Дополнительная общеразвивающая программа культурологической направленности «ИКТ в немецком языке».

ВОЛХОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ -
ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
протокол от _______№___


УТВЕРЖДЕНА
приказом ЦДО ЦИТ
от _________№ _____















Дополнительная общеразвивающая программа
культурологической направленности
«ИКТ в немецком языке».







Срок реализации: 1 год


Составитель программы
педагог дополнительного образования:
Мурашева Екатерина Васильевна





Волхов
2016
Содержание
I. Пояснительная записка 3
II. Учебно- тематическое планирование 5
Содержание изучаемого курса 5
Календарно- тематическое планирование 10
III. Организационно- педагогические условия реализации образовательной программы 11
IV. Планируемые результаты освоения образовательной программы 13
V. Система оценки результатов освоения образовательной программы 15
Приложение № 1 Календарный учебный график 17
Приложение № 2 Методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательной программы 18































I. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа культурологической направленности «ИКТ в немецком языке» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Цель дополнительной общеразвивающей программы культурологической направленности «ИКТ в немецком языке»: создание условий для формирование межкультурной компетенции - способности понимать и уважать особенности иноязычной и собственной культур, а также расширение кругозора обучающихся, приобщение обучающихся к культуре страны изучаемого языка, знакомство обучающихся с основами изучаемого языка, поддержание интереса к изучению немецкого языка в дальнейшем.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы культурологической направленности «ИКТ в немецком языке»:
развить мотивацию к предмету в повседневном языковом пространстве;
развить коммуникативные умения обучающихся в различных видах речевой деятельности: говорении и аудировании;
развить навыки иноязычной монологической и диалогической речи обучающихся;
развить культуру речи обучающихся;
формировать компенсаторные умения, направленные на реализацию иноязычного общения вербальными и невербальными способами;
формировать представление о портрете страны изучаемого языка.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы культурологической направленности «ИКТ в немецком языке»:
Программа выступает в качестве предшествующего, дополняющего основной курс обучения иностранному языку с целью расширения рамок школьной программы. Учебный план первого класса не предполагает изучение иностранного языка с первого класса, поэтому данная программа целесообразна именно в первом классе, как вводная, а также она способствует развитию внимания, памяти и моторики обучающихся.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы культурологической направленности «ИКТ в немецком языке»:
Существующие образовательные программы не предполагают изучение иностранного языка с первого класса даже в школах с углубленным изучением иностранных языков. Учитывая возраст обучающихся и присущие им психологические особенности, а также коммуникативную направленность современного обучения, была выбрана игровая форма обучения, которая предполагает игровую деятельность обучающихся, сопровождающуюся рефлекторными речевыми реакциями.
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа:
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют дети 6-8 лет, обучающиеся в первом классе.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы культурологической направленности «ИКТ в немецком языке»:
Данная программа рассчитана на один учебный год (с сентября по май), 34 учебных часа.
II. Учебно-тематическое планирование
(34 часа, 1 раз в неделю)

п/п
Тема
Количество часов





1
Наши новые друзья
5

2
В зоопарке
5

3
Сколько у нас зверей?
5

4
Понемножку обо всем
5

5
Мы играем и поем
4

6
Большие и маленькие
5

7
Времена года
4

8
Повторение
1


Итого:
34


Содержание изучаемого курса

Тема №1
Задачи темы
Наглядные пособия


«Наши новые друзья»

(5 занятий)

1. Ознакомить детей с начальными сведениями о разных странах, их жителях и языках, на которых они говорят;
2. ознакомить детей с начальными сведениями о странах изучаемого языка;
3. ввести новые лексические единицы и организовать тренировку в их употреблении: Guten Tag! Auf Wiedersehen! Ja! Nein!
4. научить детей понимать вопрос Ist das Mischa? и отвечать на него Ja, das ist Mischa!, понимать лексические единицы der Junge, das Madchen в речевом образце Mischa ist ein Junge.
5. научить детей выполнять команды и отдавать их: Steht auf! Setzt dich! Lauft! Schwimmt!

1. Глобус или карта;
2. цветные вырезки из журналов с изображением представителей народов различных национальностей.


