Урок мужества, посвященный 71-летию Сталинградской битвы «Подвиг твой бессмертен, солдат!»



Cталинградская битва

Урок мужества, посвященный 71-летию Сталинградской битвы
«Подвиг твой бессмертен, солдат!»

с.Ивашевка

Классный руководитель: Чугунова Т.Н.

Цель: воспитание патриотизма, знакомство с историей страны через знания о Сталинградской битве.

Задачи:
- дать знания о переломном моменте Великой Отечественной войны;
- формировать нравственные качества – мужество, стойкость, героизм на примере подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- способствовать развитию познавательной активности через интересные факты о мужестве и героизме советских людей в трудные военные годы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, материал видеопрезентации «Сталинградская битва», рисунки школьников о войне

Классный руководитель:

- Дорогие ребята, уважаемые педагоги и гости нашей встречи!
Январь и февраль памятны на исторические события. В эти дни наша страна вспоминает три важные военные даты – битву за Москву, блокаду Ленинграда и Сталинградскую битву.
Время успело запахать траншеи на местах былых сражений. Однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.
Сегодня мы - участники необычного урока – Урока мужества, посвященного памяти событий Великой Отечественной войны, 71-летию победы советских солдат в Сталинградской битве.

Чтец. История не терпит суесловия.
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
(звучит мелодия песни «Священная война»)

С 22 июля 1941 года жестокая Великая Отечественная война круто изменила жизнь людей, живущих в Советском Союзе. Война вошла в каждый дом. На фронт ушло почти все население огромной страны.
За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком они прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а потом нелегкий путь победоносного наступления.

30 сентября 1941 года 77 гитлеровских дивизий начали наступление на Москву, к которой подошли, почти не встречая достойного сопротивления. В планах немецкого командования было мощными ударами трех танковых группировок разбить оборону советских войск, окружить Москву и захватить ее, тем самым завоевать наше государство. Но планы врага не осуществились. Москвичи трудились по 12-18 часов в сутки, обеспечивая фронт всем необходимым: оружием, боеприпасами, боевой техникой, медикаментами, одеждой, продуктами питания, ополченцы строили укрепительные сооружения. Страна работала на полную победу. Народ проявлял великий героизм и одержал первый значительный успех в январе 1942 года.

8 сентября 1941 года - 27 января 1944 года – это время страшной осады врагом Ленинграда. Окруженный со всех сторон гитлеровскими войсками героический город умирал, но не сдавался. 900 блокадных дней ленинградцы – жители города и его защитники проявляли великое мужество. Без пищи, без воды, без света и тепла, под бомбами и снарядами, с самой низкой нормой хлеба – 250 г на работающего, 125 г на служащего и иждивенца в сутки выстаивал этот город. От слабости умирали рабочие на улице, дома умирали дети и старики. Умирали целыми семьями. Это мужество нужно помнить, этому мужеству надо поклоняться! Город умирал, но не сдавался. В нем даже создавалась музыка, которая помогала ленинградцам жить.

(Звучит фрагмент Седьмой симфонии Шостаковича, написанной в Ленинграде)

Даты Сталинградской битвы как вехи мировой истории:
17 июля 1942 года – начало Сталинградской битвы
13 сентября 1942 года – 31 января 1943 года – время осады врагами Сталинграда.
2 февраля – годовщина окончания Сталинградской битвы

Послушаем выступление учащихся 7 класса о том беспощадном времени.
(звучит стихотворение «Сталинград»)

Я помню бой в степи, под Сталинградом. Хотелось пить – и ржавая вода для нас была единственной отрадой –  её мы приносили из пруда.  Разрывы мин кругом. Не сделать шагу, чтоб не упасть. Но кто-то полз туда и падал, не успев наполнить флягу живой водой из мертвого пруда. Воды, воды!.. Но в небе, словно вата, пылали кучевые облака. И снилась Волга раненым солдатам – отчизны милой славная река. Орде не покорившаяся вражьей, она легла преградой смертной ей Измученный бессонницей и жаждой, шутил сержант: “ Ребята, веселей! Дождь будет утром – видно по закату. Переживем, здесь ночь не так долга. Мы – русские! А русскому солдату не занимать терпенья у врага!” Расстались мы с сержантом в сорок пятом, когда победный отгремел салют. Я вновь в степи, где раньше был солдатом, где нынче шлюзы над землей встают. Еще леса не радуют здесь взгляда, еще не вышли в плаванье суда, но плещется у борта земснаряда, врываясь в степи, волжская вода. И кажется мне: тут, где снова жарко, но не от взрывов и не от огня, я встречу батарейного сержанта и обниму его, а он меня. И на площадке, там, где встали краны, где нас фашизм испытывал бедой, счастливые, поднимем мы стаканы с пришедшей в степи волжскою водой!


Сталингра
·дская би
·тва (17 июля 1942 2 февраля 1943) боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда и разгрому крупной стратегической немецкой группировки в междуречье Дона и Волги в ходе Великой Отечественной войны - является крупнейшей сухопутной битвой в ходе второй мировой войны, которая наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. Сражение включало в себя попытку вермахта захватить левобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние Красной армии и вермахта в городе и контрнаступление Красной армии (операция «Уран»), в результате которого 6-я армия и другие силы союзников нацистской Германии внутри и около города были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен.

