Методическая разработка круглого стола на отделении «Фортепиано» тема: « Разнообразие жанров ансамблевого исполнительства, как форма мотивации на уроках фортепиано у учащихся разных специальностей в рамках среднего специального образования»


министерство образования и науки республики казахстан
управление образования северо-казахстанской области
коммунальное государственное учреждение « комплекс колледж искусств – специализированная школа- интернат для одаренных детей
музыкально-эстетического профиля»
Методическая разработка круглого стола
на отделении «Фортепиано»
тема: « Разнообразие жанров ансамблевого исполнительства, как форма мотивации на уроках фортепиано у учащихся разных специальностей в рамках среднего специального образования»
Г.Петропавловск 2014 год
Цель: определить понятие мотивации в образовательном процессе, установить формы мотивации на уроках фортепиано у учащихся разных специальностей в рамках среднего специального образования, определить значимость ансамблевого исполнительства на уроках фортепиано для учащихся, определить влияние жанрового разнообразия на мотивацию в обучении.
Участники: методист комплекса «Колледж искусств - ШОД», заведующая ПЦК «Фортепиано», преподаватели общего фортепиано, учащиеся разных специальностей 1-4курс колледжа искусств.
Условия и оборудование: зал, два рояля, стулья, столы, педагогическая и методическая литература, ноутбук, нотный материал, папки, видеокамера, фотоаппарат.
Этапы проведения, их задачи и время реализации:
Предварительная подготовка. Участникам в начале полугодия была сообщена тема круглого стола.
Задача: вспомнить понятийный аппарат, сформировать мнение по теме.
Круглый стол:
1) выступление учащихся;
Задача: представить произведения разных жанров в ансамблевой игре.
Регламент: время не ограниченно.
2) определение жанров прозвучавших музыкальных произведений;
Задача: определить понятие жанра и его разновидности, определить, чем различаются разные жанры между собой.
Время 15-20 минут
3) определить понятие мотивации в образовательном процессе, установить формы мотивации на уроках фортепиано у учащихся;
Задача: определить мотивы учебной деятельности вообще, а также мотивы обучения игры на фортепиано, познакомиться с типами мотивации учебной деятельности. Значение репертуара. Роль ансамбля в обучении игры на фортепиано.
Время 30-40 минут
4) обращение к рабочим программа по общему фортепиано;
Задачи: убедиться в соответствии используемого репертуара и необходимых направлений в занятиях.
3) и 4) этапы – это обмен мнениями в форме дискуссий;
Помимо основных задач, необходимо дать возможность участникам представить свое мнение и опыт по теме и взять на заметку мнения других участников, для учащихся – расширить музыкальный кругозор.
5) Подведение итогов
Задача: рефлексия участников.
Время 10 минут
Организация работы круглого стола
Этап 1. Участники усаживаются в зале. В выбранном заранее порядке начинают звучать музыкальные произведения разных жанров в исполнении учащихся разных специальностей в ансамблевом исполнении.
Прозвучали произведения:
Мендельсон «Свадебный марш», исполняли Сагдеева Шынар и Кукузова Жанара;
А. Хачатурян «Вальс» к драме Лермонтова «»Маскарад», исполняли Давыдова Мария и Аверина Алена;
Шмитц «Заводные буги», исполняли Негрило Эдуард и Каюнова Ирина;
Е. Доги «Сонет», исполняли Култышева Адель и Иванов Влад;
Петров «Красивая бабочка», исполняли Киянцева Инна, иллюстратор Нурудинова Карина;
Шерлинг «Колыбельная Бертлэнда», исполняли Федорик Леонид и Лопухина Екатерина;
Тема Чака Рио «Текила» переложение Е. Поддубной, исполняли Штогрина Татьяна и Капитонова Александра;
Стукалин «Следствие ведут колобки», исполняли Микаш Нурмухамед и Ибрагим Торгын;
В. Дашкевич увертюра из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона, исполняли Мавлянов Ислам и Калинина Надежда»;
Русская народная песня «Волга-реченька», обработка Камалдиновой, исполняли Данилова Кристина, иллюстратор Шибалина Юлия.
