиновников. _
Государство может иметь внешний и внутренний долг. +
Бюджет не включает в себя постановку финансовых целей. _
Дефицит бюджета представляет собой государственный долг. +
VII. Подведение итогов урока.
Учитель: «Нужно составлять бюджет или это необязательно?».
Предполагаемый ответ учеников: Бюджет составлять необходимо, так как вы сможете заранее скорректировать свои расходы, если доходов вам не хватит. Вы сможете избежать дефицита бюджета.
( Слайд 12)Учитель. Ребята, я прочитаю для вас небольшое стихотворение-напутствие, которое касается семейного бюджета. Послушайте, пожалуйста.
Бюджет – не только все доходы,
Но и различные расходы!
Его составить не ленись,
Вокруг себя ты оглянись!
Подумай, что нужно купить,
Чтоб без забот весь месяц жить!
Сложить доходы не забудь
И расточительным не будь!
Пусть лучше будет профицит,
А не бюджетный дефицит!
(Слайд 13) Учитель. Ребята, а теперь запишем домашнее задание.
Параграф 15 прочитать.
Задание на выбор: 1.Проработать бюджет своей семьи.
2.Выпишите термины в тетрадь.

Приложение 1
Оценочный лист
Задание + все правильно, +- есть недочеты, - не справились с заданием
Задание 1. Работа памяткой Задание 2. Работа со схемой «Порядок принятия государственного бюджета» Задание 3. Работа со схемой « Типы бюджета» Задание 4. Работа с учебником Задание 5. Практическая работа Задание 6. «Верно-Неверно» Творческое задание. Приложение 2
1. Запишите тему урока
________________________________________________________________
Задание №1
2. Поработайте с памяткой , заполните схему и оцените себя в оценочном листе:
Памятка
Составление бюджета включает в себя три основные фазы:
1. постановка финансовых целей;
2. оценка доходов;
3. планирование расходов

Бюджет

доходы

расходы

Приложение 3 Задание №2
Прочитайте текст и заполните схему «Порядок принятия государственного бюджета в Российской федерации». Оцените себя!
«Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он одобряется Советом Федерации и отправляется на подпись Президенту РФ. В случае отклонения Президентом Российской Федерации Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации. После этого ФЗ о бюджете должен в обязательном порядке быть опубликован в СМИ и обнародован: не опубликованные законы не имеют никакой юридической силы в РФ.
Разрабатывает Правительство
Рассматривает и принимает Государственная Дума
Одобряет Совет Федерации
Подписывает Президент
Приложение 4
Задание №3
Прочитайте текст и заполните схему «Типы бюджета». Оцените себя!
«Сбалансированным бюджет считается тогда, когда его доходы и расходы равны между собой или имеют максимально сближенные значения. Баланс в финансовой системе – это норма и к ней нужно стремиться. Если случится так, что доходы бюджета превысят расходы, то это состояние будет называться профицитом(или профицит бюджета). Речь будет идти о положительном сальдо. К сожалению, в реальности профицит встречается крайне редко. Чаще всего наблюдается дефицит( или дефицит бюджета) – это превышение расходов над доходами. Бороться с дефицитом можно посредством увеличения прибыли или сокращения расходов бюджета.
Типы бюджета
Бюджет


Сбалансированный
Расходы
Доходы

Доходы
Доходы
Расходы
Дефицитный
Расходы
Профицитный =



Приложение 5
Изыскание источников дополнительных доходов бюджета
Конечно, лучший способ покрытия дефицита бюджета — привлечение дополнительных доходов, однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно попытаться повысить налоги или пошлины, но это путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила, что чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а сокращению налоговых доходов государства.
Причин тому две:
1) люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;
2) начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается теневая экономика, а хозяйственные отношения криминализируются.
Приложение 6
Задание №5
Составьте бюджет на 2 человек на 1 квартал текущего года, используя следующие сведения:
Жена – студентка 4-го курса, стипендия 15000тн, подрабатывает массажисткой и получает 40000тн.
Муж – студент 5-го курса, стипендия 15000тн,подрабатывает грузчиком в магазине и получает 50000тн. Семья снимает квартиру оплата 35000тн., из которых 20000 платят родители.
Ежемесячные расходы: на питание -40000тн., транспортные – 5000тн., на учёбу – 5000тн., санитарно-гигиенические – 4000тн.Подсчитайте экономию бюджета. Оформите в таблице.
Назовите тип бюджета. Оцените себя!
доходы сумма расходы сумма
муж жена итого Задание №5
Оцените бюджет предприятия, которое выпускает пластиковую посуду.
Доходы Расходы Выручка от реализации продукции 250 т. У. ед. налоги 20 т. У. ед.
Остаток средств на банковских счетах 20 т.у. ед. Заработная плата 150 т. У. ед.
Закупки сырья и материалов 50 т. У. ед.
Оплата энергоресурсов 5 т. У. ед.
Выплата кредитов 6 т.у. ед.
Прочие расходы 2 т. У. ед.
Назовите тип бюджета. Оцените себя!
Задание №5
Оцените бюджет семьи за январь 2014 года
Состав семьи Сумма и вид дохода Статьи расходов Сумма расходов
Мама з/плата 6000 руб. Питание 9 500 руб.
Папа Доход от частной предпринимательской деятельности
25000 руб. Коммунальные услуги 2800 руб.
Сын - Хоз. нужды 3000 руб.
Дочь Стипендия 900 руб. Услуги 4000 руб.
Бабушка Пенсия 6800 руб. Одежда 12000 руб.
Итого: Мобильная связь 1500 руб.
Увлечения 4800 руб.
Кредиты 1200
Итого: Сделайте вывод:
а) Рационально ли члены семьи тратят деньги?
б) Какой тип бюджета в данной семье?
в) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?
Назовите тип бюджета. Оцените себя!
Задание №5
Оцените бюджет Российской Федерации на 2017 год.
Доходы Расходы 13.437 трл.руб. Соц. политика 5075
Оборона 2840
Национальная экономика 2117
Правоохранительная система 1270
Общегосударственные вопросы 1102
Межбюджетные трансферы768
Обслуживание госдолга 729
Образование 549
Здравоохранение 363
Культура 93
Спорт 86
Охрана окружающей среды 76
СМИ 73
ЖКХ 59
Назовите тип бюджета. Оцените себя!
Приложение 7
«Верно – неверно»
Утверждения «+» - согласен
«-» - не согласен
Бюджет государства состоит только из доходов государства. _
Налоги – главный доход бюджета государства. +
Бюджет государства тратится только на заработную плату чиновников. _
Государство может иметь внешний и внутренний долг. +
Бюджет не включает в себя постановку финансовых целей. _
Дефицит бюджета представляет собой государственный долг. +