Тема №2
Задачи темы
Наглядные пособия


«В зоопарке»

(5 занятий)

1. Закрепить ранее приобретенные детьми навыки в известных и новых учебно-игровых ситуациях;
2. научить использовать местоимение ich в следующих речевых образцах: Ich laufe. Ich bin eine Katze. Ich bin Mischa.
3. расширить активный словарный запас детей за счет следующих лексических единиц: die Katze, die Maus, die Biene
4. научить понимать вопрос типа Ist das eine Katze?
5. научить понимать просьбы типа Gib mir eine Katze!
6. сформировать первичные представления о неопределенном артикле женского рода eine.

1. Игрушки, ободки на голову, простейшие маски: кошка, мышка, пчела, утка, жираф;
2. «волшебные» коробки (зеленого, красного, синего цвета);
3. несколько кубиков разного цвета.


Тема №3
Задачи темы
Наглядные пособия


«Сколько у нас зверей»

(5 занятий)

1. Научить детей употреблять речевой образец Das ist ein Bar. И строить монологические высказывания типа Ich bin eine Katze. Ich laufe.
2. научить понимать речевой образец sascha ist ein Bar.
3. научить детей правильно понимать, выполнять и использовать в игровых ситуациях распоряжения типа Mascha, komm (lauf) zu mir! Katzen, kommt (lauft) zu mir!
4. научить детей считать до 5;
5. расширить активный словарный запас детей за счет новых лексических единиц: der Elefant, der Hund, der Vogel, der Fisch
6. формировать навык различения единственого числа и множ. числа существительных;
7. сформировать представление о неопределеном артикле мужского рода ein.

1. Картинки с изображением следующих животных в единственном и множественном числе: кошка, собака, птица, медведь, рыба, волк, слон, лиса, заяц, лев, тигр;
2. игрушки и маски: кукла, слон, заяц, лев, тигр;
3. «волшебная» коробка красного цвета, в которой «живут» животные мужского рода;
4. персонажи сказки «Бременские музыканты»: осел, петух, собака;
5. большой яркий конверт с приглашением на карнавал.


Тема №4
Задачи темы
Наглядные пособия


«Понемножку обо всем»

(5 занятий)

1. Активизировать речевые навыки и умения, приобретенные на предыдущих занятиях;
2. предъявить новые лексические единицы grau, weib, gelb, braun, lustig в речевых образцах типа Ich bin weib.
3. научить высказываться в монологической форме Ich bin eine Katze. Ich bin grau. Ich laufe.
4. научить понимать на слух высказывания, состоящие из следующих просьб: Mischa, komm zu mir! Nimm eine Katze!
5. научить вести мини-диалог по теме:
- Das ist eine Katze.
- Gib mir bitte eine Katze.
6. научить детей использовать числительные от 1 до 5 в комбинации с названиями животных: zwei Lowen.
7. предъявить и организовать тренировку в употреблении существительных во множественном числе, обозначающих названия животных: Mause, Wolfe, Hunde, Vogel.

1. Игрушки: несколько медведей, волков, зайцев, кошек, мышек, птичек;
2. 2-3 куклы средних размеров;
3. маски: несколько львов, кошек и т.д.
4. цветные квадратики из бумаги, символизирующие цвета красок.


Тема №5
Задачи темы
Наглядные пособия


«Мы играем и поем»

(4 занятия)
1. Расширить словарный запас детей за счет новых лексических единиц: ein Apfel, eine Apfelsine в речевом образце Das ist ein Apfel; tanzen, singen в речевом образце Ich tanze. Tanzt (tanze); und;
2. ввести и активизировать новый речевой образец: Ich heibe.
3. научить понимать и строить монологическое высказывание типа: Ich bin eine Junge(Madchen). Ich heibeIch bin lustig.
4. научить вести диалоги типа:
Ist das ein Lowe?
Ja, das ist ein Lowe.
Lowe, das ist ein Apfel. Nimm, bitte!
Danke!
5. активизировать навыки, приобретенные на предыдущих занятиях, в известных и новых игровых ситуациях.


1. Муляжи конфет, яблок и апельсинов (с таким расчетом, чтобы на каждого ребенка приходилось по 2 любых предмета);
2. кукла-мальчик;
3. игрушки, маски: звери и птицы;
4. платок, колпак клоуна.