Этап 2. Начинается обсуждение в рамках основной темы, по разным понятиям: определяется понятие жанра и его разновидности, определяется, чем различаются разные жанры между собой.
Чем различаются музыкальные жанры между собой?
А чем же один жанр отличается от другого? Конечно же, не только названием. Существует четыре главных параметра, которые помогают опознать тот или иной жанр и не спутать его с каким-нибудь другим, похожим типом сочинений. Это:
- тип художественно-музыкального содержания;
- стилевые особенности данного жанра;
- жизненное назначение произведений данного жанра и выполняемая ими роль в обществе;
- условия, в которых возможно исполнение и прослушивание (просмотр) музыкального произведения конкретного жанра.
Что всё это значит? Ну, например, возьмём в качестве примера такой жанр как «вальс». Вальс – это танец, и это уже о многом говорит. Раз это танец – значит, музыку вальса играют не всякий раз, а именно тогда, когда нужно танцевать (это к вопросам условий исполнения). Зачем танцуют вальс? Иногда для развлечения, иногда, чтобы просто насладиться красотой пластики, иногда и потому, что танцевать вальс – это традиция праздника (это к тезису о жизненном предназначении). Для вальса как танца характерно кружение, лёгкость, а потому и в музыке его есть то же мелодическое кружение и изящная ритмичная трёхдольность, в которой первая доля – сильная как толчок, а две – слабые, полётные (это имеет отношение к стилистическим и к содержательным моментам).
Основные музыкальные жанры
Все музыкальные жанры с большой долей условности можно распределить в четыре категории: жанры театральные, концертные, массово-бытовые и культово-обрядовые. Рассмотрим каждую из названных категорий в отдельности и перечислим основные музыкальные жанры, которые туда входят.
Театральные жанры (главные здесь – опера и балет, кроме того на сцене идут оперетты, мюзиклы, музыкальные драмы, водевили и музыкальные комедии, мелодрамы и т.д.)
Концертные жанры (это симфонии, сонаты, оратории, кантаты, трио, квартеты и квинтеты, сюиты, концерты и т.д.)
Массово-бытовые жанры (здесь, главным образом, мы говорим о песнях, танцах и маршах во всём их многообразии)
Культово-обрядные жанры (те жанры, которые связаны с религиозными или праздничными обрядами – например: рождественские колядки, масленичные песни, свадебные и погребальные плачи, заклинания, колокольные звоны, тропари и кондаки и др.)
Почти все основные музыкальные жанры мы назвали (опера, балет, оратория, кантата, симфония, концерт, соната – это наиболее крупные). Они действительно являются основными и поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый из названных жанров имеет по нескольку разновидностей.
И ещё… Не нужно забывать о том, что разделение жанров между этими четырьмя классами очень условно. Бывает так, что жанры кочуют из одной категории в другую. Например, это происходит тогда, когда настоящий жанр музыкального фольклора воссоздаётся композитором на оперной сцене (как в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»), или в каком-нибудь концертном жанре – так, к примеру, в финале 4-й симфонии Чайковского процитирована очень известная народная песня.
Музыкальные жанры:
Песня, марш, танец – это три основные жанровые сферы, в которых музыкальное начало находится в неразрывном единстве со словом и движением. В них формируются все жанровое многообразие музыкальной культуры, вместе с тем они близки мировоззрению учащегося и помогают ему сразу же включиться в процесс активного творческого действия.
Жанровые определения песни, марша, танца обычно не требуют длительных словесных пояснений, поэтому данные понятия можно вводить и закреплять через показ ярких и чистых в жанровом отношении образов, в которых не встречались бы смешанные типы (например, танцевальная песня).
Прослушивание разножанровых образцов и их чередование помогают ученикам ярче ощутить жанровый контраст произведений. Осознание характера музыки сочетается в этой работе с изучением элементов музыкальной грамоты и нотной записи.