По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек. Державы Оси потеряли большое количество людей и вооружений и впоследствии не смогли полностью оправиться от поражения.
Для Советского Союза, который также понёс большие потери в ходе сражения, победа в Сталинградской битве положила «начало массовому изгнанию захватчиков с советской земли», за которым последовали освобождение оккупированных территорий Европы и окончательная победа над третьим рейхом в 1945 году.

По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла все предшествовавшие ей сражения мировой истории.
(чтение отрывка из сборника «Сталинградская битва» с.43)
Героическая оборона: создание Сталинградского фронта (командующий маршал С.К.Тимошенко) - три армии 63-64 (В.Я.Колпанчи, В.И.Кузнецов, В.И.Чуйков), еще три армии, две воздушные армии, Волжская флотилия, создавались танковые бригады, пополнялся личный состав и техника.
23.10.42 - создан Сталинградский Городской Комитет Обороны, строились оборонительные рубежи.
С 17 июля уже шли оборонительные бои, 23 числа немцы пошли в наступление, 28 июля издан Приказ И.В.Сталина «Пора кончать отступление. Ни шагу назад!». В ожесточенных сражениях советские воины проявили высокие образцы мужества и отваги.
23 августа ожесточенная бомбардировка города врагом, город горел, был страшно разрушен. Бои начались на улицах города.

( рассказы учащихся Мещеряковой М.(6 кл.), Ямщиковой Е.(5 кл.) о боях за железнодорожный вокзал и завод «Красный Октябрь»)

Контрнаступление советских войск с.60 - 65 – рассказ учителя истории Мансурова К.Г,

(Показ слайдов презентации «Сталинградская битва»,сопровождающийся рассказом классного руководителя)

Символ мужества и стойкости
О Сталинградской битве говорят с.73

Страна выстояла страшные месяцы войны. Но остановить врага удалось ценой огромных потерь и человеческих жертв. Больше полугода длилось это страшное испытание.
Не зря в народе говорится: «Из одного металла льют - медаль за бой - медаль за труд». В грозное для нашей страны время и те, кто сражался на фронте, и те, кто не дожил да светлого дня Победы, и те, кто крепил Красную Армию героическим трудом в тылу – выдержали суровый экзамен, приблизили час Великой Победы, сделали нашу жизнь мирной и счастливой. Низкий им за это поклон! Поклон земле суровой, славной земле геройского Сталинграда!
Много доблестных славных бойцов защищали Родину. Многие погибли в боях. Многие вернулись с поля боя домой.

Благодарим, солдаты, Вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!

Почтим их память Минутой молчания.

(Звук метронома, звучит Минута молчания)

Классный руководитель:

Вечная память великим тем годам!
Низкий поклон солдатам и офицерам, труженикам тыла ВОВ!
Подвиг наших солдат бессмертен, подвиг наших людей в тылу достоин уважения и памяти. Стойкость и мужество советских людей приблизили великую Победу в мае 1945 года.
Молодому поколению и будущим гражданам России надо помнить о них и равняться на них! И стремиться, чтобы война не повторилась.

(Выступление жительницы села Царегородцевой И.И. о воспоминаниях отца об окончании ВОВ, о том, как встречали советских солдат за рубежом в далекой Болгарии)

Завершается наш урок, и пора подводить его итоги. Поблагодарим всех ребят и учителей – предметников, классных руководителей, помогавших провести этот час, за то, что рассказали нам о страшных военных временах нашей Родины и необходимости помнить то время и людей того времени, которое коснулось каждой семьи, каждого рода.

Спасибо. До новых встреч!






































14 февраля - День святого Валентина

Проведен 14 февраля 2013 года
с.Ивашевка

Классный руководитель: Чугунова Т.Н.

Цель: формирование у учащихся целостных представлений о месте человека в обществе, значимости каждого человека в коллективе, в социальной среде родного края.

Задачи:
- дать знания об истоках традиции празднования Дня влюбленных в мире и в России;
- формировать представление о важнейшей составляющей человеческого общения – эмоциональных чувствах;
- способствовать развитию познавательной активности через интересные конкурсы, факты о быте и традициях разных народов.

Оборудование:предметы для проведения конкурсов- муляжи фруктов, овощей

Ведущая: Добрый день! Мы рады Вас приветствовать. Кто знает, какой сегодня день, что за праздник? Правильно! День Святого Валентина – день всех влюбленных!!! А что Вы знаете о празднике?

Классный руководитель:
Праздник влюбленных, или День Святого Валентина, отмечается в Европе с 13 века, в США – с 1777 года. В России этот праздник начали отмечать с 1990 года, хотя на Руси был свой праздник влюбленных – 8 июля в день празднования святых мучеников Петра и Февронии.
Почему именно этот день Валентина считается праздником влюбленных, существует немало красивых легенд. Англичане, к примеру считают, что с 14 февраля природа делает поворот к весне, и у птиц начинается сезон брачных игр, даже старая английская поговорка гласит: «В День Святого Валентина все птицы в воздухе соединяются парами»
Есть и другое подтверждение тому, что 14 февраля – день влюбленных. Говорят, что жил в 3 веке в городе Тернии (Римская империя) святой великомученик Валентин. По одним данным он был простым христианским священником, другие легенды возводят его в ранг епископа.

15