Тема №6
Задачи темы
Наглядные пособия


«Большие и маленькие»

(5 занятий)
1. Закрепить ранее приобретенные навыки в известных детям и новых игровых ситуациях;
2. расширить словарный запас детей за счет введения новых лексических единиц: grob, klein, rot, blau, grun, schwarz и научить правильно употреблять эти л.е. в речевом образце: Die Katze ist klein (Schwarz).
3. обучение монологическим высказываниям:
1). Das ist eine Katze. Die Katze ist weib. Katze, lauf zu mir!
2). Ich bin ein Elefant. Ich bin grob.
4. обучение аудированию (загадки о животных): Ich bin grob. Ich bin grau. Ich laufe.
5. формирование понятия об определенном артикле мужского и женского рода.
1. Игрушки: собаки –большие и маленькие, черные – белые; волки – большие и маленькие, серые; крокодилы – большие и маленькие, зеленые; кошки – большие и маленькие, разных цветов и др.


Тема №7
Задачи темы
Наглядные пособия


«Времена года»

(4 занятия)

1. Расширение активного словарного запаса детей за счет новых л.е.: Der Frьhling, der Sommer, der Herbst, der Winter; wir, mein; ein Haus; die Pilze, die Beeren
2. предъявить и научить использовать новые речевые образцы: Wir springen. Wir sеhen Samen.
· Der Sommer ist da!
3. развитие умений строить монологические высказывания типа: Ich bin Fruhling. Das ist mein Haus. Mein Haus ist blau. Ich giebe Blumen.
4. научить понимать вопросы: Was ist das? И отвечать Das ist
5. инсценировать сказку о временах года.

1. Небольшие куски ткани с доминирующими белым, желтым, голубым, зеленым цветом, символизирующими разные цвета времен года;
2. белая ткань или вата (снег), бумажные снежинки, снеговик из бумаги;
3. кусок голубой легкой ткани (голубое небо);
4. голубой серпантин или «дождь»;
5. бумажные кораблики;
6. листья из цветной бумаги;
7. солнышко из желтой бумаги;
8. цветы, грибы, ягоды (муляжи);
9. картинки с изображение всех времен года.



Тема №8
Задачи темы
Наглядные пособия


«Повторение»

(1 занятие)

1. Повторить в игровых ситуациях материал, изученный на предыдущих занятиях;
2. активизировать ранее приобретенные навыки и умения.

1. Игрушки (звери);
2. квадратики цветной бумаги;
3. куклы: Бумми, мальчик, новая кукла - Петрушка, колпак Петрушки.




Календарно-тематическое планирование

Тема занятия
Дата по плану
Дата по факту



1 «а»
1«б»
1 «в»
1 «а»
1«б»
1 «в»


Первое знакомство.








Учимся прощаться.








Семья








Мои друзья








Повторение.








Животные – наши друзья








На лошадке.








Идем в зоопарк








Наши игрушки.








Повторение.








Одна кошка, две кошки..








Один, два, три - мы считаем.








Сколько свечей на торте?








День рождения.








День рождения.








«Мы как радуги цвета..»








Играем в карнавал.








В магазине игрушек.








В магазине игрушек.








Читаем «Котенок по имени Гав».








Чего мы только ни делаем!








В продуктовом магазине.








В продуктовом магазине.








Читаем сказку. «Принцесса на горошине»








Наши питомцы: какие они?








Кто больше?








Рисуем животных.








А теперь загадки!








Читаем сказку. «Репка».








За что мы любим лето?








За что мы любим зиму?








Сказка о временах года.








Сказка о временах года.








Повторение.








III. Организационно- педагогические условия реализации образовательной программы
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательной деятельности обучающихся:
коллективная,
групповая,
парная,
индивидуальная.
Организация аудиторных занятий, определение формы аудиторных занятий:
учебное занятие,
игры (словесные, подвижные, музыкальные),
праздник,
тренинг,
интерактивная экскурсия.
Просмотр видеосюжетов,
Инсценирование песенок, стихов,
Постановка сказок,
Прослушивание аудиозаписей с опорой и без опоры на наглядность.
Наполняемость объединения: 10-15 обучающихся
Продолжительность одного занятия: 30 минут.
Объем нагрузки в неделю: один раз в неделю.
Средства обучения:
Формы подведения итогов реализации программы:
выставки работ обучающихся,
мини – викторины,
открытые уроки,
инсценирование сказок

Средства обучения:
Перечень оборудования (инструменты, материалы, и приспособления)
1. Авторские методики/разработки:
разработка тем программы;
описание отдельных занятий;
сценарии театральных постановок.

