Произведения литературы как средство активизации духовно-нравственного воспитания учащихся


МОУ Колтушская СОШ имени академика И.П.Павлова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Галичанина Лариса Игоревна
Учитель начальных классов
544131522987000
Материалы из магистерской диссертации Галичаниной Л.И
Пояснительная записка
Актуальность исследования происшедшие в России в последние десятилетия, коренные общеполитические и культурно-экономические изменения создали условия для обращения к одной из проблем педагогики – активизации духовно-познавательной деятельности школьников.
В период демократизации общественной жизни в нашей стране большое значение придаётся изучению отечественной истории и культуры. Очень важно, чтобы у ребёнка уже с младшего возраста развивался интерес к познанию, постижению истории своей страны, её прошлого и настоящего.
     Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
 Основной функцией образования является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно–деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения ребенка, как носителя определённых умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально – возрастными особенностями.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах религиозных философов, педагогов (В.В. Зеньковский, И.А.Ильин, Н.О. Лосский и др.) которые раскрыли смысл христианского воспитания, его влияние на нравственное состояние общества.
Такие педагоги как Л.И.Божович,   Н.М.Болдырев,  И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, и многие другие исследователи, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах.
В процессе учебной деятельности у детей формируется различные нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств и в связи с этим чтение следует считать фактором нравственного развития личности.
Вопросу духовно-нравственного развития личности уделяют особое внимание в своих исследованиях С.С.Аверинцев, Н.А.Бердяев, О.А. Белянова, С.И.Гессен, С.Ю.Дивногорцева, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, А.А.Корзинкин (архимандрит Зиновий), А.Ф.Лосев, Т.И. Петракова, П.А.Флоренский и другие.
Е.И.Власова, И.Ф.Гончаров, Н.Д.Никандров, Л.Н.Погодина и др. связывают духовно-нравственное воспитание личности со всей русской традиционной культурой.
Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Т.В.Ефимовой, Ю.Г.Круглова, Д.С.Лихачёва, В.Ю.Троицкого и др.
Н.А.Белканов, Б.В.Емельянов, В.П.Кузовлев, В.Н.Мезинов, Т.И.Петракова, Т.А.Петрунина, А.Н.Стрижёв, Э.А.Чурсина и др., выделяя духовно-нравственную проблематику, связывают её с возрождением православного образования в России.
Практическая востребованность подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей и недостаточная теоретическая разработанность методических условий, способствующих повышению эффективности процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников при изучении произведений литературы в начальной школе, обусловили выбор темы настоящего исследования: «Произведения литературы, как средство активизации духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках «Основы Православной культуры».
Объект исследования: Активизация процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования. Произведения литературы, как средства активизации духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках «Основы Православной культуры»
Цель исследования. Определить приемы использования произведений литературы как средства активизации процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках «Основы Православной культуры».
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи:
Задачи:
1. Выявить значение произведений литературы для духовно-нравственного воспитания младших школьников
2. Разработать и апробировать методику применения произведений литературы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном учреждении.
3. Определить результативность экспериментальной работы по применению разработанной методики путем сравнительного анализа уровня нравственной воспитанности школьников до и после эксперимента.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что – эффективность работы по активизации духовно-нравственного воспитания будет выше, если использовать в своей педагогической стратегии все дидактические возможности произведений литературы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, содержащиеся в нём, могут использоваться в деятельности педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательной школы в процессе работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Использование данных материалов позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях.
Базой исследования стали: МОУ «Колтушская СОШ им. ак. И.П.Павлова», учащиеся вторых классов, посещающие факультативный курс «Основы Православной культуры».
Методическая система духовно-нравственного воспитания младших школьников при изучении курса «Основы православной культуры»
На встрече с молодежью Святейший Патриарх Кирилл отметил: «…существует удивительный факт: люди, живущие в разных культурных средах и даже в разные эпохи, имеют одно и то же понимание добра и зла – фундаментальное понимание, не в деталях, а по сути, – которое опознается голосом человеческой совести». «То, что громко, на весь мир, говорит Церковь, сегодня мало кто говорит. И мы сознаем, какие риски связаны с этим свидетельством, потому что в этом смысле Церковь идет против течения. Мы говорим о том, что существует объективная истина в системе ценностей, потому что Бог, создав человека, вложил в его природу некоторые качества и свойства, определяющие эту объективную систему ценностей. Бог создал человека, даровав ему Свой образ, а неотъемлемой частью этого образа является нравственное чувство.
