Исследовательская работа на тему Свадьба села Мордовская Паевка

«Олимпиада- 2014»
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия дополнительного образования детей «Республиканский Центр дополнительного образования детей»

XIV Республиканская олимпиада по школьному краеведению
Номинация «Культурное наследие»

Тема работы:
«Свадьба села Мордовская Паёвка»
Подготовил:
Ерочкин Иван Васильевич,
учащийся 9 класса
МБОУ «Мордовско-Паевская СОШ»
РМ, Инсарский район,
с. Мордовская Паевка,
ул. Центральная, д. 53, 431416
РМ, Инсарский район,
с. Мордовская Паевка,
ул. Заречная, д. 34, 431416
т. 8-834-492-77-02
vanya.erochkin@mail.ru
Руководитель:
Ерочкина Лариса Николаевна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «Мордовско-Паевская СОШ»
РМ, Инсарский район,
с. Мордовская Паевка,
ул. Центральная, д. 53, 431416
т. 8-834-492-77-02
Larisa280372@yandex.ru
с. Мордовская-Паевка
2014 год

Содержание:
I. Введение .2
1. Цели, задачи, методы, объект
исследования............2-3
2.Актуальность..4-5
II. Основная часть.6
1. Рьвянень вешемась - выбор невесты. ...7
2. Рьвянень симомась- окончательный сговор( пропой)...8
3. Подготовка к свадьбе 16
4. Позялонь путома – назначение дня свадьбы...17
5. Стирень банясь – девичья баня ..16
6. Свадьбань шитне – свадебные дни ..21
7. Васенце( венцямань шись)- первый ( венчальный день)11
8. Женихть куду свадьбань поездть мрдамац-возвращение
свадебного поезда в дом жениха15
9.Послесвадебные обряды.
10. Меки потафтомась-отгостки
III. Заключение.18
IV. Список использованной литературы19
V. Приложение.20









I Введение
Каждый из нас стремится в окружающий мир. А знакомство с ним начинается с самого близкого – с нашего дома, с нашей улицы, с нашего села. Нам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо знать, не только настоящее, но и прошлое. Каждый должен знать и помнить семейные традиции. Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у нас был родной дом. А отношение к памятникам истории и культуры показатель нашей духовной зрелости. Исследование о происхождении названия нашего села пробудило во мне интерес к изучению культурного наследия, творчества жителей родного края и культурной жизни моей малой Родины. Поэтому я стал исследовать обрядовую культуру жителей нашего села Мордовская Паёвка. Ведь как мы будем относиться к национальному, историческому наследию, таким будет отношение к нам наших детей и внуков. Сейчас на переломе эпох, когда стремительно меняется жизнь, необходимо не растерять наш богатый культурный фонд, культурную среду, так нужную для духовной жизни и понимание ответственности перед людьми минувшими и перед будущим поколением.
Цели исследования:
1. Расширение и представление духовной жизни нашего села;
2. Развить бережное отношение к культуре своего народа;
3. Сохранить памятники культуры и истории своего народа.
Задачи исследования:
1. Изучить культурное наследие жителей села;
2. Возрождение и сохранение традиций мордовской культуры;
3. Анализировать и систематизировать полученные знания;
4. Расширить знания об истории села, его традиции, обряды;
5. Изучить культуру и быт народа;
6. Выявление, собирание и введение краеведческих материалов о памятниках истории культуры нашего села;
Методы исследования:
1. Научно-поисковые:
- проведение опроса и бесед с жителями;
2. Аналитические:
- анализ и синтез собранного материала;
3. Систематизирующие:
- систематизация полученных данных;
4. Практические:
- компьютерная презентация.
Объект исследования:
-Культурное наследие моей малой Родины.
Актуальность исследования.
В современных условиях четко наметилась тенденция возрождения национальных традиций, обычаев и обрядов, имеющих глубокую социальную значимость. К ним относится свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания такой важной составляющей общества, как семья, сформировавшейся в ходе исторического развития.