Народная музыка – музыка различных народов мира. Наро́дная му́зыка, музыка́льный фолькло́р, или фолк-му́зыка (англ. folk music) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение.
Духо́вная му́зыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан, а в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии)
Латиноамериканская музыка – обобщённое название музыкальных стилей и жанров стран Латинской Америки, а также музыка выходцев из этих стран, компактно проживающих на территории других государств и образующих большие латиноамериканские сообщества (например, в США). Является сплавом многих музыкальных культур, однако её основу составляют три компонента: испанская (либо португальская), африканская и индейская музыкальные культуры. Как правило, латиноамериканские песни исполняются на испанском или португальском языках, реже — на французском. В разговорной речи часто используется сокращённое название «латинская музыка» ( румба, сальса, самба, танго, ча-ча-ча…).
Индийская классическая музыка – одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Её истоки традиционно связывают с Ведами, в первую очередь с «Сама-ведой» (второе тысячелетие до новой эры), останавливающейся на музыке подробнее других Вед (объясняя, как исполнять гимны «Риг-веды») и прочно связывающей истоки музыки с религиозно-магической практикой индуизма. Индийская классическая музыка стремится к монофонии, и при ансамблевом исполнении единственная мелодическая линия оформляется фиксированными бурдонными звуками. Мелодические построения называются рага, ритмические — тала. Трактат о театре, музыке и танце «Натья-шастра» (первые века новой эры) демонстрирует, что уже до его создания индийцы обладали высокоразвитой музыкальной системой. «Натья-шастра» также фиксирует важную связь музыки с танцем и драмой. Под влиянием мусульманской культуры в Средние века важным становится распевное исполнение авторской поэзии, которое адаптировалось индийской культурой и стало важной частью классической музыки.
Европейская классическая музыка- средневековье, возрождение, барокко, классицизм, романтизм, салонная музыка, модернизм, импрессионизм, электронная европейская классическая музыка, оркестровая музыка, симфоническая музыка, академическая музыка, камерная музыка, вокальная, хоровая музыка.
Блюз - музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Является (наряду с рэгтаймом, ранним джазом, рэпом и др.) одним из наиболее влиятельных вкладов афроамериканцев в мировую музыкальную культуру, сложившимся из таких её проявлений, как «рабочая песня», холер (ритмичные вскрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов (, спиричуэлс (христианские песнопения в особой манере), шант и баллады (короткие стихотворные истории). Блюз во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп», «джаз», «рок-н-ролл» «соул».
Джаз - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей (диксиленд, биг бэнд, буги-вуги, босса-нова, хард-боп...)
Ка́нтри - наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности в США не уступающая поп-музыке. Кантри объединяет две разновидности американского фольклора — это музыка белых поселенцев, обосновавшихся в Новом Свете в XVII—XVIII веков и ковбойские баллады Дикого Запада. В этой музыке сильно наследие елизаветинских мадригалов, ирландской и шотландской народной музыки. Основные музыкальные инструменты этого стиля — гитара, банджо и скрипка.
Шансон, романс, авторская песня.
Электро́нная му́зыка - широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ). Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX века, электронная музыка как самостоятельный жанр утвердилась во второй половине XX века — начале XXI века и включает сегодня в свой обширный жанрово-стилевой спектр десятки разновидностей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки. Электронная музыка оперирует звуками, которые образуются при использовании электронных технологий и электромеханических музыкальных инструментов. Примерами электромеханических музыкальных инструментов могут служить телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Чистый электронный звук получают с помощью таких инструментов, как терменвокс, синтезатор и компьютер.
Рок-му́зыка - обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее. Некоторые отличительные особенности рок-музыки, например, использование электромузыкальных инструментов либо творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, мерсибит, до агрессивных жанров - хэви-метала, глэм-метала, треш-метала, блэк-метала и брутальных поджанров дэт-метала, грайндкора. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и так называемой «попсе». Более определённо можно говорить о, так называемой, «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сравнении с иными видами музыки, динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ. («конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание).
Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования предпринимались попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки.
