Практикум. Правовая игра «Подросток и закон». Мой взгляд.


Правовая игра« Подросток и закон». Мой взгляд.Цель игры: ознакомить подростков;
с Конвенцией о правах ребенка;
с основами российского законодательства;
с правовыми терминами;
с типичными правонарушениями среди несовершеннолетних
выработать умение ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
Оформление: три стола и стулья для участников команд .Наглядные материалы:текст Конвенции о правах ребенка;
листы бумаги;
ручки;
плакат с правовыми терминами. Подготовка и проведение игры
1. Представление команд, экспертов, болельщиков.Ведущий. Сегодня мы представляем правовую игру «Подросток и закон. Мой взгляд» .
Целями сегодняшней игры являются: знакомство с основами российского законодательства, фиксирование в вашем сознании образного представления о Конвенции по правам ребенка. Мы вместе с вами проанализируем типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выясним причины этих правонарушении и укажем способы поведения в критических ситуациях.
Сегодня в нашей игре принимают участие команды « Юрист», «Адвокат», « Закон и порядок».
Оценивать выступление команд будет экспертное жюри.
Действие 1Ребята, поднимите руки те, кто знаком со своими правами?
Перечислите свои права.
В каком документе зафиксированы права ребенка?
Действие 2.Напишите на листе бумаги жизненную ситуацию, в которой, по вашемуМнению, были нарушены ваши или чьи-то права, а вы были очевидцем.Дается две минуты.
В этот момент- вопрос болельщикам: «Кто считает, что его права нарушаются? Поднять руки».
Собрать все ситуации в общий банк. Каждая команда вытягивает из банка один из вариантов с проблемной ситуацией.
Прочитать написанное и ответить на следующие вопросы:
Какие права ребенка нарушены, с вашей точки зрения, в данном случае?
Каким способом можно восстановить нарушенные права?
Кто может помочь в этом?
Действие 3.Ребята в процессе правовой игры нам приходится пользоваться правовыми терминами. Какие вы знаете правовые термины?Каждая команда называет правовые термины ( 2 слова-1 балл)Вывешивается плакат с правовыми терминами. Команды по очереди читаютпо три термина, затем плакат убирается.
ПРАВО, СВОБОДА, ЗАКОН, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЛИДЕР, НАРУШЕНИЕ, ДЕЛО, КОДЕКС, КОНВЕНЦИЯ, РЕШЕНИЕ.
Задание: Командам предлагается на листе бумаги написать запомнившиеся Термины. Дается 2 минуты. Листья собрать (2 слова-1 балл)
Действие 4Сейчас мы узнаем, умеют ли команды работать с правовыми документами.Каждой команде предлагается 2 карточки и тексты Конвенции о правах ребенка.
Задание. Определить , какая статья Конвенции подходит к каждой из картинок и сообщить свое решение (2 минуты). Через 2 минуты команды показывают залу картину и зачитывают статью по Конвенции (за верный ответ 3 балла).
Действие 5Сейчас на сцене будут разыграны ситуации, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Каждая команда должна оценить данные действия, найти верное решение и поделиться своими мнениями с залом.Это задание оценивается по пятибалльной системе. За существенное дополнение другая команда может получить несколько баллов.
Ситуация №113-летний Юрий и 16- летний Ваня пришли устраиваться на работу.Директор фирмы беседует, интересуется, чем они занимаются, что могутделать, принимает их, подписывает заявление, трудовой договор, назначаетвыход на работу в понедельник к 9:00
Вопрос. Имеют ли право несовершеннолетние трудоустроиться?Ответ. ДА. Несовершеннолетние с 16-лет может быть признан дееспособным, если работает по трудовому договору. При этом родители не несут ответственности за него. Статья 6З. ТК РФ.С 13 лет ТК РФ запрещает трудоустраивать подростков.
Ситуация №2Олег хвастается перед другом: « Мне 12 лет, а я уже зарабатываю, имею карманные деньги. Друг мой тоже занимается предпринимательской деятельностью, большой доход имеет, только не ленись.
Вопрос. Имеют ли право Олег и Алексей заниматься предпринимательскойДеятельностью?
Ответ. С согласия родителей подросток с 16-ти лет может заниматься предпринимательской деятельностью, при этом родители не несут занего ответственности Статья 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельномогут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Всеостальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей.Статья 28 ГК.