В работе исследуется обычаи, обрядовые культуры, песенные традиции жителей села Мордовская Паёвка. Каждое село имеет свои особенности в обрядах, в традициях. Тяжела и опасна была жизнь наших предков. Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы и как мог, старался сохранить семейные традиции. Сейчас почти все забыты старинные причитания невесты, но свадебные обычаи и связанная с ними поэзия – это ценный материал откуда мы узнаем о прошлом нашего народа, о его традициях и обрядах по сей день. А прошлое нашего народа забывать нельзя. А выявленные и собранные источники о памятнике истории культуры поможет сохранить историческую память села.
Стоит заметить, что народное искусство оттачивалось столетиями и практически лишено безвкусицы, потому что искусство создавалось всеми и для всех, в рамках многовековых традиций.
Единство представлений о красоте определяло единство художественного стиля, и это, как, броня, защищало народное творчество от пошлости.
Мордовская свадьба помогает увидеть красоту обычаев, традиций мордовского народа. Описание мордовской свадьбы сделано мною со слов жительницы села Салиной Пелагеи Николаевны (1925 г.р.), Ерочкиной Марии Андреевны (1938 г.р.) и Адышкиной Натальи Николаевны(1923 г.р.). Всю свою жизнь они прожили в селе Мордовская Паёвка. Здесь они родились, выросли, выходили замуж, растили детей и теперь уже внуков, правнуков и даже праправнуков. Всю свою жизнь, все самые яркие и большие события они хранят в своей памяти и передают её нам, следующим поколениям. Безусловно, обряд мордовской свадьбы запомнился им больше всего, так как это несравнимое ни с чем по своей красоте и великолепию событие их жизни.
II.Основная часть
Старинная свадьба у многих народов, в том числе у мордвы, была сложным и красивым обрядом, который длился несколько дней. Свадебный обряд означал не только вступление в брак юноши и девушки, переход их в другую возрастную группу, но и заключение родственного союза между двумя большими семьями.
Причитания на мордовской свадьбе – одно из самых ярких обрядов.Вместе с тем игровой характер свадебного ритуала несомнен. Наряду с термином «свадьба ила ётафтомс» (справлять свадьбу) употребляли словосочетание «свадьба ила тиемс». Этим подчёркивалась не только зрелищность свадьбы, но и обычай исполнять обряды, составляющие в своей совокупности свадебный ритуал в определенной последовательности и известные сроки, а также точно знать, когда, что и как петь, причитать и говорить. Исполнение всего мокшанского, свадебного ритуала занимало две-три недели, иногда и более. При этом обряды располагались не равномерно по трём этапам:
1. Предсвадебные обряды – сватовство, сговор, смотрины, подготовка невесты к свадьбе («позялонь путома илась»).
2. Свадебные торжества - приезд свадебного поезда в дом невесты, венчание, возвращение свадебного поезда в дом жениха, пиршества, укладывание молодых спать, проводы горных.
3. Послесвадебные обряды - «отгостки» (меки потафтома илатне), посвятительные обряды.
На современной мордовской свадьбе нашего села уже не соблюдаются такие обряды как причитания невесты, расплетение косы и многие другие. Одновременно упрощается свадебный ритуал, теряет прежнюю четкость, переосмысливаются многие сохранившиеся обряды, оттеняя шуточную развлекательную окраску (знакомство родственников невесты с хозяйством жениха).
1.1. Рьвянень вешемась - выбор невесты.
Выбор невесты или жениха почти всегда определяли родители молодых. При выборе невесты всегда учитывали добрую славу рода девушки, трудолюбие, состояние её родителей. Говорилось: « Васенда ванк родонц, сяльде одонц»
(Сначала узнай её род, тогда сватайся). Если невеста нравилась им, то они начинали готовиться к свадьбе, хотя невеста об этом ничего не знала. Старинная мордовская свадьба начиналась со сватовства невесты. Родители жениха в один из «лёгких» дней (воскресенье, вторник, четверг) приглашают к себе родственников и объявляют им о выборе невесты своему сыну. Вместе они тщательно обсуждают все обстоятельства выбора и, по одобрению его всеми родственниками, начинают молиться богу домашнему и предкам о помощи в задуманном деле. По окончании моления брали хлеб, четверть вина и отправлялись в дом невесты. Совершалось это поздно вечером, чтобы чужие не могли видеть их, перейти дорогу и невольно расстроить задуманное дело. Особенно нежелательно было, чтобы встречный спросил: « Куда идёте?» Считалось, что тогда удачи не будет. Придя в дом невесты, сваты говорили такие слова: «ищем ярку, слыхали, у вас есть, пришли её смотреть», « Тинь од стиренте цебярь, минь од цёраньке тожа цебярь. Давайте аратама сватокс и сиптяма винада». ( Ваша дочь – невеста хороша, наш парень тоже хороший. Давайте станем сватьями выпьем вина»). Родителям невесты полагалось упрямиться, как бы они ни были рады такому предложению. Девушка – невеста, прятавшаяся всё это время выходила и говорила « Как отец и мать, так и я: воля их».