Нравственная основа человека является критерием истины. Нравственность — это способность отличать добро от зла посредством внутренней сигнальной системы. У нас есть такая сигнальная система — это голос нашей совести».[2]
Спасением для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.
Курс православной культуры вводится в общеобразовательном учреждении как факультатив, а потому планирование и организация его осуществляется по общепринятой схеме (задачи, содержание, формы, методы и т. д.).
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ к воистину сказочному духовному богатству. За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал. Это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство - богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, - традиции которого живы до сих пор.  Курс православной культуры вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, религиозной жизни и проявлении православной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности: труде, нравственности, познании, искусстве, в межличностных отношениях, в отношениях к себе и миру. При этом крайне важно сохранить органическое единство знаний о Православии, не ограничиваться только отдельными его сторонами, будь то сведения о музыке или иконописи, литературе или архитектуре, ибо в противном случае, в тени останется сам смысл и содержание этих художественных творений, т.е. здесь вполне уместны слова К.Д. Ушинского: «Как часто мы встречали безумные усилия завалить эти живительные родники, встречали рядом с удивлением к тем произведениям, которые из них произошли» [ 9].
Программа по духовно-нравственному воспитанию имеет социально-педагогическую направленность, составлена на основе авторских программ «Православная культура» Л.Л. Шевченко, (рассчитана на детей 9-12 лет) и «Духовно-нравственная культура» О.О.Осадчей (для 1-2 классов). Именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общечеловеческих, общекультурных и духовных ценностей.
Целью программы является духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о православной культуре в контексте прошлого и настоящего нашей Родины.
Изучение православной традиции позволит школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность.
Данный курс предполагает сочетание разнообразных методов и приемов преподавания. К основным можно отнести рассказ учителя; работу с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с художественными текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию; зарисовки в течение урока и домашние задания творческого и поискового характера в форме рисунков, обеспечивающие практическую деятельность обучающихся. Большое место занимает этическая беседа и выполнение самостоятельных творческих заданий.
Формы проведения занятий – мультимедийные презентации, беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка библейских сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии.
В ходе реализации программы, учитывая связь изучаемого культурологического курса со всеми областями жизни ребенка и общества в целом, предполагается участие воспитанников в праздниках при «Культурно-православном центре», общение со священнослужителями, (на территории Колтушей находится православный храм, освященный в честь Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, лютеранская церковь Святого Великомученика Георгия «Ингрия»), встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, сотрудничество со школьным военно-патриотическим музеем, информационным центром – библиотекой.
     «Основы Православной культуры» - это предмет культурологический. Изучая историю христианства, Православной Церкви, русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, ребенок получит лишний повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих религиозных и духовно-нравственных принципов. А главное подросток поймет, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий.
Материал в учебно-методическом пособии представлен в большем объеме, чем можно реализовать за 1 урок. Данный подход к подбору материалов урока позволяет обеспечить возможности интеграции гуманитарных предметов и основ православной культуры, обеспечить дифференциацию с учетом особенностей развития учащихся конкретного класса, а так же использовать его в воспитательной работе по усмотрению учителя и в соответствии с уровнем духовной ориентации детей и родителей.
Ежегодно проводимый мониторинг эффективности введения курса основ православной культуры свидетельствует о положительных тенденциях в духовно-нравственном развитии детей.
Выводы
Воспитание в образовании выделяется как приоритетное направление государственной и социальной политики, способствующей сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, формированию духовно-нравственных качеств личности.
Определено, что использование разнообразных форм и методов работы, учет индивидуальных и возрастных особенностей с помощью индивидуального и дифференцированного подходов способствуют активизации процесса духовно-нравственного воспитания.
В ходе опытно-экспериментальной работы показано, что литература играет значительную роль в формировании личности человека. В процессе восприятия художественного произведения младший школьник усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в истинности тех или иных нравственных ориентации, получает опыт нравственной оценки. Подтверждено, что духовно-нравственное воспитание в процессе изучения художественной литературы является важнейшим фактором роста результативности и эффективности образовательного процесса, становлению познавательного интереса. В нашем опыте это был предмет: «Произведения литературы, как средства активизации духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках «Основы Православной культуры».
