разработка урока по математике на тему «Нахождение дроби от числа и семейный бюджет»(6 класс)


«Создание сценария проекта метапредметного урока»
I. Информационная карта метапредметного урока.
ФИО учителя: Цывкунова Наталья Михайловна
Должность: учитель математики
ОУ: МБОУ «Шенкурская СОШ»
Предмет: математика
Класс: 6 класс.
Тема урока: «Нахождение дроби от числа и семейный бюджет»
Базовый учебник: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович Математика 6 «Мнемозина» 2013
Место в общей структуре курса: 3урок (из 3 отведенных на тему), на 3 уроке повторяются, отрабатываются, систематизируются умения решать три типа задач.
Тип урок: обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний.
Цели урока:
Обучающие: 1) Обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний по теме «Нахождение дроби от числа».2) Использовать полученные знания для решения задач повышенного уровня.
Развивающие:1)Развивать коммуникативные связи, информационную грамотность, логику. 2)Развивать умение видеть важность и необходимость применения математики в жизни.
Воспитательные: 1) Стимулировать учащихся к самооценке образовательной деятельности, вызывая чувство самопознания, самореализации. 2) Воспитывать любовь к математике.
Планируемые достижения:
- личностные: формирование учебно-познавательных мотиваций.
- метапредметные: 1)Умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи.2) Выбрать средства для реализации цели и применить ее на практике.3)Взаимодействовать в группе в достижении общих целей. 3) Оценить достигнутый результат.
- предметные: уметь решать задачи по данной теме; учащиеся получат возможность научиться: используя два правила различными способами ( по действиям, уравнением, схемой) решать задачи.
II. Распишите структурные элементы будущего метапредметного урока.
1.Организационный. Вступительное слово учителя (Ученики должны понять важную роль семьи в обществе)
2.Актуализация знаний. Фронтальная устная работа. (Диалог с классом)
Учитель проверяет усвоение основных понятий по теме: часть, целое, перевод процентов в дробь, основной алгоритм решения простейших (одношаговых) задач.
3. Проверочная работа. Найди правильный ответ из предложенных вариантов. (Письменная работа выполняется по вариантам. Выдаются карточки. Ответы записываются в тетрадь. Проверка после обмена тетрадями. Ответы - на слайде.)
4.Работа в группах по 4-5 чел. Группы разноуровневые. ( Каждая группа получает свою задачу, обсуждают, ищут решение задачи, оформляют схему (краткую запись) и решение задачи с объяснением).
5.Коллективная проверка решения задач. С помощью сканера, решение задачи каждой группы проецируется на экран. Представитель от группы объясняет решение. Остальные учащиеся оценивают правильность или ошибочность решения.)
6.Домашнее задание. Составить 2 задачи на тему «Нахождение дроби от числа в семейном бюджете», оформить их решение листе форматом А-4, можно добавить картинки или рисунки. Желающие – построить диаграмму.
7.Рефлексия:
Оцените по пятибалльной системе свои ощущения в умении решать задачи.
7. Подведение итога. Выставление оценок.
III. Ответьте на вопрос: В чем будет заключаться метапредметность вашего урока?
Во время проверочной работы можно формировать следующие метапредметные умения:
1)Умение адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи;
2)Умение самостоятельно осуществлять свою деятельность ;
3)Умение действовать в соответствии с разработанным алгоритмом.
Во время самостоятельной работы и коллективной проверки результатов формируются следующие метапредметные умения и навыки учащихся:
1)Выделяют главное, обобщают, делают вывод;
2)Продуктивно общаются и взаимодействуют в процессе совместной деятельности;
3)Грамотно представляют имеющуюся информацию, «доказывай, объясняя»
4)Учитывют позиции других участников деятельности, эффективно разрешают конфликты;
5)Оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
6)Систематизируют и обобщают материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Организационный
Кто или что, на ваш взгляд, формирует и воспитывает человека в детском и подростковом возрасте? Вы правы, действительно воспитывают друзья, родители, школа, СМИ и т. д. Все это правильно. Что бы ни говорили, а семья, по степени значимости, остается но первом месте. Семья на протяжении всей жизни человека продолжает оставаться опорой. И сегодня разговор о семье. Много факторов позволяют любую семью сделать более крепкой, сплоченной, дружной. Это любовь, понимание, общность взглядов и интересов. Но не маловажную роль играет материальная сторона жизни, т.е. семейный бюджет.
Дети проверяют готовность к уроку.
Отвечают на вопрос учителя, настраиваются на работу.

2) Актуализация знаний.
На экране:
1)В данных высказываниях определите: целую величину и ее часть.
а) В корзине 5 кг фруктов, 0,3 всех фруктов составляют яблоки.
б) Петя прочитал 35станиц, что составило 2/7 всей книги.
в) Купив костюм сыну, мама потратила 65% имевшихся в кошельке денег.
г) Огурцы содержат 92% воды.
2) Что такое 1%?
3) Как выразить проценты в виде дроби?
4) Выразите проценты в виде дроби: 1%, 15%, 20%, 87%, 100%, 121%, 0,3%.
5) Какое количество процентов можно заменить долей величины?
6)Как найти часть от целого?
7) Как найти целое по его части?

Ученики определяют какая величина в заданиях является целой, я какая ее частью.








2)Ответ: сотая часть числа.
3)Ответ: надо проценты поделить на сто.
4) Ответ: 0.01; 0,15; 0.2; 0,87; 1; 1,21; 0,003.
5) Ответ: 1%-сотая часть целого,
10%-десятая часть целого,
20%-пятая часть целого,
25%-четверть целого,
50%-половина целого.
6 и 7) Проверка правил (сначала фронтально, затем - в парах с выставлением оценки в оценочный лист).
В оценочном листе: а) оцените свою работу в устной работе
б) оценка за знание правил.

