Конспект по обществознанию на тему Подросток и закон (7 класс)


Конспект урока по обществознанию 7 класс .Тема: Подросток и закон. (обобщающее повторение).
Цель: обобщение знаний обучающихся о правах, обязанностях и ответственности человека перед обществом.
Задачи: повысить уровень правовой культуры обучающихся;
продолжить формировать умения делать выводы;
формировать умения применять теоретические знания на практике, через взаимодействие с инспектором по делам несовершеннолетних.
Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал.
Предварительная подготовка: класс разделить на три команды, столы сгруппировать, за правильные ответы жетоны.
Организационный момент.
На экране отрывок из мультфильма «Смешарики».
Вопрос: «Догадайтесь чему будет посвящен наш урок?» (Правам ,обязанностям, правонарушениям)
На экране: тема «Подросток и закон»-обобщение.
Какую цель мы сегодня поставим?(Обобщить знания о правах, обязанностях, ответственности человека перед обществом.)
Сегодня к нам пришла представитель закона инспектор по делам несовершеннолетних Светлана Ивановна, которая проверит, как вы можете использовать полученные знания в ситуациях из жизни. Урок наш будет в виде игры- соревнования по командам. Команды образованы по трем рядам.
Та команда, которая выиграет получить «5» по обществознанию и те, кто активно работает, даже если команда проиграет.(2мин.)
III.Начало игры.Чтобы легче было судить придумайте название команды.
(на доске написать три команды и за каждое задание выставлять баллы на доску, а за индивидуальный ответ жетон).
В древности право понималось, как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права.
Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются законами, правом. Итак,
1). 1команда: «Что такое право?»30 сек.)—жетон.(система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках (законах, указах)установлены государством. Охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.
2 команда: «Юридическая ответственность?» (государственное принуждение к исполнению требований права, ответственность за совершение правонарушений)
3команда: «Преступление?» (особо опасное деяние против человека, государства, имущества).
1— Что такое дееспособность?( способность гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности)
2— Кого называют несовершеннолетними?(подростки с 14до 18 лет)
3—Что такое проступок? (время:3мин.) ((менее опасные правонарушения людей)Светлана Ивановна, знают ли ребята понятия ? Все баллы выставляются на доске и на листе.
2).Из практики инспектора. Светлана Ивановна предложила для каждой команды задание из её практики.(каждая команда получает индивидуальное задание и решает в течение 1 мин.Потом инспектор вслух читает ситуацию, а ребята дают на неё ответ)
1.Чья ответственность и почему?
2.Определить вид ответственности и предполагаемое наказание.
Обсуждение 2мин. (время на все задания 10мин.)
3. «Мои права, обязанности, свободы»--конкурс.
Статья 2 Конституции РФ гласит «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». А если есть права, то имеются обязанности и свободы. Итак, каждой команде необходимо выполнить свое задание, связанное с правами, свободами и обязанностями.
1команда—права;
2команда—обязанности;
3 команда—свободы;
Выделяют нужное, потом озвучивают. (время:5мин.)
Молодцы, вы хорошо запомнили свои права и обязанности, а значит вы должны ими пользоваться и соблюдать в вашей жизни.
4. Что такое юридическая ответственность? (государственное принуждение к исполнению требований права, ответственность за совершение правонарушений)
Назовите виды юридической ответственности? (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая)
Сейчас вы посмотрите с раннего детства вам знакомый мультфильм «Ну, погоди!», но с точки зрения права.
Внимание, команды!!!
1 команда—находите правонарушения против личности.
2 команда—находите правонарушения, связанные с материальной ответственностью.
3 команда—находите административные правонарушения.
Молодцы, вы показали, что свои знания можете применить в ситуациях.
Следующий конкурс «Сказка»
5. Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в один балл. Кто первый ответит.
1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка)
2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (« Волк и семеро козлят»).
4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»)
5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)
6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»)
Это было последнее задание в нашем необычном уроке. Давайте подведем итог. Что мы сегодня повторили на уроке? ( права, обязанности, свободы человека, юридическая ответственность и ее виды, где в каких ситуациях какой вид применяется?) Какая команда лучше всех справилась с конкурсами по праву.
Итог урока:
Выставление оценок.
Домашнее задание:
1.Нарисовать плакат "Имею право" (схематично изобразить основные права человека) –1 команда.
2.Написать заметку в газету «Подросток и правоотношения».—2 команда.
3.Составить тест из 7 вопросов по теме «Подросток и закон»--3 команда.
И хочу наш урок закончить словами знаменитого русского писателя 19 века Федора Михайловича Достоевского
"Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка" так давайте научимся уважать себя и других. И помните, что с уважением говорят только о тех людях, которые знают законы и живут в соответствии с ними.»