Внеклассное мероприятие на тему «ПРАВО БЫТЬ РЕБЕНКОМ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ» (3 класс)

Сценарий внеклассного мероприятия
«ПРАВО БЫТЬ РЕБЕНКОМ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Цель: познакомить учащихся с основными документами: «Всеобщей Декларацией прав человека» и Конвенцией «О правах ребенка», отражающими права ребёнка в обществе
Задачи:
Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.
Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие гости! Рады вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами дети должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
Как вступление звучат стихи.

Я – Человек!
Я право имел родиться,
Жить в семье и этим гордиться.
И с пеленок получил я имя –
Имею право. Стал я гражданином.

Я – гражданин! Я – Человек! Я – личность!
Хочу подняться в неба безграничность
И в вышине как туча распластаться,
Пролить на Землю теплый дождик счастья!

Пусть дети поднимают вверх ладошки –
Я подарю всем счастья понемножку.
Берите, несите и не расплещите,
Друг другу улыбки и радость дарите!


Я – Человек! И это навсегда.
В моих руках лежит страны судьба.
Я – человек, я – личность, гражданин!
Уверен – на Земле я не один!

Ученик. Мы с тобою  не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас-
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.


Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).

На экране надпись «Имею право!». Демонстрируются рисунки детей.

Учитель Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года ООН. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, отнявшей у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в ООН. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребёнка». Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. А 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребенка (на экране слайд с изображением этих документов). В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить право другого.

Сегодня наше мероприятие посвящено теме "Право быть ребенком. Права и обязанности ребенка". Мы будем говорить о правах детей.

Учитель : Права есть у взрослого и у ребенка:
Играть и учиться, мечтать и трудиться
Помочь старику и погладить котенка,
И чистой водой на рассвете умыться.

Сейчас мы услышим «Какие права имеют дети?»
1-й чтец:
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!

 Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
 А песню жизни вдохновенно петь;



2-й чтец:
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту - поможет мне держава
Работу выбрать – имею право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник.
Досугу - час,
А школе - все внимание.
Использую я право
На образование.

3 чтец. 
Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса

4-й чтец:
 У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.
Мои права

Имею право любить,
Но бить – ни в коем случае.
Имею право жить
И надеяться только на лучшее.

Имею право грустить,
Но творить суицид – опомнитесь!
Только раз дается жизнь –
Это прекрасное право помните.

Имею право дружить,
Но ссориться как – то не хочется.
Я готова вас всех любить,
Лишь бы не было в мире жестокости!

Имею право дарить
Цветы, улыбки и почести,
Чтоб стало чуть-чуть теплей,
И не было одиночества.


Я имею права
Я горда тем, что живу на планете,
Что прав моих детских никто не отнимет.
Есть право мечтать и чего-то хотеть:
К вершинам всходить, к солнцу лететь!

Припасть к роднику и водицы напиться,
В травы упасть, тишиной насладиться,
В мирное небо смотреть по утрам.
Нет, прав моих детских я не отдам!

Хоть и мала, но я в силах понять,
Что должен Закон меня защищать.
Он право дает мне учиться, трудиться,
Природу любить, от души веселиться.

Я много предметов в школе учу,
И очень полезной быть миру хочу.
Дяди и тети! Доверьте детям
Остановить войну на планете!

Поют песню «Мир без войны»
Учитель. А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Дети. Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

Учитель. Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (оно греет, освещает, дает тепло, без него нет жизни солнце дает жизнь всему живому.)
- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь...
- Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (жизнь)
Приоткрывается первый лучик, на котором, записано слово «жизнь».
Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь. (В наш совремненный век пости всё можно купить,а вот жизнь ты не купишь. )
Вывод: человек имеет право на жизнь.
Не менее важным, как нам подсказывает солнышко, является ... здоровье.
Приоткрывается второй лучик со словом «здоровье».
- Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других? (Если у человека не будет беречь, ценить здоровья то он может заболеть всякими болезьями например: простуда, кашель, и т. п Если человек запустит своё здоровья и не будет лечить дело будет совсем плохо он даже может погибнуть!)
Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей.) Докажите свое мнение... Согласно ли с нами солнышко? Давайте заглянем, что нам об этом расскажет следующий лучик.
Приоткрывается третий лучик, на котором записано слово «семья».
Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье? (Да.)
- Последний лучик открываем, читаем слово «мир».
Почему мир является одним из важнейших условий для жизни человека? (без мира невозможно ни работать, ни жить, ни учиться .)
Ученик.
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придется скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зеленый шум родного бора,
Им школа каждому нужна.

Ученик.
И сад у мирного порога,
Отец и мать, и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.

Да, действительно, война может лишить человека всего, включая его жизнь. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на Земле. 