2. Учебно-иллюстративный материал:
слайды, презентации по темам;
видеоматериалы по темам;
аудиоматериалы по темам;
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты);
натурные объекты: реквизит к спектаклям, театральным постановкам.

3. Методические материалы:
методическая литература для учителя;
литература для обучающихся;
подборка журналов.

4. Материально-техническое обеспечение:
игровые средства обучения (игротека): набор кубиков, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.
сценическая ширма (сцена, актовый зал);
проектор;
элементы театральных декораций;
персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками, для обработки сценарного и музыкального материала;
материальная база для создания костюмов.








IV. Планируемые результаты освоения образовательной программы
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы культурологической и научно- познавательной направленности «ИКТ в немецком языке» к концу первого класса у обучающихся:
сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширится лингвистический кругозор;
будет получено первичное представление о стране изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;
будут заложены основы коммуникативной культуры, т. е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными с речевыми партнёрами;
сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Немецкий язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком в следующих классах.
К окончанию первого года обучения по дополнительной общеобразовательной программе школьники будут знать и уметь:
знать детские песни и рифмовки на немецком языке;
знать немецкий алфавит;
уметь читать слова, фразы, простые предложения на немецком языке;
уметь отвечать на вопросы;
уметь вести диалог по образцу;
понимать на слух элементарные фразы;
уметь составить рассказ о себе и своей семье.
В результате изучения иностранного языка в первом классе у обучающихся появятся первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.
В результате реализации данной программы учащиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами являются:
общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметными результатами являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора первоклассника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
формирование мотивации к изучению иностранного языка;
Предметными результатами являются: овладение начальными представлениями о нормах немецкого языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.

V. Система оценки результатов освоения
образовательной программы
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта, проведения концерта, праздника.
Формы подведения итогов:
Итоговой работой по завершению каждой темы являются:
Ролевые игры. 
Подвижные игры.
Лексические игры.
Инсценировка сюжетов общения. 
Изготовление поделки: аппликации
Инсценировка сказки.
Изготовление поделки: новогодней игрушки.
Оформление и подписание поздравления.
Цветовой диктант.
Декламирование стихов.
Диктант - рисунок.
После года обучения педагогу стоит провести показательный мини-спектакль, используя творчество и фантазию детей.


























Приложение № 1
Календарный учебный график
Начало ученого
года
1 сентября 2016 года

Продолжительность учебного года
33 недели

1 триместр
1 сентября – 30 октября 2016 г.
12 учебных недель

Осенние каникулы
31 октября- 6 ноября 2016 г.
7 календарных дней

2 триместр
1 декабря 2016 г.- 28 февраля 2017 г.
10 учебных недель

Зимние каникулы
31 декабря 2016 г.- 8 января 2017 г.
9 календарных дней

Дополнительные каникулы
20 февраля- 28 февраля 2017 г.
9 календарных дней

3 триместр
1 марта- 25 мая 2017 г.
11 учебных недель

Весенние каникулы
08, 25 марта- 02 апреля, 1,8, 9 мая 2017г.
13 календарных дней

Всего учебных недель
33 недели

Всего дней каникул
38 календарных дней








Приложение № 2
Методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательной программы
1. Учебно-иллюстративный материал:
слайды, презентации по темам;
видеоматериалы по темам;
аудиоматериалы по темам;
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты);
2. Методические материалы:
методическая литература для учителя;
3.Материалы по результатам освоения программы:
перечень творческих достижений;
фотографии и аудиозаписи мероприятий
4. Материально-техническое обеспечение:
игровые средства обучения (игротека): набор кубиков, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок и пр.
настольные игры
элементы театральных декораций;
персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками
проектор, интерактивная доска












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815




Заголовок 115