3)Проверочная работа.
Предлагается 7 заданий. Предложите критерии оценок.


1 вариант 2 вариант
Ответы: 10; 15; 20; 30; 48; 49; 75; 100;200.
2/3 от 30 2/5 от 25
5/6 от 120 5/6 от 240
25% от 80 20% от 50
10% от 480 50% от 98
Найти число, если
0.4 его равны 40 2/7 его равны 14
3/5 его равны 9 0,3 его равны 9
20% его равны 15 25% его равны 12

Ответы:

2/3 от 30 (20) 2/5 от 25 (10)
5/6 от 120 (100) 5/6 от 240 (200)
25% от 80 (20) 20% от 50 (10)
10% от 480( 48) 50% от 98 (49)
Найти число, если
0.4 его равны 40 (100) 2/7 его равны 14(49)
3/5 его равны 9 (15) 0,3 его равны 9 (30)
20% его равны 15 (75) 25% его равны12(48)


Ученики: За 7 плюсов – «5»
За 6 плюсов – «4»
За 5-4 плюса – «3».



Ученики пишут ответы в тетради (кто-то решает в уме, кто-то решает с применением записей) Окончание работы – поднятая рука. Как только из 30 чел. класса закончили работу 17 – начинается проверка работы. За каждый верный ответ ученик карандашом ставит «+». По количеству плюсов ( критерии оценок) выставляют оценку в оценочный лист.

4)Постановка проблемы (работа в группах).
«Семья – это счастье, любовь и удача,  Семья – это летом поездки на дачу.  Семья – это праздник, семейные даты, подарки, покупки,  приятные траты. Мечты о хорошем, волнение и трепет.  Семья – это труд, друг о друге забота,  Семья – это много домашней ...»
Давайте возьмем среднестатистическую семью. И Определим ее бюджет, обязательные ежемесячные платежи и возможные траты.



Работа в группах по 4-5 чел. Группы разноуровневые. ( Каждая группа получает свою задачу, обсуждают, ищут решение задачи, оформляют схему (краткую запись) и решение задачи с объяснением).
1 группа
Папа в банке открыл вклад «Летний», чтобы к отпуску накопить деньги для оплаты путевки в санаторий. Какую сумму папа положил на счет, если в конце месяца доход в размере 8% составил 1200 рублей?
2 группа
Бабушка каждый месяц должна покупать лекарство. В аптеке действует скидка в последний день месяца 15%. 28 февраля (не високосный год) бабушка в аптеке купила свое лекарство, сэкономив 48 рублей. Какая цена этого лекарства 1 марта? (Повышения цен не было)
3 группа
В декабре на день рождения сына мама, папа и бабушка подарили ему 5000 рублей. Сможет ли он купить себе к лету велосипед за 5500рублей, если положат деньги на депозит на 6 месяцев под 12%?
4 группа
Мама после работы зашла в банк и оплатила коммунальные услуги, интернет и телефон. Какая сумма осталась у мамы, если коммунальные платежи составили 11/40 ее зарплаты, а оплата интернета и телефона 5% оставшихся денег?
5 группа
Папа на 8 марта купил в подарок маме кухонный комбайн со скидкой выходного дня 7% и тонометр в аптеке со скидкой последнего дня месяца 15%. Сколько денег потратил папа, если первоначальная цена комбайна 3500 рублей, а тонометра – 1400 рублей?
6 группа
Участвуя в интеллектуальном конкурсе « Умники и умницы России» дочь получила премию. Этими деньгами она распорядилась следующим образом: на 0,35 всей суммы она купила себе новую флешку на16ГБт, издержав 20% оставшейся суммы, купила брату конструктор Лего. Бабушке, маме и папе она купила большой торт, потратив 5/13 остатка. Оставшиеся после покупок 800 рублей она положила в копилку. Сколько рублей составила премия?


Ученики называют тему урока, цель. Отвечают на вопросы учителя.
В семье 5 чел. – папа, мама, бабушка, сын и дочь. Бюджет складывается из зарплаты папы и мамы, пенсии бабушки. К обязательным ежемесячным платежам относятся: плата за коммунальные услуги, интернет, телефон. Траты на питание, деньги, откладываемые на поездку к морю, на лекарства бабушке, подарки к 8 марта, деньги на досуг.
Зарплата папы – 35 000 рублей.
Зарплата мамы – 24 000 рублей
Пенсия бабушки – 13 000рублей.
ИТОГО: 72 000рублей.



Каждая группа получает свою карточку с задачей, а так же общий список задач других групп.
Каждая группа решает свою задачу(составив краткую запись, обсуждают и ищут решение задачи).
Выбирают две (можно больше) из списка и пытаются их решить.

5.Коллективная проверка решения задач.
С помощью сканера или документ камеры, решение задачи каждой группы проецируется на экран.
Представитель от группы объясняет решение. Остальные учащиеся оценивают правильность или ошибочность решения.
Оценки выставляются в оценочный лист( обсуждаются внутри каждой группы )

6.Домашнее задание.
Составить 2 задачи на тему «Нахождение дроби от числа в семейном бюджете», оформить их решение листе форматом А-4, можно добавить картинки или рисунки.


7.Рефлексия.

Оцените по пятибалльной системе свои ощущения в умении решать задачи.

Учащиеся оценивают свои ощущения в умении решать задачи.

7.Подведение итога
Учитель предлагает получить оценку за урок – сосчитать среднее арифметическое из полученных оценок и результат округлить до единиц.
Каждый учащийся выставляет себе оценку за урок.










Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Виртуальная образовательная среда МУ – www.moi-uni.ru




Йђ Заголовок 215