При сватовстве решалось, что должна взять с собой невеста из родительского дома в дом мужа, количество подарков.
В настоящее время, в силу того, что молодые сами договариваются о женитьбе, сватовство как обязательный обряд свадебного ритуала приобретает лишь символический характер. Жених и его близкие родственники приходят в дом невесты, чтобы оговорить срок свадьбы. Элементы сватовства сохраняются до сих пор. Например, сваты, как и прежде, начинают разговор из далека.
1.2. Рьвянень симомась- окончательный сговор( пропой)
Родственники жениха приезжали на окончательный сговор (пропой) (от 7 до 15 человек). Их подводы были украшены разноцветными лентами, колокольчиками. В дом невесты собирались её ближайшие родственники. Невеста с ближайшими подругами находилась в чулане или за занавесом. Мать жениха шла туда смотреть будущую сноху, девушки не впускали её, требуя подарка – выкупа. Мать жениха давала монетки и проходила в чулан или занавес, одаривала сноху.
Мать невесты дарила родителям жениха от имени невесты по рубахе, остальным платки и полотенца. Невеста со своими подругами кланялась в ноги каждому, которому дарили подарок и подносили вино. После раздачи подарков гостей приглашали к родне невесты.
2. Подготовка к свадьбе
Время с момента посватанья невесты до дня свадьбы могло длиться от двух – трех недель до трёх месяцев. За это время стороны должны были полностью подготовиться к свадьбе: запастись продуктами, вином, приготовить подарки и т.д.
В доме невесты заканчивалось шитьё приданого. Особенно много времени требовало приготовление подарков. Чтобы сыграть среднюю свадьбу, невесте необходимо было иметь 15-20 вышитых женских рубах, примерно столько же мужских и большое количество полотенец, платков и т. п. Поэтому свадебные подарки, как и приданое, готовились годами. По количеству и качеству подарков судили о трудолюбии невесты. Между тем она имела весьма мало времени для работы на себя: зиму и лето она работала по хозяйству наравне с другими членами семьи и только в апреле-мае выкраивала время работать на себя. Эти месяцы так и назывались -«ащема пинге» (время сиденья). Покупать подарки было не принято. Лишь в начале xx века часть этих даров (мужские рубахи, платки) стали заменять купленными. И все же одна невеста не успевала приготовить все необходимое. Поэтому после «пропоя» к ней собирались подружки, которые по обычаю считали своим долгом помогать сосватанной подруге и за свой труд ничего не требовали, довольствуясь угощением и подарками. Мать невесты собирала сундук для дочери (сначала мать очищала сундук от нечистой силы, зажженной лучиной, затем клала хлеб, монеты, полотенце, лапти, ложку и тарелку).

2.1.Позялонь путома – назначение дня свадьбы.
Назначать день свадьбы приезжали родители и родственники жениха на двух подводах (5-7 человек). К приезду родственников жениха родители невесты приглашали своих родственников. Все они помогали внести в дом привезенное сватьями. Отец жениха ставил на стол лагун браги (путы пазял).
Перед тем как сесть за стол угощаться, совершали общее моление. Мать невесты и мать жениха произносили молитву (озондома).
Перед отъездом гостей сваты договаривались о деталях свадьбы, сколько дней будет она продолжаться, сколько гостей будет с той и с другой стороны, сколько подвод приедет в составе свадебного поезда и т. д. Гости уезжали, и с этого момента начинался канун свадьбы - самый напряженный этап свадебного обряды в доме жениха и в особенности в доме невесты.