Проведенное исследование подтвердило актуальность избранной проблемы и позволило сделать некоторые выводы:
Потребности современного общества в формировании высоконравственных качеств личности привели к необходимости разработки методической системы, способствующей духовно-нравственному воспитанию в младшем школьном возрасте. При этом произведения литературы на уроках «Основы Православной культуры» играют основную роль, что обусловлено диалогичностью художественного текста, функциональными возможностями литературы, возможностью организовать читательскую дискуссию, обсудить разные точки зрения, иллюстрировать сложные образы, сюжеты, проблемы, с которыми встречается школьник, изучающий курс «Основы Православной культуры».
Работа с произведениями литература на уроках «Основы Православной культуры» станет эффективней при соблюдении следующих методических условий: реализовывать принцип диалогичности образования, уточнять и расширять круг представлений о точке зрения, конфликте, находить мотивы поведения героев, подбирать произведения, в которых наличествует конфликтная ситуация, несовпадение точек зрения (преимущественно жанр рассказа, поскольку его сюжет строится на изображении поступков, в нем очерчены характеры, представлены разные точки зрения), учить разграничивать гуманное и негуманное поведение.
Сензитивность младшего школьного возраста для духовно-нравственного воспитания объясняется появлением способности к рефлексии, углублением нравственного сознания и чувств, постепенным уменьшением доли эгоцентризма, познавательной активностью, любознательностью, доверчивостью, склонностью к подражанию, и огромный авторитет значимого взрослого.
Диагностика определения уровней нравственной воспитанности средствами литературы основана на особенностях восприятия ребенком художественного произведения как второй – художественной реальности. Юный читатель проживает в своем воображении множество жизненных ситуаций, причем ощущает себя «внутри» этой ситуации, ведь психологи подчеркивают, что младший школьник – наивный реалист, который не только сопереживает, но и содействует с героем. Наивный реализм ученика в понимании литературного текста, склонность идентифицировать себя с героями произведения, повышенная эмоциональность восприятия помогут проявиться личностным особенностям ребенка, позволят сделать выводы о возможном поведении ученика в разных ситуациях.
Рассуждения школьников о поведении литературных героев, позволяют судить об уровнях сформированности критериев нравственной воспитанности:
когнитивный критерий, его показатель: полнота и объем нравственных представлений и понятий;
эмоционально-ценностный критерий, его показатели:
а) убеждение в необходимости ценностного отношения к людям;
б) способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений;
поведенческий критерий, его показатели:
а) способность дать нравственную оценку поведению своему и окружающих;
б) наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении;
По результатам обучения влияние эмоционального компонента на поведенческую и когнитивную составляющие оказалось наиболее сильным. Из этого можно сделать вывод об эффективности влияния произведений литературы на общий уровень нравственного сознания, поскольку словесное искусство воздействует на человека, прежде всего, через эмоционально-чувственную сферу.
Активизация процесса духовно-нравственного воспитания младшего школьника будет наиболее эффективной при учете социокультурных условий, и при создании условий социальной и творческой активности школьников, их возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей, а также включения младшего школьника в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность. Таким образом, одно из условий духовно-нравственного воспитания младшего школьника на уроках «Основы Православной культуры» – подбор художественных произведений, в которых явно наличествует конфликтная ситуация, близкая жизненному опыту ребенка, и проблема нравственной оценки к поступкам героев становится стержнем сюжета.
Литература:
Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 445 с.
Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. – М: Просвящение, 1978
Величковский, В. М.; Зинченко, В. П.; Лурия, А. Р. Психология восприятия.. М. : Изд-во Московского Университета, 1973.
Власова, Т. И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. Ростов/н/Д. : Изд-во РГПУ, 2001. - 64 с.
Мудрик А.В. Психология и воспитание. – М.: МПСИ, 2006. – 396 с.
Новиков П.В. Развитие рефлексии у младших школьников: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Москва, 1998. – 22 с., С.16
Л. И. Теория и практика воспитательных систем/ Новикова Л. И. - М., 1996. – 84 с.
Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002
Путь доступа:http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/%
Ушинский К. Д. Сочинения. В 10-ти т., т.6., М., АПН РСФСР., 1949. - С. 321-322). 
Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопр. психологии. – 1991. – №1. – С.44-52
Л.Л. Шевченко. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 2 издание. — М., 2009.