Поп – (эстрадная музыка, диско, поп, этно-поп) - направление музыки, вид современной массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки. Является самым популярным направлением в современной музыке.
Основные черты поп-музыки как массовой культуры — простота, мелодичность, вокал и ритм, с меньшим вниманием к инструментальной части. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке — песня.
Поп-музыка включает в себя такие поджанры, как европоп, латина, диско, синтипоп, танцевальная музыка и други
Рэп - ритмичный речитатив, обычно читающийся под бит. Исполнитель рэпа называется рэ́пером (не путать с репе́ром), или более общим термином MC.
Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; поэтому, в особенности, в бытовом разговоре он часто используется как синоним понятия хип-хоп. Однако рэп как речитатив используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. Достаточно часто, особенно в связи с высокой популярностью, рэп используется в поп-музыке, образуя поп-рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного RnB также нередко используют рэп в своих композициях.
Иные - прикладная музыка, функциональная музыка, салонная музыка, музыка для лифтов, продакшн-музыка, саундтрек , музыка к фильму, музыка в компьютерных играх, военная музыка, интуитивная музыка, экспериментальная музыка, авангардная музыка, сюрреалистическая музыка, космическая музыка, танцевальная музыка, маргинальная музыка, медитационная музыка, лоу-фай, детская музыка, вокально-инструментальная музыка, вокальная музыка.
Прозвучавшие произведения, прежде всего, заняли потрясающее место в нашей жизни, благодаря своей популярности! Это и классика, это и музыка к мультфильмам, музыка к кинофильмам, джаз, народная песня!
Этап 3. Начинается обсуждение такого понятия, как - понятие мотивации в образовательном процессе. Но так как нас интересует вопрос мотивации в обучении игре на фортепиано, то обсуждение форм мотивации на уроках фортепиано у учащихся – основная задача этого этапа.
Понятие о мотивах. Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
А.Н. Леонтьев различает понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив получить возможность погулять. В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий.
Изучение мотивов предполагает проникновение в их иерархию, где одни из них выполняют функцию побудительную — это ведущие смыслообразующие мотивы. Любая деятельность полимотивирована. В каждой конкретной деятельности складывается определенная иерархическая структура.

Типы мотивации учебной деятельности. Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
• мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
• мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.
В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Учение рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это - наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.
Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.).
Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).
Познавательные мотивы включают:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;
3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т . д.).
Социальные мотивы включают:
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;
2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.
Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей;
3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.
Теперь, целесообразно будет разобраться в формах мотивации игры на фортепиано.
Прежде чем приступить к анализу данной проблемы, необходимо определиться в понимании основных терминов – «репертуар» учащихся и «мотивация музицирования» или иначе говоря, «мотивация обучения игре на фортепиано».
С нашей точки зрения понятие «репертуар» должно включать три признака:
Первый признак – это совокупность, комплекс, система произведений (на этот признак указывают все источники научно-методической литературы).
Второй признак - это идейная направленность, круг, спектр ценностных ориентаций субъекта.
Третий признак - технические возможности исполнения определяемого комплекса произведений.
Следует помнить, что основной задачей в педагогике является - личностный подход - принцип психологии: индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием её отражающей системы, определяющей все другие психические явления, такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт которого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Таким образом, мы пришли к следующему понятию репертуара:
«Репертуар» - это совокупность произведений, определяющих субъективную идейную направленность, круг ценностных ориентаций, а также технические возможности исполнителя, способного выражать свои идейные предпочтения, посредством исполняемого комплекса произведений, ролей (партий).
В таком определении понятия «репертуар» внимание акцентируется как минимум на два аспекта:
1) характер содержания музыки и технических средств выразительности;
2) субъективные возможности исполнителя как по техническим аспектам музицирования, так и его готовности (или неготовности) усвоения идейно-образного содержания музыкального произведения.
Под «мотивацией музицирования», мы будем понимать как внутреннее состояние, характеризующееся влечением, желанием, стремлением индивида к удовлетворению потребностей воспроизведения музыки личностно значимой и привлекательной для него.