Практическая часть классного часа           
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите в памятку , подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...» 
1 . Работа в группах .
- Не случайно я ваш класс разбила на две группы. Одна группа вначале будут юристы, а другая группа дети, которые обратились за помощью к юристам, а затем поменяемся. Каждая группа рассмотрит по пять примеров. (в помощь детям памятки о правах)
-Давайте на примере литературных   героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.
 (Во время игры дети читают задание из карточки, а «юристы» комментируют, какие права были нарушены в данном случае). Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребенка »
(два примера приводит учитель)
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Согласно Конвенции о правах ребенка - Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать   в культурной жизни и заниматься искусством)
2. - Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.
Какая статья Конвенции была нарушена?( Согласно Конвенции о правах ребенка - Право на личную жизнь, неприкосновенность и свободу)
3.- Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино (Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет права на личное имущество.)
-Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)
-Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)
-Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)
-Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица (Согласно Конвенции оправах ребенка, каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем заботятся и любят.)
- Снежная Королева похитила Кая. Кай (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)
-Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)
- Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица (Согласно Конвенции о правах ребенка государство должно защищать всех детей.)
-Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)
Обязанности. Анализ ситуаций
Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

-Да, где права, там и обязанности. Что значит - обязанности?
Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.
Учитель:  Главный закон нашего государства называется «Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной
 Республики. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики принят на первом пленарном заседании Верховного Совета Луганской Народной Республики первого созыва 18 мая 2014 года». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию ЛНР: вы сейчас прочитаете и запомните.
Обязанности:
Соблюдать законы. Охранять природу.               
Защищать отечество. Заботиться о родителях. Получить образование.
Учитель. В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?
Устав школы
- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.
-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности
Обязанности школьника в учебном государственном учреждении:
Каждый школьник должен уважать всех работников школы.
Каждый ученик обязан здороваться со старшими.
Ученик должен соблюдать школьный режим.
Школьник обязан добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.
Если ребёнок отсутствовал в школе, он должен предъявить классному руководителю медицинскую справку или записку от родителей (опекунов).
Каждый школьник обязан выполнять все требования директора, учителя или других взрослых, если это касается Устава школы.
Ученик обязан придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным и одетым по правилам школы.
Каждый ребёнок должен соблюдать правила техники безопасности.
Если ученик обнаружил на территории школы подозрительную личность или брошенную сумку, он обязан сразу же оповестить об этом администрацию школы.
Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту как в здании школы, так и на её территории.

Разбор ситуаций «Права и обязанности».

Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь неправ.
Ответ: сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2.
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!

Объясните Оле, в чём она не права.
Ответ: кроме прав у Оли есть ещё обязанности – дежурного, как и у всех детей в классе. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других.

Сценка 3.
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Ответ: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4.
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Правильно ли рассуждает Петров?
Ответ: его одноклассники имеют право на образование. А он бегал по классу и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5.
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей!

Вот такой борец за права ребёнка! Может быть, он прав?
Ответ: нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать её право и помогать ей.



Сценка 6.

Серёжа. В школе пробыл я полдня
                  И теперь вот у меня
                   Просто буря в животе-
                   Мысли только о еде.
Мама.    Кто с порога – и за ложку?
                Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа.  Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
 Меня мыться заставляешь?
 Мою личность притесняешь!
Бабушка.  Ой, с давлением беда.
                    Ты, покушаешь когда,
                     То в аптеку, внук, сходи,
                     Мне таблеточек купи.
Серёжа.    Что ты, бабушка, детей
                      Эксплуатировать нельзя.
                       Одевайся потеплей
                       И иди скорей сама.
Мама.       Ну, тогда помой посуду,
                     Можешь это или нет?
Серёжа.     Что ты, мама, нет, не буду:
                      Ведь на детский труд запрет.
                      Право есть на отдых, кстати,
                      Поваляюсь на кровати.
Мама.     Прав у мам, как будто, нет!
                   Завтра сам готовь обед!
                   И задачу номер пять
                    Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка.   Да и брюки завтра к школе
                     Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама.       Твои права мы уважать,
                     Конечно же, должны.
Бабушка.    Но только должен ты узнать-
                        Права у всех равны.



Ученик:
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.



6. ТРЕНИНГ «СПАСИ  ПТЕНЦА».

-Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
Ребята, как мы видим, герои этих сценок хорошо знают Конвенцию «О правах ребёнка», т.е. знают свои права, но они совершенно не знают своих обязанностей уважать права других людей.


Учитель. Ребята, , у  человека есть  не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

Работа в группе.  Вычеркните предложения, которые не подходят для нашего дружного класса.

- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
- В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к  другу следует только по имени.
- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
- В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
- Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
-Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
- Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
- Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
-  Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.
После выполнения работы в группах ребята зачитывают то, что у них получилось.

Учитель. Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но и об обязанностях.

11. Подведение итогов

Итак, ребята, давайте подведём итог нашего мероприятия.
Понравилось ли вам выступать в роли юристов?
Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

Я – ребенок, я человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Учитель. Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности.