Театрализованный урок-игра Выбор книг в библиотеке читателями младшего школьного возраста (2 класс)


ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ УРОК-ИГРА
«Выбор книг в библиотеке читателями
младшего школьного возраста»
Б и б л и о т е к а р ь. Здравствуйте, дорогие наши читатели. Вы сегодня пришли в гости в удивительный дом. Кто знает, как этот дом называется? Правильно, это библиотека и живут здесь ваши друзья и помощники. Их здесь много и они очень интересные. Молчаливые, книги тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Подойдёт читатель к полке, возьмёт одну из них в руки, откроет первую страницу – начнёт книга рассказывать. (Библиотекарь открывает большую, красочно иллюстрированную книгу и начинает читать…)
«Жила-была девочка в одной деревне…» Ребята, вы догадались, кто написал эту сказку и как она называется? («Красная Шапочка») Правильно. А теперь слушаем дальше: «Эта крошка выросла в чашечке цветка…» А как эта сказка называется и кто её автор? Отлично. Давайте послушаем ещё:
У мальчишки-шалунишки очень длинный нос.
Деревянный, любопытный, много бед ему принёс.
Но жить наш смелый озорник
Без приключений не привык.
Кто же этот весёлый мальчик, сделанный из полена? Вот как много книг вы уже знаете! А сколько ещё незнакомых книг! Сколько замечательных историй они вам расскажут, стоит только захотеть. А найти интересную книгу вам поможет наша библиотека.
Вот это место, где я нахожусь, называется абонемент. Давайте вместе повторим это слово. Абонемент – это отдел, где книги выдают на дом. Такие книги вы можете читать две недели. Затем их надо вернуть, чтобы взять другие. Если хотите читать редкие или ценные книги, то для этого в библиотеке есть ещё специальный отдел и называется он – читальный зал. Давайте повторим.
- Здравствуйте. Гражданин, а вы кто?
К н и г о ч е й. Разрешите представиться: Книгочей Почитайкин собственной персоной, любитель книг и обожатель библиотеки.
Б и б л и о т е к а р ь. Вот и замечательно. Вы-то, уважаемый, и поможете мне рассказать о читальном зале.
К н и г о ч е й. С удовольствием. (Звучит запись песни о библиотеке)
Из читального зала книги на дом не выдают, их читают за столами. Вот так, как вы сейчас сидите. Здесь шуметь нельзя. Надо соблюдать тишину, чтобы не мешать другим читателям.
Б и б л и о т е к а р ь. Книгочей, а расскажите ребятам о том, как книги расставлены на полках.
К н и г о ч е й. Ребята, книги на полках стеллажей расставлены не по размеру и цвету. В библиотеке книги стоят по отделам. Я прошу вас пройти сюда. Здесь можно найти книги о природе, лесе, различных растениях, животных и птицах. Этот отдел включает в себя книги по естественным наукам. А здесь собраны книги по истории, культуре, языкознанию, искусству. Они принадлежат отделу общественных и гуманитарных наук.
Б и б л и о т е к а р ь. Но так как вы ещё совсем маленькие читатели, то для вас расстановка книг на полках – тематическая. Посмотрите: здесь есть указатели: «Сказки», «Друзья наши меньшие», «О природе», «Приключения и фантастика». (В библиотеку медленно и оглядываясь по сторонам входит Баба-Яга.)
Б а б а - Я г а. Вон сколько книг на полках! (Потирает руки.) И какие красивые! И большие, и маленькие – это очень хорошо. Люблю почитать, а то мне на печи от скуки хоть кричи. Только и слышу: «Баба-Яга – костяная нога!» Никто слова доброго не скажет. А на самом деле…
Про Бабу-Ягу говорят очень глупо:
Нога костяная, метёлка да ступа,
И взгляд очень злющий, и зубы торчком.
И нос очень длинный, и загнут крючком.
Я облик весь этот пред вами разрушу,
Прошу заглянуть в мою чистую душу.
Внутри я добра, весела, справедлива,
Конечно, не очень, но всё же красива.
Но скучно, я вам по секрету скажу,
Когда от безделья на печке лежу.
Б и б л и о т е к а р ь. Вот так гостья к нам пожаловала. Проходите, проходите сюда.
