Конспект классного часа для 8 класса культурологической направленности на тему: «Твое русское имя»


Конспект классного часа для 8 класса культурологической направленности на тему:
«Твое русское имя»
Автор: Удодова Зоя Юрьевна, учитель географии МОУ гимназии №15
Описание материала: Данный материал будет полезен учителям, классным руководителям общеобразовательных школ. Каждый учащийся получает возможность высказать свое мнение, проявить активность, индивидуальность, применить имеющиеся у него знания по теме.
Подготовительная работа: Выбрать 6 учеников, которые прочитают или перескажут тексты информационного блока.
Оборудование: Мультимедийный проектор, на занятиях может быть использована презентация. Карточки со значением имен (красиво оформленные), альбомные листы, краски, кисти.
Мероприятие проводится в форме конкурсов.
Классный руководитель. Здравствуйте ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь определить тему нашего классного часа, слушайте внимательно.
Звучит стихотворение А. Боброва «Имена»
Имена, имена, имена –В нашей жизни звучат не случайно:Как загадочна наша страна,Так и имя – загадка и тайна.В этой жизни, а может, и той,Под земною звездою небесной.Охраняет любого святой, Не для каждого, впрочем, известный.Посреди разоренной земли.На ветру разгорелась рябина.В сентябре прозвучит Натали, в октябре отзовется Марина.И посыплется с веток листва, не убавить уже, не прибавить.Имена ведь – не просто слова, а почти воплощенная память.
(Дети отвечают.)
Классный руководитель. Правильно, молодцы, конечно же, сегодня пойдёт речь о русских именах, об истории образования имён, об изменении имён во времени, значение имени и традиции с ним связанных.
Важнейшим элементом культурной традиции является имя человека. Словосочетание «русское имя» в названии классного часа подразумевает не само имя человека, которое по происхождению может быть греческим, римским, еврейским, а русскую форму полного имени: фамилия, имя, отчество.
Ребята, какую цель мы можем поставить для нашего урока, если вы уже некоторой информацией уже владеете?
Цель: расширить представление об именах и культурной традиции.
Классный руководитель. Молодцы. А сейчас нам надо правильно поставить задачи, чтобы достичь нашей цели.
Задачи:
Вспомнить об истории образования имён;
Проследить изменения имён во времени;
Узнать значение имени и традиции с ним связанных.
Ход классного часа:
I. Истории образования имён.
(Раздаются карточки 3-х вариантов, каждой группе, на экране дублируются задания, чтобы при защите одной группы, другие могли видеть и участвовать в обсуждении)
Конкурс «ДРЕВНЕРУССКИЕ ИМЕНА»
Классный руководитель. Давайте подведём итог, что можно из этого конкурса взять для себя, что нового, что заинтересовало в данном конкурсе?
Классный руководитель. Молодцы ребята, а сейчас поговорим, как и почему менялись имена во времени.
II. Изменения имён во времени
В конце X века киевский князь Владимир, подружившись с императором Византии, согласился на крещение Руси. С этого времени появились несвойственные русским имена: Иван, Марья, Петр, Анна, Глеб, Зоя, Александр.
В 1920-е -1930-е годы в Советском Союзе пытались создать революционное подобие святцев. Так появились маленькие Индустрии, Тракторины, Октябрины и даже Электрификации.
Вот лишь некоторые имена, которыми «награждали» родители своих детей: Ампер, Босфор, Вилен(а) — от имени вождя пролетариата В. И. Ленина,
Гертруда — не немецкого происхождения, а пролетарского — от «герой труда»,
Марлен — не француз, а от понятия «марксизм — ленинизм».
А вот увлечение литературой нас знакомит со сказочными именами, которые мы знаем с детства. Давайте проиграем ещё один конкурс.
Конкурс «Сказочный именинник»
(Раздаются карточки 3-х вариантов, каждой группе, на экране дублируются задания, чтобы при защите одной группы, другие могли видеть и участвовать в обсуждении)
Классный руководитель. Молодцы, литературу вы читаете и знакомы с именами героев разных стран и это очень здорово.
Давайте подведём итог, что можно из этого материала взять для себя, что нового, что заинтересовало в данном конкурсе?
III. Игра «Эстафета имен».
Классный руководитель. К нам обращаются по имени с самого рождения, наше имя - часть нашей личности. Психологи заметили, что самый сладостный звук для человека - это его имя. Все люди любят, когда их называют по имени. Даже пословица такая есть: «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут». Но многие в нашем классе почему-то стесняются это делать.
Поэтому предлагаю поиграть в игру, которая называется «Эстафета имен». Задача этой игры - громко назвать человека по имени. Сначала я обращаюсь по имени к первому ученику за первой партой. Он называет имя своего соседа, сосед называет имя того, кто сидит у него за спиной - так, двигаясь по цепочке, эстафета имен дойдет до последнего ученика. Он называет мое имя, и эстафета заканчивается. Внимание, начали!