Ситуация №3Два подростка-школьника, им по 13 лет, и студент-17 лет решили украстьмагнитофон, но их задержали и отвели в милицию. По дороге школьникипытаются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им ничего не будет.
Вопрос. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?
Ответ. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления с 14 лет, Статья 24 УПК. Если правонарушитель не достиг 14-ти лет, то уголовная дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защиты их прав.
Действие 6.Зачитываются три ситуации. Командам дается время для их обсуждения иколлективного поиска ответа. Кто прав, кто виноват?
Ситуация 1.Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает замечание.Подросток огрызается: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет.
Вопрос. Прав ли он?Ответ. Статья 192 ТК РФ гласит, что за нарушение трудовойдисциплины администрация применяет следующие взыскания:1. замечание,
2.выговор,
3.увольнение по соответствующим основаниям.
Ситуация 2На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественныйпорядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Можно ли наказать этих подростков?
Ответ. Это расценивается как легкое хулиганство.
Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан. Это легкое хулиганство и за него предусмотрено:-наказание исправительными работами до года,-арест до 6 месяцев,-лишение свободы до 2-ух лет.Статья 213 УК РФ.
Ситуация 3.Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв, ушли. Кто-тоИх видел и рассказал об этом милиции.
Вопрос. .Будут ли ребята наказаны?
Ответ. Наказание не последует, был добровольный отказ от преступления
Статья 31 УПК.
Если была порча имущества (замок), то потребует возмещения стоимости испорченного.
Действие 7Вам предстоит узнать по описанию знаменитых героев популярных фильмов, назвать кинокартины, в которых встречались эти герои.
Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРЕ. Гонялся за «Черной кошкой». Считал, что вор должен сидеть в тюрьме (Глеб Жиглов)
Самый деятельный, неустрашимый из всех .агентов. У него есть свой номер и любые препятствия для него - пустяк. (Джеймс Бонд.» Агент 007), «Живи и дай умереть», «Лицензия на убийство»
Живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе.Его любимый инструмент- скрипка. Его любимая опера-«Волшебнаяфлейта». (Шерлок Холмс)
Действие 8Обьявление итогов игры, вручение призов. От всей души желаю вам, чтобы ввашей жизни было как можно меньше правовых поблем, а если они возникнут, имейте в виду, что в Профессиональном училище №4 работает постоянно действующая социально- педагогическая служба для оказания правовой помощи учащимся и родителям.
АНКЕТАУровень правового сознания учащихся.Ваш пол и возраст?
а)мужской,.лет.
б)женский лет.
Интересует ли Вас информация, касающаяся Ваших прав?Если да, то почему?
Получаете ли Вы информацию о своих правах.
(Отметьте, пожалуйста, в каждой строке).
ДА НЕТ
а) в семье б) в училище -
в) по телевидению, радио, в газетах. г) в компании друзей д) другое (напишите) Отметьте основные имеющиеся (на Ваш взгляд) у вас права.
право на жизнь:
право на свободу слова;
на свободу действии;
право на личную неприкосновенность;
право на образование;
право на отдых;
право собственности;
право на безопасность;
авторское право;
право на свободу совести (вероисповедания);
право на свободу выбора;
другое
Знаете ли Вы о существовании Конвенции о правах ребенка, принятой ООН?
а) даб) нет
Считаете ли Вы, что Ваши права нарушаются? Если да, то какие?
Если Ваши права нарушаются, то где это происходит чащеВсего?
а)в учебном заведении;
б)в иных государственных учреждениях;
в)в семье;
г)среди друзей;
д )В общественных местах;е) другое .
Будете ли Вы настаивать на соблюдение своих, если при этом будутУщемлены права другого человека?
-да
нет
незнаю.
Какие нерешенные проблемы и трудности есть современныхучащихся?
проблемы в отношениях с учителями;
большие нагрузки в училище;
алкоголизм, курение, наркозависимость;
сиротство, безнадзорность, беспризорность детей;
психологические проблемы;
несоблюдение прав детей;
финансовые проблемы;
проблемы в общении со сверстниками;
непонимание со стороны родителей;
незнание собственных прав;"
нет никаких проблем;
не знаю.
Какие пути решения этих проблем Вы могли бы предложить?
Кто, по Вашему мнению, мог бы помочь в защите Ваших прав?
государство;
семья;
учителя;
психолог;
социальный педагог;
адвокат;
милиция;
специальная служба;
никто;
незнаю.
БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!