Педагогический проект на тему Художественно-эcтетическая среда как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


Тема педагогического проекта: «Художественно-эстетическая среда как средство духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся ».
Цель проекта: «Создание художественно-эстетической среды , как фактор формирования гармонично развитой личности».
Задачи проекта:
1.Формирование гражданско-патриотического сознания и духовно-нравственных ценностей.
2.Создание условий для формирования гармонично развитой личности.
3.Развитие творческой активности обучающихся.
4.Выявление талантливых детей и привлечение к участию в творческих конкурсах, выставках
Актуальность проекта.
Государство через концепцию духовно-нравственного воспитания и образовательные стандарты второго поколения ставит перед учителем определенные задачи: воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия как позитивного так негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому духовно-нравственное воспитание детей - насущная потребность формирования личности обучающегося нашего времени. Основным содержанием воспитания, развития и социализации личности обучающихся являются базовые национальные ценности. Традиционными источниками нравственности для нас являются Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, наука, религия, природа¸ человечество, искусство.
ГИПОТЕЗА
Художественно -эстетическая среда способствует формированию духовно-нравственных ценностей. (НА СЛАЙДЕ)
Мы живем среди искусства. Человек всегда стремится украсить то место где он живет , предметы которыми он пользуется. Во все времена были люди которые создавали искусство и были зрители, которые любовались созданной красотой.
Я согласна с высказыванием Б. Неменского о том, что учитель изобразительного искусства это прежде всего художник и педагог.
Свою задачу как художника я вижу в создании красоты, создании художественно-этетической среды.
Свою задачу как педагога я вижу, через постижение изобразительной грамоты, учить детей понимать искусство, жить среди искусства и уметь создавать искусство, даже если они не великие художники, а только учатся.
1 слайд. Свою педагогическую деятельность я начала в 1991 году в замечательном коллективе гимназии №10. Я преподавала изобразительное искусство и художественный труд в начальных классах.
С первых дней я работала по программе Б.М. Неменского, которая и сейчас входит в государственный образовательный стандарт нового поколения. Эта программа отличается от других тем, что успешно работать по ней может только художник с педагогическим образованием. Учитель через ознакомление детей с изобразительной грамотой , приобщения к миру прекрасного, учит смотреть на мир глазами художника и мыслить образами.
На уроках мы говорили о добре и зле о прекрасном и безобразном в сказках, литературных и музыкальных произведениях . Дети рисовали образы добрых и злых сказочных героев, дома в которых они могли бы жить, изображали добрый и злой сказочный флот. Ученики осваивали 3 способа художественного выражения действительности -изобразительного, декоративного и конструктивного. На уроках вырастали целые деревни и города – крепости, из бумаги и пластилина. Дети делали народные игрушки и расписывали их, расписывали посуду из папье маше в различных народных стилях. Знакомясь с искусством других народов, дети создавали коллективные панно «Древняя Греция», «Образ художественной культуры Японии», «Восточный город». Мой кабинет постепенно заполнялся детскими работами. Совместно с учителями технологии я оформила выставочные витрины. Куклы на чайник, рельефы в дымковском стиле, живописные панно с использованием бумагопластики, стали украшением гимназии.
Наши ученики активно участвовали в различных конкурсах и олимпиадах по изобразительному искусству в городе и области. Работы победителей, участников выставок и просто красивые работы, сделанные детьми, бережно хранились в моем кабинете и использовались на уроках. Их накопилось достаточно много, и они ждали своего зрителя. Тогда и родилась идея создания школьной картинной галереи, которую поддержала администрация, учителя, и спонсоры, оказавшие помощь в достойном оформлении детских работ. Рисунки детей были объединены одной тематикой «Моя малая Родина». Дети изображали различные уголки нашего города и его окрестностей. Вот первая работа «Февраль». Это простая композиция, но в ней чувствуется настроение, ребенок нарисовал приближение весны через вид из своего окна. Рядом летний пейзаж, который нарисован по летним впечатлениям. А это наше городское озеро в пору золотой осени. Есть в галерее и мои работы это несколько детских портретов из моей университетской дипломной работы «Мои ученики». Галерея постоянно обновляется и пополняется новыми работами обучающихся
В нашей галерее проходят и авторские выставки. Изучая портрет, дети так увлеклись этой темой, что это вылилось в выставку графических портретов 3-х авторов. Рудченко Виктории, Рущак Елизаветы и Гараниной Екатерины. Девочки обучаются в разных классах, но тема- «Портрет в графике» объединила их.