Значение репертуара в развитии музыкальных интересов, предпочтений учащихся и сохранности их мотивации музицирования.
Основа работы на уроках фортепиано - индивидуальное обучение, что позволяет преподавателям не только научить ребенка играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею; воспитать у ученика качества, необходимые для овладения данным видом искусства, а также осуществлять непосредственное влияние на своего воспитанника, сочетать в своей работе воспитание - выявление и развитие лучших задатков ученика и обучение, то есть передачу ученику знаний, умений, приемов исполнительской работы.
Учебный процесс должен быть организован так, чтобы он содействовал развитию у учащихся любви к музыке и расширению их общемузыкального кругозора.
Одна из специфических особенностей различных видов исполнительского искусства заключается в том, что воспитанию артистов служит сам художественный “объект” - репертуар.
Современный педагогический репертуар по фортепиано поистине необозрим. Он включает в себя разнообразнейшую музыку от добаховских времен до наших дней, от фольклорных песен до современных народных обработок. Сохраняя как незыблемую основу свой классический «золотой» фонд – от Баха до Прокофьева и Бартока, - педагогический репертуар постоянно обновляется. Основные источники его пополнения - это сочинения современных композиторов, создаваемые специально для музицирования, обработки народных песен, эстрадные произведения, а также новые публикации произведений старинных мастеров. Каждый педагог изучает педагогический репертуар в течение всей своей творческой жизни. Индивидуальный план ученика по фортепиано складывается из произведений различных эпох и стилей, - именно такая установка способствует, по мнению опытных педагогов, наиболее интенсивному музыкальному и техническому развитию музыкантов. Следует обращаться к музыке различных национальных школ, к творчеству и старинных композиторов, и наших современников. Достаточно широкий диапазон материала призван, на наш взгляд, наиболее действенно и многосторонне образовывать вкус молодых музыкантов, способствовать накоплению эстетических впечатлений.
При выборе нового материала, мы руководствуемся, с одной стороны, его художественной ценностью, а с другой - доступностью (с точки зрения образного содержания и технической сложности) для учащихся, обучающихся в среднем специальном учебном заведении (в частности в колледже искусств). Встречи с музыкой старых мастеров неизменно доставляют подлинную творческую радость; высокие эстетические и инструктивные качества этой музыки, проверенные временем, не нуждаются в рекомендациях. Поток фортепианной музыки, принадлежащей перу современных композиторов, весьма разнороден.
Произведения, с которыми сталкивается учащийся, должны обладать конкретностью и образностью музыкального материала. Если обратиться к репертуару произведений, которые были озвучены на первом этапе, то можно убедиться, что произведения все имеют очень яркие образы, которые рождают огромное количество ассоциаций у каждого! «Свадебный марш» Мендельсона, «Вальс» к драме Лермонтова «Маскарад», В. Дашкевич увертюра из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»…
Долг педагога не только пробудить интерес к музыке и привить любовь к ней. Он должен, что гораздо труднее, привить интерес и любовь к тому серьезному труду, которого требуют занятия музыкой. Если педагогу удастся этого добиться, то этим будет решаться задача воспитания определенных черт характера ученика: самостоятельность, ответственность, внимание, терпение, воля, дисциплина, что в свою очередь ведет к более эффективной работе над музыкальным произведением.
Одна из важнейших задач, которая стоит перед музыкантами нашего времени - содействовать формированию достаточно высокого музыкального вкуса у учащихся, умению отличать доброкачественную музыку от недоброкачественной, способности понимать умом и сердцем разницу между серьёзной музыкой, с одной стороны, и легкой - с другой.
Важность правильного выбора репертуара при обучении игре на фортепиано признается всеми педагогами. О требованиях к его подбору написаны многочисленные пособия, методические разработки и теоретические труды.
При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребёнка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребёнку предложить эмоциональному ребёнку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт, же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные произведения.
Репертуар должен быть разнообразным, чтобы заинтересовать ребёнка все новыми заданиями, быстро расширять круг его музыкальных представлений и развивать разнообразные двигательные навыки.
