Урок экономики по теме: Что такое бюджет семьи?


Телепенко Юрий Андреевич,
учитель географии и экономики
МКОУ СОШ № 11 пос. Нового, Ставропольский кр.
Урок экономики (5 класс) по теме «Что такое бюджет семьи»
Аннотация: вниманию читателя представляю разработку современного урока экономики в 5 классе в свете требований ФГОС.
Ключевые слова: бюджет семьи, типы бюджета.
Цели: изучить структуру семейного бюджета, определить возможные статьи доходов и расходов в семье, определить тип бюджета семьи, практическое закрепление навыков расчета бюджета семьи.
Задачи.
Образовательная: ознакомить учащихся с понятием “бюджет”, ознакомить со структурой семейного бюджета.
Воспитательная: развивать умение работать в группе, воспитание рационального отношения к семейному бюджету, формирование социальной активности и самостоятельности, выработка навыков культурного общения.
Развивающая: развивать творческие способности ребят,развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.
Оборудование : компьютерное оборудование для демонстрации презентации, учебник, рабочая тетрадь, калькуляторы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Что такое доходы семьи?
Из чего складываются доходы семьи.
Что такое расходы?
Расскажите об основных статьях расходов на примере вашей семьи.
3. Изучение нового материала.
У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, выполняем определенные обязанности, радуемся победам, переживаем неудачи вместе с близкими людьми. Иногда в семье возникают трудности. Эти трудности бывают связаны с нехваткой денежных средств. Семья не может обойтись без денег. Наше благосостояние зависит от нашего трудолюбия, от тех профессионально – трудовых навыков и умений, которые вы приобретаете в стенах школы, и будете получать после её окончания.
Урок мы с вами начинаемИ в экономику вникаем,«Семейный бюджет» — вот тема урока.Задача наша обсудить бюджет семьи,Зачем он нужен, для чего?Узнать, как можно распланировать его.Дискуссией мы будем заниматься,Обсуждать, беседовать и спорить,Искать ответы на эти вопросы.
Тема нашего урока «Бюджет семьи». Давайте вместе определим цель нашего урока. Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием «бюджет», а также с составными частями бюджета.
С помощью учебника, с.52, определите происхождение термина «бюджет». Дайте определения понятию «бюджет».
Из каких частей состоит бюджет? Составим схему:
Бюджет
26441403556001891665311150
Доходы Расходы
Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.
Как вы думаете, для чего нужен бюджет?
Учитель выслушивает мнения детей и подводит итог. Бюджет помогает нам проанализировать расходы, их целесообразность, упорядочить расходы.
Попробуйте объяснить пословицы и поговорки: «Деньги счет любят», «Кто бюджет считает, тот и деньги получает», приведите свои примеры.
Давайте рассмотрим каким бывает бюджет.
Если расходы не превышают доходы. Определите по учебнику, с. 53, как называется такой бюджет.
Если расходов больше, чем доходов, как называется такой бюджет?
Составим схему:
Бюджет
46729654127501891665311150
сбалансированный избыточный дефицитный
(БС - Д = Р) (БС - Д ˃ Р) (БС - Д ˂ Р)
Мудрость гласит: Старайся быть разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, а разумность всегда с тобой. Давайте вместе объясним смысл этого выражения.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление знаний.
1. Что такое бюджет?
2. Из каких частей состоит бюджет?
3. Назовите типы бюджета.
4. Для чего нужны знания о бюджете?
5. Решение задач: (используется рабочая тетрадь по основам финансовой грамотности, с. 72)
5.1. Рассмотрите и рассчитайте бюджет Татьяны. Определите тип бюджета.
Доход Расход
Карманные деньги 500 руб. Покупка журнала 120 руб.
Дополнительная работа по дому 300 руб. Накопления на телефон 400 руб.
Подарки 500 руб. Покупка сладостей 160 руб.
Итого ______ руб. Итого ______руб.
5.2. Семья Ярослава получила счет-квитанцию на оплату взноса за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Ярослав обратил внимание, что площадь их квартиры в квитанции указана неверно. Площадь квартиры, в которой проживает семья Ярослава, равна 54 кв. м. Какова будет новая итоговая сумма в квитанции после исправления ошибки? Запишите новую сумму к оплате.
Вид услуг Ед. изм. Кол-во Тариф, руб. Итого к оплате, руб.
Капитальный ремонт Кв.м. 75.00 5.00 375.00
Деловая игра.
Сейчас мы с вами разделимся на 4 группы. Каждая группа – это семья. В состав семьи входят: папа, мама, сын-студент, дочка-пятиклассница, бабушка. Задача каждой семьи составить сбалансированный бюджет. Для этого вы получаете карточки, их нужно заполнить.
Определим правила игры, которые следует соблюдать:
Семья должна быть дружной.
При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
Все вопросы решаются с учетом большинства голосов
В семье при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.
Итак, приступаем.
Бланк бюджета.
Бюджет семьи______________________________________________
Состав семьи:
Наименование источника дохода Сумма, руб. Наименование расходов Сумма, руб.
Заработная плата Питание Доход от предпринимательской деятельности Оплата коммунальных услуг Пенсия Оплата телефона, интернета Стипендия Одежда Проезд Медикаменты Хозяйственные товары Развлечения Оплата детских кружков и секций Вклад в образование Непредвиденные расходы Итого Итого Рефлексия урока.
В заключение урока хотелось бы услышать: что нового, полезного вы узнали на уроке?
Задание на дом: § 10, с. 52-55, ответить на вопросы на с. 55, решить задачи 6 и 7 в рабочей тетради с. 73, заполнить бланк бюджета для своей семьи на с. 72 рабочей тетради.
Литература
Новожилова Н.В. Экономика семьи. Учебное пособие для 5 класса. – М,: Вита-Пресс, 2005.
Основы финансовой грамотности. Модуль 1. Рабочая тетрадь для обучающихся. – Волгоград ГБОУ СПО «ВЭТК», 2015.