Этот обряд сохранился в измененном виде до сих пор. Мать жениха приходит в дом невесты перед свадьбой с маленьким мальчиком (обязательно мальчик). Перед тем как сесть за стол угощаться, совершают общее моление. Мать невесты и мать жениха произносят молитву (озондома). Мать невесты одаривала мать жениха, мальчику давали подарок, обычно рубашку. После угощения подруги невесты вместе с матерью жениха отправлялись в дом жениха, приносили рубашку и занавески (навезонь и панаронь кандома). Занавески были ручной работы, вышиты. Для кроватей приносили подзоры, расшитые полотенца на иконы. Там девушки просили выкуп, друзья жениха старались украсть занавески. После девушки снимали висевшие на окнах занавески вешали принесённые невестины занавески и вручали рубашку жениху. Жених в этой рубахе должен поехать за невестой. Но, к сожалению, этот обычай практически забывается.
2.2. Стирень банясь – девичья баня
Предсвадебный день у обеих сторон назывался днем топки бани. В этот день в доме невесты с утра собирались ее подруги и приглашенные стряпухи. Утром, перед тем как отправиться с подругами к родне угощаться, невеста посылала свою тетку или жену старшего брата топить баню, в которой к вечеру ей предстояло мыться в последний раз в девичестве. Подруга снимала накосник (сёрал), расплетала косу. Заплетали в две косы. Еще в 80-е годы обычай сохранялся в изменённом виде. Невеста дарила красивую ленту девочке со стороны жениха, как бы прощаясь с девичеством.
Пока топилась баня, невеста вместе со своими подружками-помощницами посещала близких родственников, угощавших их. Она прощалась с их домами и приглашала их на свадьбу.
2.3..Свадьбань шитне – свадебные дни
Васенце( венцямань шись)- первый ( венчальный день)
Невеста была центральной героиней только среди участников-женщин, и то только в доме отца, хотя все действия сосредоточены вокруг нее. Она исполняла наибольшее количество причитаний, в которых оплакивало своё девичество, прощалось с семьёй, жаловалось на горькую судьбу.
Девушки из рода жениха рано утром шли вдоль села с пением песен, приглашая родственников на свадьбу. Отец жениха брал икону - а мать каравай хлеба и благословляли ими сына и поезжан (кудатнень). Затем икону передавали торонь кандыти (дружке, обычно им был муж старшей сестры жениха), а свадебный каравай – свахе. Тор- ритуальный нож на свадьбе, которым отгоняли злых духов. Все выходили к подводам. Девушки и женщины пели. Повозка жениха, очень нарядная с колокольчиком, обычно ехала прямо в церковь и ждали возвращения свадебного поезда с невестой. Впереди свадебного поезда ехал мужик на лошади (казак). На лошадь накидывали красивое покрывало, гриву и головной убор казака украшали различными красивыми лентами. Он извещал что едут за невестой. Казаку подносили стакан вина, как угощение за хорошую весть: за невестой едет жених. Он выпивал, а пустой стакан разбивал о дверь невестиного дома (на счастье). Свадебный поезд останавливался против дома невесты на дороге. К дому невесты собирались толпы односельчан чтобы посмотреть жениха, сваху и других поезжан, даже если они из своего села. Родственники невесты бежали к воротам, чтобы задержать поезжан и заставить платить «за ворота».Поезжане: « Панжесть наксада кер ортанятнень! Нолдасть баяр лаца кудатнень»( Откройте гнилые ворота. Пропустите поезжан, которые похожи на бояр).
Подружки невесты отвечали ( высмеивали поезжан) :
« Ня кудатне куване састь?
Лоткова – пандова,
Кафта панда ёткова.
Авакуда тят уда!
Шалхкце таргай три пуда! Мес пяк оцю пряце?
Корож мархта полафтыть
И лишь после того как поезжане давали деньги открывали ворота. Девушки старались украсть с поезжан шапки, чтобы обшить их разноцветными лентами, за что должны поезжане будут расплатиться.