Репертуар воспитывает не сам по себе, он является лишь средством в руках педагога; от последнего зависит, в каком освещении предстанет перед учащимся произведение, какими путями пойдет работа над ним, чему научится учащийся в результате этой работы.
Если педагогу удалось увлечь учащегося подлинным произведением искусства - пусть это будет для начала народная песня в одноголосном изложении, - это означает, что он подобрал ключ к его душе, что он затронул лучшие его чувства. Идя этим трудным путем, он может надеяться постепенно, развить его вкус, его лучшие задатки.
Использование художественно-ценных произведений обогащает музыкальное развитие учащегося, его музыкальные представления, развивает его музыкальный вкус.
Художественное и эстетическое чувство и вкус, возникнув и развившись под влиянием встреч с подлинно высокими образцами искусства, стимулируют интерес человека к искусству, духовной стороне своей жизни. В процессе жизни человека его врожденные биоритмы претерпевают изменения. Поэтому, отмеченный переход интереса человека от легкой, развлекательной музыки к музыке серьёзной, соответствует глубинным жизненным закономерностям. Более того, изменение самого музыкального ряда от дисгармонии к гармонии отвечает естественному стремлению человека достигнуть чувственно-гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
Самым важным и самым эффективным фактором подготовки новых поколений людей к творчески созидательной жизни является обеспечение условий свободного, непринужденного, добровольного вхождения молодого человека в культуру, цивилизацию. Это означает, что окружающие ребенка взрослые – родители и педагоги - должны умело изменять духовную, нравственную атмосферу, в которой он формируется, обучается, воспитывается, получает образование. Отношение человека к музыке во многом зависит от той музыкальной среды, в которой он сформировался, «каким было не столько его музыкальное образование, сколько музыкальное воспитание». Д.Б.Кабалевский говорил, что «главной задачей массового воспитания… является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде на их нравственность».
Репертуар высокохудожественных произведений будет играть реальную воспитательную роль при условии мотивационной готовности учащихся к присвоению содержания (идеи, образа) произведения как личностно значимого.
Таким образом, вывод из анализа следующий:
В качестве важнейшей педагогической задачи стоит необходимость подбора такого репертуара для каждого учащегося, который бы обеспечивал сохранение имеющейся мотивационной готовности и её дальнейшего развития с ориентацией на высокохудожественные образцы музыки.
Задача педагога на уроках фортепиано состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Добиться этого у начинающего заниматься музыкой сложнее, чем в других отраслях искусств, например, в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы.
В основе владения инструментом лежит не какой-либо технический приём, а музыкальное сознание (слух) ученика. На первых этапах активность преподавателя играет решающую роль в учебно-воспитательном процессе: он должен систематически давать материал, своего рода пищу для самостоятельной работы обучающегося. От педагога зависит создание той музыкальной базы, на которой будет строиться общемузыкальное воспитание ученика.
Программа каждого ученика - музыкальная пища растущего организма - должна быть более разнообразной, ученику нужны и легко усваиваемые и требующие больших усилий произведения.
Были определены основные факторы, положительно влияющие на мотивацию занятий музыкой:
1. Увлеченность музыкой:
а) Освоение языка музыки и развитие музыкального вкуса.
б) Доступный на первом этапе, лучше знакомый репертуар.
в) Слушание музыки в концертах, записях, игра педагога.
г) Выступления на концертах, перед классом, родителями.
д) Игра в ансамбле, коллективные занятия.
2. Контакт ученика и педагога:
а) Заинтересованность и благожелательность педагога.
б) Уважение к ученику, желание понять и изучить его личность.
в) Общение с учеником на самые различные темы.
г) Внеклассная работа.
3. Психологические аспекты мотивации:
а) Работа на результат – успешность работы рождает интерес и любовь к ней.
б) Поощрение и помощь ученику в проявлениях инициативы, творческого самовыражения.
в) Использование педагогом факторов, стимулирующих занятия: самолюбия, конкурентности участия в конкурсах. Стимулирование младших учеников игрой продвинутых старших.