К н и г о ч е й. Здравствуйте, дорогая! Я думаю, что вы пришли к нам с добром.
Б а б а - Я г а. Ой, здравствуйте! Я-то к вам, зачем, думаете, явилась? Я-то за книгой пришла. Можно выбрать что-нибудь почитать?
Б и б л и о т е к а р ь. Можно. А что вы любите читать?
Б а б а - Я г а. А всё. (Баба-Яга подбегает к полкам, в растерянности останавливается.)
Ой, как много книг! А как вы запоминаете, где какая книга стоит?
Б и б л и о т е к а р ь. Дело в том, что практически невозможно запомнить местонахождение сразу нескольких книг. Надо знать систему расстановочных шифров библиотеки.
Б а б а - Я г а. Систему чего надо знать?
Б и б л и о т е к а р ь. Вот, посмотрите сюда. (Берёт в руки книгу и указывает на шифр.)
Каждая книга имеет свой адрес на полке. Это шифр. Он состоит из авторского знака и названия отдела. Для этого существуют специальные таблицы, которые помогают нам правильно расставить книги на полках. Книгочей уже показывал ребятам некоторые отделы библиотеки. Номер отдела можно увидеть на полочном разделителе. (Библиотекарь показывает полочный разделитель.)
Б а б а - Я г а. А что ещё нам может помочь выбрать книгу?
К н и г о ч е й. Есть ещё один помощник – это тематический иллюстрированный каталог.
Б и б л и о т е к а р ь. Каталог – это список книг, имеющихся в библиотеке. Но список необычный. Состоит он из множества карточек. А между ними – разделители. Глядя на красочные разделители, вы можете узнать, на какие темы в библиотеке имеются книги. Вот, например, «Сказки», «О детях», «О приключениях» и т.д.
К н и г о ч е й. А теперь, ребята, давайте посмотрим, что написано на карточках.
Б и б л и о т е к а р ь. На первом месте пишут фамилию автора, написавшего книгу, затем – заглавие книги, год, место издания, количество страниц. Обратите внимание на текст, который написан после всех данных более мелким шрифтом. Это аннотация. Давайте повторим.
Б а б а - Я г а. Слово-то какое сложное. Сразу-то и не выговоришь. Ан-но-та-ци-я. Правильно? А что это слово означает?
К н и г о ч е й. Аннотация – это краткое изложение содержания книги. Она написана так, чтобы вызвать интерес у читателей. Ребята, прочитайте, пожалуйста, несколько аннотаций.
Б а б а - Я г а. Очень интересно. Скажите, уважаемый Книгочей, а нельзя ли выбрать интересную книгу при помощи книжной выставки?
К н и г о ч е й. Конечно же, можно. Вот, например, книги о здоровье, книги-всезнайки, книги по искусству, о природе.
Б а б а - Я г а. Ребятушки, а давайте немного поиграем. Я вам начну читать стихи, а вы закончите в рифму. И обязательно хором! Ну, поехали!
Чтобы книжки прочитать
И шагать нам в ногу с векомМы пришли в ………. (библиотеку)
* * * * *
Чтоб домой с собой взять книжки,
И девчонка, и мальчишка,
В удобный для тебя момент
Приходи в ……….. (абонемент)
* * * * *
Хочешь многое узнать –
Умей книги выбирать.
Глянь направо и налево –
Стоят книги по ……… (отделам)
* * * * *
Здесь покой и тишина,
И порядок идеальный.
А зовётся зал - ……… (читальный)
* * * * *
Кто ещё во всём богатстве
Нам поможет разобраться?
Словно камень у дорог,
Самый главный ……… (каталог)
* * * * *
Не такая уж и мука книги с толком выбирать,
Это нужная наука, важно правила лишь знать.
К н и г о ч е й. Ой, какие молодцы! Всё поняли и всё запомнили. Ребята, а как вы думаете, что книги любят больше всего? Правильно, бережного к себе отношения.
Б а б а - Я г а. А можно я себе сказочку выберу почитать?
Б и б л и о т е к а р ь. Ну, конечно, бабушка. Проходите на абонемент. Заведём на вас формуляр и запишем книгу, которую вы выберете.
Б а б а - Я г а. Вот спасибо, милые. До свидания!
К н и г о ч е й. Приходите в гости к нам ещё. И вам, ребята, всего доброго.