(Дети называют друг друга по именам, учитель помогает справиться с заданием.)
Классный руководитель. Молодцы! В последнее время взрослые люди все чаще называют друг друга и представляются просто по имени, причем по сокращенному - Катя, Саша, Дима... Конечно, это личное дело каждого, и все-таки не будем забывать, что традиционно в России было принято обращаться к человеку по полному имени и отчеству. В русских дворянских семьях даже детей называли именно так, уважительно. Считалось, что сохранивший отчество, сохранит и Отечество.
О значении некоторых имен нам расскажут [имена, фамилии учеников). (К доске выходят 2 ученика.)
Ученик. Значение своего имени каждый может узнать из специальных словарей, например «Словаря русских имен» А.В. Суперанской, «Словаря русских личных имен» Н.А. Петровского и других.
(Ученики по очереди читают список имен своих одноклассников, дают толкования.)
• Анастасия - воскресшая.
• Анна - миловидная, грациозная.
. Вадим -  спокойный, неторопливый, мягкий, уверенный в себе и жизнелюбивый, который старается избегать конфликтов
. Валерия -  представляет собой уравновешенную, спокойную и всегда сдержанную натуру. 
. Данил – открытость, артистичность, коммуникабельность.
• Екатерина - чистая, непорочная.
• Елена - избранная.
• Зоя-жизнь.
• Кирилл - маленький господин.
• Ксения - гостеприимная.
• Маргарита-жемчужина.
• Никита - победивший.
. Рима – яблоко (древнеевр.)
• Татьяна - устроительница, учредительница.
Ученик. Все имена обозначают что-то хорошее. Но чтобы соответствовать тому хорошему, что есть в имени, нужно совершать добрые поступки.
Ученик. Об этом говорит и русская пословица: «Не имя красит человека, а человек - имя».
(Ученики садятся на свои места.)
IV. Заключительная беседа «Дорожи своим именем»
Классный руководитель. Спасибо, это очень ценная и поучительная информация.
Ребята, в соответствии с русской традицией полное имя включает в себя имя святого, которое дано человеку при крещении, имя отца, отраженное в отчестве, и имя семьи, рода, отраженное в фамилии.
Как вы думаете, почему нужно дорожить своим именем?
Примерные ответы детей:
- Нужно уважать память святого, имя которого ты носишь.
- Нужно дорожить честью своей семьи.
- Потому что по твоим поступкам судят о твоей семье.
- Чтобы родителям не было за тебя стыдно.
- Чтобы твои потомки не стыдились тебя.
Классный руководитель. А как вы понимаете слова: «Человек уронил свое имя»?
Примерные ответы детей:
- Совершил преступление, опозорил свою семью.
- Обманул, предал.
- Совершил что-то такое, из-за чего люди перестали ему доверять.
Классный руководитель. Есть такая пословица: «Береги честь смолоду». Как вы считаете, имеет ли она отношение к имени человека?
Примерные ответы детей:
- Конечно, имеет. Нужно беречь честь своего имени, своей семьи смолоду, потому что от этого зависит твоя репутация.
- Если в молодости вел себя подло, бесчестно, тебя никто не будет уважать и в старости.
- Кто в молодости оступился, потом может всю жизнь об этом жалеть.
Классный руководитель. Действительно, дорожить своим имением должен каждый человек, но, к сожалению, многие начинают понимать это слишком поздно, когда имя уже запятнано. Опозорить свое имя легко, а вернуть уважение людей, потом бывает очень трудно. Я желаю всем вам беречь свое доброе имя.
V. Поздравление именинников
Классный руководитель. Ребята, мы сегодня говорили об именинах. Давайте посмотрим в церковный календарь: кого мы можем поздравить в феврале с днем ангела?
(Дети называют имена.)
2-Римму;
3,16,23-Анну;
5 и 17-Екатерину;
6-Ксению;
26-Зою;
27-Кирилла;
29-Даниила.
Дорогие наши именинники! От всей души поздравляем вас с днем ангела.
VI. Подведение итогов
Классный руководитель. Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? С чем, может быть, не согласились?
Примерные ответы детей:
- Узнала о значении своего имени. Мне кажется, оно соответствует моему характеру.
- Узнал о том, как люди смогли прославить свое имя.
- Узнал о том, чем именины отличаются от дня рождения.
- Задумался о том, что значит мое имя, подходит оно мне или нет.
- Со всем согласен, своим именем нужно дорожить.
- Не согласен, что одним плохим поступком можно опозорить свое имя. Всегда можно исправиться, попросить прощения.