Также у нас проходят и фотовыставки. Предложив детям поучаствовать в конкурсе творческих работ «Железногорск-горняцкой славы город», я узнала, что в нашей в гимназии есть талантливые мастера художественной фотографии. Так родилась постоянно действующая выставка фоторабот. Авторами фотовыставки посвященной юбилею родного города стали Алехина Мария, Семичев Юрий, Думбадзе Юлия и другие. Фокина Юлия, не только стала призером конкурса посвященного юбилею города, но автором своей фотовыставки «Большое в малом», которая была освещена в СМИ. Ее фотографии рассказывают о красоте обыкновенного осеннего листка, через который пробивается лучик солнца, капли росинки, заснеженной ветки, красоте величественных сосен на берегу озера.
Фотоработы наших учеников на тему города опубликованы в альманахе «Железногорск- горняцкой славы город». На обложке этого альманаха работа нашей ученицы Ширяевой Валерии, там же опубликованы рисунки и другие творческие работы наших учеников-победителей и призеров конкурсов изобразительного искусства и «Жемчужина КМА». Этот конкурс особенно любим учениками, потому что авторы могут рассказать своими работами и о красоте родного города, и о его истории, о его жителях, которые трудятся на градообразующем предприятии и создают своим трудом горняцкую славу нашего Железногорска. Это во многом творческая, поисковая работа. Мы посещаем краеведческий музей и музей МГОКа, где изучаем историю города и градообразующего предприятия, знакомимся с биографиями наших известных строителей и горняков.
С учениками мы часто посещаем выставки художников нашего городи и области. Знакомимся с творческими работами преподавателей художественного училища. Ученикам запомнились выставки Алексея Мартыненко, Владимира Шкалина, Владимира Васильева и др. Неизгладимое впечатление произвела экскурсионная поездка в Санкт – Петербург и посещение музеев этого замечательного города. Традиционными становятся экскурсии в город Курск, посещение областного краеведческого музея и картинной галереи им. Дейнеки.
Я тоже участвую в выставочной деятельности. Свою небольшую персональную выставку я сделала сначала в гимназии, а затем и в городском краеведческом музее. Моя работа «Букет ромашек» пополнила его коллекцию.
Мы с учениками осваиваем интернет пространство и принимаем участие в дистанционных художественных творческих конкурсах. Работы обучающихся нашей гимназии и мои работы размещены на сайте международного конкурса творческих работ «Арт.копилка». Их можно увидеть в галерее участников конкурса. Я и мои ученики стали победителями и призерами не только в этом конкурсе, но и в международном конкурсе «Творческая планета».
Большое влияние на формирование личности обучающихся оказывает не только личность учителя, но и та художественно-эстетическая среда, которую он создает в процессе своей деятельности. Это и урок и манера общения с детьми и собственный этетический вкус учителя. Поэтому, не останавливаясь на галерее, я старалась внести свой посильный вклад в оформление гимназии. Это и дизайн актового зала, и украшение сцены к мероприятиям, оформление кабинетов, где проходят уроки , оформление школьной столовой, информационных стендов. По моему эскизу был обновлен фасад здания гимназии. Художественно- эстетическая среда, созданная в гимназии, побуждает детей к самостоятельному творчеству.
Поэтому меня очень обрадовало обращение учениц, обучающихся 8 класса, Денисовой Дианы и Арбузовой Лизы, с просьбой помочь им закончить роспись подъезда своего дома. Так родился социальный проект «Сделаем мир ярче». Девочки стали участницами всероссийского конкурса социальной рекламы. А пейзаж с березкой и домиком, белыми ромашками радует всех жителей и гостей этого дома. Сейчас Диана и Лиза, авторы этого проекта, получают высшее образование. Одна из них, Денисова Д. обучается на дизайнерском отделении. Выпускники нашей гимназии связывают свою профессию с искусством обучаясь в различных вузах на архитектурных, искусствоведческих, полиграфических отделениях. Они работают не только в городах России, но и за рубежом. Отрадно, что есть и такие, которые хотят продолжить обучение в нашем городе в Железногорском художественном колледже и стать учителем изобразительного искусства. Я полностью согласна с утверждением, что красота спасет мир, и добавлю, если мы сделаем его лучше и ярче вместе.