Мать жениха и мать невесты три раза обменивают хлеб. По обычаю, прежде чем сесть за стол, родственники желают молодым добра и хозяин дома разрезает хлеб.Авакудась( мать жениха) начинает петь:
«Мезенкса учендонь тячиень шинять очижикс,
Мезенкса юмафнень вай тундань опа венятнень,
Сёлак, вай сёлак Иванонь Марянесь,
Иванонь Марянесь аля рьвянень тиентьф палянесь Маря симонди сире Пецюраса кабакса, Кабакса, кабакть инголе пастафса
(Как долго ждала этот день, когда ко мне в дом придёт невестка)
Приводят невесту, она не наряжена в свадебное платье. На ней венчальное платье. В платье на уровне груди ей втыкают иголки, чтобы её не сглазили, не навредили ей колдуны. Поезжане (кудатне) хвалят невесту. Мать невесты одаривает родственников жениха. Поют песню невесты:
«Туян, туян, тядяняй, Уйду, уйду матушка
Туматке ведь туян, Уйду, обратно не приду.
Туян ёфси аф саян. Только очень жалко мне
Аньцек пяк ужяль Моего родного дома.
Кудонгольце горенцясь,
Ляпе сери вастозе.
Подруги невесты просят от атякуда (отца жениха) выкуп за сундук с нарядами невесты. После выкупа сундук невесты выносят и кладут на отдельную повозку.Невесту благословляют мать, отец и крёстные. Родители невесты в первые два дня не гуляли на свадьбе. Они оставались дома со своими дальними родственниками. Невесту выводил из дома торонь кандысь(дружка), за ними выходили архцява ( обычно была жена старшего брата невесты) и остальные родственники.Все повозки одна за другой выезжают со двора. Проехав метров 60, поезд останавливается, «вперёд ходящий» (ходок) с иконой и дружка (торонь кандысь) с кнутом и ножом три раза обходят все повозки. Около повозки невесты дружка ножом делает крест и щелкает кнутом, огораживая её от злых сил. После этого поезд направлялся в церковь. Этот обычай сохранился до сих пор.
Венцяма илась – венчание.
Когда свадебный поезд останавливался у церкви, невесту вели сперва в сторожку, где её уже ждёт жених с крестным отцом и другими родственниками. (Родители жениха в церковь не заходят). Икону невесты ставят к богородице, икону жениха – к спасу и зажигают перед ними по свече. Когда молодые подходят к аналою, арьхцява стелет им под ноги кусок холста, и люди смотрят: кто первым ступит на холст, тот и будет верховодить в доме. Смотрят и на свечи в руках у молодых – у кого свеча быстрее сгорит, тот меньше проживёт.
После венчания свадебный поезд возвращается с невестой в дом жениха. Молодых встречала умелая старуха, она святой водой освящала молодых,бросала через молодых узелок с хмелем, пшеном и кольцом (символы здоровья, богатства и счастливой жизни), приговаривая:
Эряда павазуняста,
Фалу шумбраняста.
Комлятнень лаца
Улест тёжденят тевонте.
Шачест лама сёронте,
Касост лама цёранте.
Затем все входили в избу, где накрыто несколько столов. Одним из обязательных элементов национальных блюд было брага из свеклы поза, ставшая национальным напитком. С ней связан сбор лесного хмеля. Эта добавка во многом и определила оригинальность народного напитка, который олицетворяют с бодростью и здоровьем. Авакуда из рук арьхцява принимает икону и ставит в божницу. Гости усаживались, а молодые останавливались перед печкой (мргав). Печь играла главную роль в пространстве избы. Печь обогревала всех долгими зимами. Наверху спали старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы. Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе. Здесь висели образа (иконы) и лампадка, проходили за столом трапезы семьи, сюда во время уборки урожая ставили первый и последний сноп, желая благополучия дому.
Потом дают невесте подержать ребёнка и говорят: «На-ка, рьвяне, шабаня,на-ка таза цёраня. Киртьке сонь хоть аф ламос, штоба тонга шачфтолеть лама иднят- цёранят». Невесту уводили в дом соседей и там наряжали. Одевание происходило с помощью подруг. На невесту наряжали праздничный свадебный костюм (мокшень панар). В свадебном платье имелись свои особенности. Головной убор состоял из платка с венком из утиных перьев виде завитка (пря руця и коняфкс утань кудря мархта), потому что утка символизировало зарождение жизни у мордвы. На невесту надевали пять - семь рубах с красивыми каймами (панар веете петькс мархта), передник тоже был особенным и назывался куднянь сапоня. Особенную самобытность костюму придавали многочисленные украшения: пояс-каркс, поясные подвески- цёконят, сюлгам, комбоня (пелерина),баяравань кргане, кичкор кргане ( бусы с колокольчиками или бубенцами, ожерелье из медных пуговиц или монет), чересплечные детали (крёскале), которые крест – накрест спускались от плеч к бедрам. Обувь тоже была праздничной: сапоги со сборами (срмаф мархта кямот). «Вперёд ходящий» зовёт провожатую и просит выручить невесту. Он с родней жениха идет в дом к соседу. Берет невесту и ведет к жениху.Заводя в дом все кричали: « Рьвяне сувась – куд пяшкодсь» (невеста вошла – дом пополнился). Арьхцихне поют песню « Удалакшнесь козять Маврац».
Удалакшнесь козять Маврац сон шачемняда. ( Удалась девушка и красотой и
Шачемняда касомняда сон серьса – пондса и характером)
Дальше было наречение невесты (рьвянень лемдемась). Приносили свадебный хлеб, привезенный из дома невесты и приглашали невесту, стоящую перед печкой, к переднему столу. Невесту приводили к столу поднимали каравай жениха над её головой и, дотрагиваясь до спины невесты произносили все четыре имена снох – «мазяй» (мазы - красивая женщина), «павай» (павазу-счастливая ), «вяжей» ( младшая), «тязяй» (значение утрачено). То имя, которым из них положено нарекать невесту, произносили три раза. Этим именем и будут называть молодуху до смерти.
Потом начиналось взаимное одаривание. При вручении подарков молодые должны были кланяться. Дальше обязательным элементом были капризы арьхцявы - посаженной матери. (арьхцявать тарандомонза). Дальше арьхцява выходила из-за стола и говорила чтобы заставили её плясать.
Второй день свадьбы назывался «пачань пидема ши» (день печения блинов). Кудава (мать жениха) и жених отправлялись приглашать родителей и родню невесты. Отправлялись в дом жениха близкие родственники на невестины блины. Когда невеста начинает печь блины, дружка незаметно старается украсть сковородник, чтобы вытащить из печки недопеченный хлеб и голыми руками положить на стол. Этот блин делили по кусочку всем. Если ему не удается, то считают, что невеста бойкая. Невеста одаривала женщину-стряпуху. Также был обычай (сохранился и поныне) закрыть трубу и чтобы дым вышел в дом. Человека, закрывшую трубу, невеста также одаривала.
После блинов невеста должна была подмести пол, а мусор оставить в уголке.
(этот обычай означал, чтобы невеста не должна выносить «сор» из избы).
Особенно большой интерес представляет посвятительный обряд, совершаемый, в честь богини воды, «эшень няфтема». Жених с невестой должны были принести воды. Гости закрывают колодец, жених должен достать воду, но этому припятствуют участники ритуала. Для того чтобы открыть колодец невеста одаривает всех участников. Дарила полотенца вышитые собственноручно.
Исполнялся обряд «бабань прафтома» (сваливание старухи). Этот обряд сохранился до сих пор. Около крыльца свалят свекровь и идут звать невесту, чтобы её подняла. Приходит она с вином и стаканом, чтобы выкупить то место, где лежит свекровь. Невеста пытается поднять и не может, потому что она не встаёт, притворяется пьяной. Невеста до устали старается, делая веселое выражение лица, чтобы не показать злой характер. Наконец поднимает её, подносит вина и ведет домой.
На третий день приглашали гостей к близким родственникам жениха. Жених с невестой в этом гулянье не участвуют, а остаются дома.
3.Послесвадебные обряды
3.1 Меки потафтомась-отгостки.
Через день или два, а то и позже по согласию обеих сторон за невестой приезжали её родители и близкие родственники. Начиналось свадебное угощение. Невеста и жених были по-прежнему в свадебных нарядах. Мать невесты одаривала их. Невесту увозили в дом родителей и она находилась три дня. Потом за ней приезжали и увозили в дом жениха.

У мордовского народа много традиций они определяют быт, культуру, нравственные отношения между людьми.
III.Заключение.
Проанализированный материал позволяет сделать вывод о том, что свадебно-обрядовая поэзия мордвы является важнейшим разделом культуры этноса, в котором проецируются практически все основные стороны его жизни. Свадебный обряд и фольклор проливают свет на процессы становления духовной культуры народа, исторические связи и духовную общность с другими этносами; особенности формирования и функционирования устной поэзии, мифологии, верований.
Величайшей из основ, на которых держится культура – это сила памяти.
В созидании культуры всегда участвовали многие поколения мордовского народа. Это важнейший творческий процесс, запоминалось то, что нужно.
Собирая по крупицам традиции, обычаи, сложится целостная картина могучих национальных корней. И наш долг сохранить это наследие. В настоящее время многое изменилось в жизни народа, изменились его традиции, песни. В настоящее время наиболее распространён сокращенный вариант традиционной мордовской свадьбы, сохранившей отдельные элементы, многие из которых приобрели новое содержание. На сегодняшний день свадебные традиции утратили прежнюю строгость, однако, многие из них дошли до нас практически в неизменном виде: это благословение родителей, пожелания ко Дню Свадьбы родственников и друзей, свадебный каравай, посыпанный солью, обряды выкуп невесты. Современность привнесла в празднество новые обычаи - бросание букета или подвязки невесты, выпускание в небо белых голубей, романтический танец молодоженов. Исключительная важность семьи и многообразие ее функций в жизни, обусловили сложность свадебного церемониала. Как историко-культурный, фольклорно-этнографический феномен свадьба воплощает в себе существенный пласт устно-поэтического и художественного наследия народа, отражает его религиозные взгляды, древнее мировоззрение, представления о семейной жизни, морально-этические нормы и нравственные принципы, а также музыкально-поэтический талант. Свадебный обряд и фольклор ключ к пониманию многих явлений бытовой, общественной жизни этноса в прошлом.
Сейчас забыты старые причитания невесты, песни свахи. Но свадебные обычаи и связанная с ними поэзия – это ценный материал, откуда мы узнаем о прошлом нашего народа, о его традициях и обрядах по сей день. А прошлое нашего народа забывать нельзя.
В нашем селе также сохранились и песенные традиции. Необходимо отметить, что песня для мордовского народа издавна является спутницей его жизни, его труда и отдыха. Как один из самых распространенных жанров фольклора песня у мордвы исполнялась во время полевых и домашних работ, на общественных праздниках, во время свадебных и других обрядов в которых участвовали все возрастные группы населения. Фольклор – это душа народа, его история. Обращение к глубинным корням национальной культуры – наш этический долг перед потомками, для которых мы должны бережно сохранять бесценное наследие прошлого, чтобы можно было его изучать и творчески развивать.



IV. Литература
1. Мокшин, Н. Ф. Религиозные верования мордвы: историко-этнографические очерки / Н. Ф. Мокшин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998.
2.Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 18 т. Т. 6, ч. 2. Мокшанская свадебная поэзия. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975.
3. Полевые материалы автора. Записано со слов Адышкиной Натальи Николаевны 1923 г. рожд. в с. Мордовская Паёвка в 2014 г.
4. Полевые материалы автора. Записано со слов Салиной Пелагеи Николаевны 1925 г. рожд. в с. Мордовская Паёвка в 2013 г.
5. Полевые материалы автора. Записано со слов Ерочкиной Марии Андреевны 1938 г. рожд. в с. Мордовская Паёвка в 2014 г.
6. Полевые материалы автора. Зафиксировано на свадьбе Лобанова Евгения Николаевича в с. Мордовская Паёвка в 1913 г.
7. Полевые материалы автора. Записано со слов Вельмяйкиной Зинаиды Ивановны 1964 г. рожд. в с. Мордовская Паёвка в 2013 г.