г) Поощрение ученика.
4. Работа с родителями:
Заинтересованность родителей занятиями ребенка – это благожелательная домашняя атмосфера, повышающая интерес учащихся к занятиям, поднимающая их престижность.
5. Любовь к своему инструменту.
Любой способ, позволяющий стимулировать занятия музыкой, будет способствовать успешному развитию учащегося, так как создающиеся благоприятные психологические предпосылки не замедлят сказаться на качестве работы.
Помимо факторов, которые положительно влияют на мотивацию занятий музыкой, существуют другие факторы, отрицательно влияющие на мотивацию занятий музыкой:
а) Авторитарные методы преподавания не способствуют развитию личностных качеств ученика. Унифицированный подход лишает ученика возможности самовыразиться, проявить творческую инициативу.
б) Равнодушие. Возникающая у ученика антипатия к педагогу может легко перерасти в аналогичное чувство к музыке, инструменту.
в) Форсированное обучение. Обычно является следствием амбиций педагога, его желанием показать себя. Не справляющийся с объемом и сложностью заданий теряет уверенность в себе.
г) Формализованное отношение педагога к программным требованиям по фортепиано (учебным программа по курсам).
Тот факт, что занятия музыкой – дело чрезвычайно серьезное, сложное, но одновременно и очень интересное, ученик должен понять как можно раньше. Важно также, чтобы в сознании его укрепилось мнение о престижности занятий музыкой, что не так просто сделать при сегодняшнем отношении к культуре в нашем обществе. Профессионализм педагога, участие родителей, создание художественной атмосферы в классе, а также посещение концертов, просмотры музыкальных передач по телевидению, прослушивание записей – все это должно способствовать формированию заинтересованного отношения учащихся к музыке, осознанию её как значительного явления в духовной жизни людей. При таком подходе музыка может стать неотъемлемой частью жизни учащегося.
ВЫВОД: РЕПЕРТУАР – важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке, что, безусловно, не оспаривается никем из педагогов-музыкантов.
Традиционные требования составления репертуара сориентированы лишь на высокохудожественные, классические образцы музыкальных произведений, что заведомо (а приори) оказывается за пределами зоны мотивации музыкальных интересов учащихся.
Вместе с тем, ряд авторов, такие как И.Пуриц, С.Мильтонян, В.П.Анисимов указывают на таких аспектах сохранения мотивации музицирования, как:
1. Доступность, как по содержанию, так и по средствам выразительности.
2. Игра в ансамбле, коллективные занятия.
3. Общение с учеником на самые различные темы, с целью выявления круга личностных интересов учащихся.
4. Обеспечение безусловной субъективной успешности работы учащихся.
ВЫВОД:
Анализируя все услышанное на данном форуме обсуждения проблемы, можно утверждать, что целенаправленная деятельность педагога по составлению личностно-ориентированного репертуара, позволяет обеспечить сохранность мотивации музицирования у учащихся.
В данном случае, мы везде обратили внимание на то, что везде положительную роль играет ансамблевое исполнительство.
Ансамбль (от фр. ensemble — вместе, множество) — означает совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей; излюбленный с давних времен тип музицирования.
Мы живем в эпоху расцвета ансамблевого музицирования. В ансамбле каждый участник старается соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения того или иного музыкального произведения в целом.
Составы инструментальных ансамблей немногочисленны. Каждую партию в них исполняет один музыкант (камерные ансамбли: дуэт, трио, квартет, квинтет и др.). Наиболее распространенные по составу: фортепьянный дуэт, струнный квартет, квинтет духовых инструментов, дуэт скрипки с фортепьяно, трио (скрипка, виолончель, фортепьяно), дуэт вокалиста и пианиста и другие …
Во время совместного музицирования слышна игра каждого из них, что предъявляет особые требования к мастерству исполнителя: он должен обладать особой чуткостью, отзывчивостью, творческой интуицией, подсказывающей определенный настрой в сложной и увлекательной ансамблевой игре с партнерами.
