Правовая игра Закон и Я (6-8 кл.)

Цель: формирование у подростков правовой культуры, становление общественно активной, социально компетентной личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободу человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их.
Задачи:
закрепить и обобщить знания учащихся о гражданско-правовых нормах законодательства и правовых терминах;
формировать понятие о преступлении и правонарушении, об уголовной и административной ответственности, умение прогнозировать последствия своих поступков;
воспитывать уважение к законам, культуру поведения;
Форма проведения: правовая игра.
Тип занятия: обобщение и закрепление знаний.
Материалы и оборудование: Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word; для команд: Контрольные листы, ручки, карандаши.
Ход занятия:
Педагог: Добрый день, дорогие друзья! Мы приветствуем всех собравшихся в этом зале на игре «Закон и я». Сегодня наша игра посвящена правовым знаниям и законам. Думаем, что все собравшиеся с интересом и пользой для себя проведете здесь время, будете активными участниками мероприятия. Я хочу вам пожелать, чтобы в течение сегодняшней игры у нас не было места несправедливости, а была только честная и законная игра.
Суть игры в том, что вам необходимо покорить форт Кодекс. А для этого вы должны добыть 6 ключей. Каждый из ключей откроет по букве из слова «Кодекс» и тогда форт будет покорен. Представьте, что сейчас вы все находитесь в морском порту, где на причале стоит корабль, готовый к отплытию, но на нем отсутствует команда и нам сейчас необходимо ее набрать. Я попрошу встать всех, кто себя уважает.
Встают все, кто себя уважает.
Педагог: Теперь, из тех, кто встал, я прошу сесть тех, кто бывает в себе неуверен.
Садятся те, кто бывает в себе неуверен.
Педагог: Их тех, кто остался, я попрошу поднять правую руку интересных людей.
Правую руку поднимают интересные люди.
Педагог. Ну а сейчас, я попрошу зааплодировать тех, кто считает себя лидером.
Два человека, которые зааплодировали себе первыми, выходят на сцену.
Педагог. Прошу любить и жаловать наших лидеров, именно они и станут капитанами команд. Капитану нужен помощник, поэтому он сам назовет имя человека, с которым ему хотелось бы быть в одной команде. Тот, чье имя прозвучит, должен будет быстро подняться и встать рядом с капитаном. После чего помощник капитана выбирает лоцмана. Остальных членов команды выбирают также, предварительно посовещавшись. И так до тех пор, пока команда из пяти человек не будет сформирована.
Педагог. Группы сформированы. А, значит, настало время представить членов жюри.
Представление жюри.
Педагог. Уважаемые представители групп, наверно, вы полагаете, что у вас уже есть команды. Нет, пока у Вас есть только куча народа. Команда у вас появится только тогда, когда вы сможете придумать название своей команды и дать ему обоснование. На все это у вас 2 минуты.
Ну а пока команды готовятся, у меня есть несколько вопросов к болельщикам.
Проводится «Игра со зрителями». Отвечать только да или нет
1. Правда ли, что мать имеет больше прав и обязанностей в отношении своих детей? - НЕТ. (Родители пользуются равными правами и обязанностями в отношении своих детей)
2. Правда ли, что алкогольное опьянение является смягчающим вину обстоятельством при совершении преступления? - НЕТ (отягчающим)
3. Правда ли, что уголовная ответственность наступает с 18 лет? - НЕТ (с 16 лет, с 14 за особо тяжкие и тяжкие преступления)
4. Правда ли, что ребенок-инвалид не имеет права поступать в институт?- НЕТ
5. Правда ли, что все дети имеют разные права, независимо от происхождения, расовой, национальной принадлежности, пола, языка? – ДА (Всеобщая декларация прав человека», Ст.6)
6. Правда ли, что дети имеют право свободно выражать свое мнение и встречаться со своими сверстниками для выражения своих взглядов только под присмотром родителей? НЕТ (Закон «О правах ребенка»)
Педагог. Спасибо болельщикам, давайте узнаем, к какому же решению пришли наши команды.
Представление команд
Педагог. Первый ключ от форта вы получите, если выполните лексико-научное задание. Вы должны не только расшифровать слова, относящиеся к вопросам правоведения, но и дать их толкование.
Задания для команд
1. ПОВАР (право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе).
2. НКОАЗ (закон – нормативный акт)
Педагог. Молодцы, вы за свои знания получаете первый ключ. Завоевать второй ключ игроки смогут, если справятся со следующим заданием «Право – обязанность - желание»
Возле высказывания команда должна поставить П (право), О (обязанность), Ж (желание).
Учиться, посещать школу П
Целыми днями играть на компьютере Ж
Перебегать улицу, где удобно Ж
Дышать свежим воздухом П
Не учить уроки Ж
Добросовестно учиться О
Достойно вести себя в школе и вне школы О
Отдыхать на каникулах П
Слушать родителей О
Гулять поздно без сопровождения взрослых Ж
Иметь стол или место для занятий П
Ходить в библиотеку П
Выполнять требования учителей О
Иметь имя и фамилию П
Не унижать других О
Целыми днями разговаривать по телефону Ж
Обращаться к врачу в случае болезни П
Беречь имущество О
Полоскать горло, когда оно болит Ж
Беречь природу О
Педагог. Пока жюри проверяет ответы наших конкурсантов, я предлагаю командам и залу поиграть в игру «Можно – нельзя»
На утвердительный ответ все должны хлопать в ладоши, на отрицательный – топать ногами
- уважать; - воровать; - обманывать; - помогать; - сочувствовать; - вредничать;
драться; - слушать учителя; - соблюдать школьные правила; - мешать на уроках; - кричать; - не допускать оскорблений; - беречь школьное имущество; - не делать плохого другим.
Подведение итогов 2 конкурса.
Педагог. Молодцы, вы за свои знания получаете второй ключ. Завоевать третий ключ игроки смогут, если справятся с заданием «Тёмная лошадка».
(Педагог зачитывает текст «жалоб» животных, право на жизнь, которых человек иногда нарушает. Командам предлагается угадать о ком идёт речь, с трёх попыток. 1 попытка – 3 балла, 2 попытка – 2 балла, , 3 попытка – 1 балл)
Жалоба 1.
Сама знаю, что не красавица.
Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня бородавки на руках бывают. Чушь какая – то (жаба).
Жалоба 2.
Нами пугают маленьких детей.
Есть период, когда на нас разрешена охота.
Но ведь мы являемся «санитарами леса» (волки)
Жалоба 3.
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас.
Не нравится, что на обычных птиц и зверей не похожи. Что же нам делать?
Да, темноту мы любим, ведь такими мы уродились (летучие мыши).
Педагог. Молодцы, вы заработали уже 3-й ключ. Приступим к выполнению следующего задания. Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Команды получают карточки с заданием.
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)
2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)
4. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает («Колобок».)
5. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)
6. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)
Педагог. Пока команды готовятся, предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я буду говорить о каком-то праве, а вы – отвечать: «Разрешается или запрещается».
Посмотри на этот знак:
Человечек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Строго запрещается!
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается!
Педагог. А сейчас заслушаем ответы участников игры. Молодцы, вы заработали уже 4-й ключ. Приступим к выполнению задания «Устами младенца».
В этом конкурсе своими размышлениями делятся малыши. Вам необходимо определить «понятие» и дать ответ. На обдумывание даётся 30 секунд. Условия:
отвечать поочередно;
правильный ответ – 2 балла
если отвечает противник – 1 балл
1. Это большой дом, туда приводят плохих дядей и теть.
2. Там их ругают и даже могут наказать.
3. В этом доме есть строгий дядя, он стучит молотком, и все встают. (суд)

1. Они бывают разные.
2. Люди должны их знать, чтобы всё было хорошо.
3. Мама говорит, что его нарушать нельзя! (закон)

1. Это есть у каждого.
2. А Вы, знаете, мы их любим, потому что они нам многое разрешают.
3. Поэтому мы можем жить, учиться, отдыхать, всё говорить. (права)

1. Такое делать очень плохо и некрасиво.
2. Если это случится, то можно позвать дядю милиционера.
3. Как не стыдно забирать чужое без разрешения. (кража)

Педагог. Молодцы, вы заработали уже 5-й ключ.
Педагог. Внимание! Внимание! Только что поступило сообщение, что в этом зале среди нас находится опасный правонарушитель. Команды, в вашем распоряжении его словесный портрет. Послушайте!
«Правонарушитель среднего роста. Плотного телосложения. Легко входит в доверие к людям. Особые приметы - носит очки».
Команда, которая первой задержит «правонарушителя», заработает 1 балл.
Педагог. Спасибо за оперативную работу по задержанию преступника.
Педагог может задать несколько вопросов условному преступнику:
Как вы себя чувствуете в роли преступника?
Нравится ли вам ваш портрет?
Рассчитывали вы на то, что вас так скоро опознают и арестуют?
Понравилось ли вам быть в роли преступника?
Педагог. Молодцы, вы получаете последний ключ и теперь можно открыть все буквы. Наша игра – «Закон и я» - подошла к концу. Форт Кодекс покорен.
Педагог. Пока жюри подводит итоги конкурса, я предлагаю командам и залу свое мнение об игре. В случае если мероприятие понравилось, приколоть на стенд солнышко, а если нет – тучку.
Подведение итогов игры. Слово жюри. Жюри сообщает результаты конкурсов.
Педагог. Уважаемые, ребята, только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и заботится о них, измеряется его цивилизованность, проверяется его гуманность, демократичность и складывается его будущее. А каждый из нас должен помнить, что правовая культура начинается со знания своих прав и обязанностей в этом обществе и их неукоснительного соблюдения. Всего вам доброго и до новых встреч!