Умение соразмерять свои возможности и возможности другого и называется ансамблевостью исполнения.
Поражает воображение разнообразие форм и направлений коллективного музицирования в профессиональном инструментализме. Все процессы поиска новаций происходят в тесной связи друг с другом, и это является реальным отражением стройности и цельности установившейся образовательной системы, в которой есть место любому проявлению современного музыкального искусства – от «попсовости» шоу – бизнеса до классичности камерного исполнительства. Ансамблевое творчество развивается динамично и стремительно, активно впитывая в себя всё позитивное и перспективное, постоянно открывая что–то неизведанное и стимулирующее дальнейший рост. Ансамблевое исполнительство – это вид концертного музицирования.
Творчество ансамбля многопланово, и участники этого творческого объединения очень хорошо чувствуют дух времени. Поэтому на сцене всегда присутствует разумное сочетание строгой академичности и элементов театрализации. Так, учащиеся, пытаясь проникнуть в «дух» произведения, и донести это представление до слушателей, использовали не замысловатые костюмы (можно обозреть на фото, прилагаемых к данной разработке).
Здесь стоит заметить всеобщую тягу к образцам «лёгкого жанра».
«Лёгкий жанр» – это собирательное понятие, к которому относят и джазовые композиции, и незатейливые эстрадные пьесы – то есть всё, что особо не напрягает сознание слушателя. Социальная функция этого направления может трактоваться по-разному: от целенаправленного привития крайне примитивных вкусов в самых широких слоях общества (эту неблаговидную роль довольно эффективно выполняет шоу-бизнес) до своеобразной помощи неподготовленному слушателю, которому не легко понять классическую, а тем более современную музыку.
Главный отличительный признак «лёгкого жанра» - преобладание ауры развлекательности, которая формируется посредством максимального упрощения всех составляющих звуковой ткани. Доступность, и прежде всего доступность – интеллект может дремать. Незамысловатость фонических символов может быть украшена обострением ритмического начала, повышенной экспрессией, сценической броскостью процесса музицирования.
Преподаватели отделения «Фортепиано» ведут поиски использования репертуарв совершенно разных направлениях, наиболее перспективных и социально обусловленных для повышения мотивации обучающихся. Современный ансамбль – это многоцветие исследуемых тем, звучащих стилей и векторов поиска. Народная музыка, и джаз, различные формы эстрадной музыки и камерное исполнительство – всё находится в стадии движения и устремлённости в будущее.
4 этап. На этом этапе преподаватели обратились к рабочим программ по предмету «Фортепиано» для того, чтобы убедиться в соответствии выводов, сделанных на данном мероприятии со стандартами государственного образца.
Далее из пояснительной записки «Рабочей программы» по предмету «Фортепиано»:
Настоящая рабочая учебная программа разработана в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом Республики Казахстан (ГОСО РК 4.05.083-2009) по техническому и профессиональному образованию (специальности все, которые проходят курс данного предмета по учебному плану).
Предмет «Фортепиано» в колледжах искусств является составной частью профессиональной подготовки учащихся. Данный предмет предусматривает развитие навыков игры на инструменте в объеме, необходимом для их дальнейшей практической деятельности.
Наряду с практическим обучением игре на фортепиано (соло и в ансамбле), чтению с листа, аккомпанированию солисту и хору, исполнению симфонической, оперной, хоровой, камерной музыки в фортепианном переложении, в задачи курса фортепиано входит формирование у учащихся широкого музыкального кругозора, знакомство с лучшими образцами русской, советской, зарубежной музыки, произведениями композиторов Казахстана.
В соответствии с этим курс фортепиано должен включать:
Овладение техникой фортепианной игры
Изучение фортепианных партий
Изучение оперно-симфонических, хоровых, камерно-вокальных произведений в двух и четырехручном переложении
Овладение игрой в ансамбле и аккомпанементом
5этап. После обсуждения вопросов формируем выводы:
Таким образом, на уроках фортепиано в среднем специальном учебном заведении, основная задача преподавателя – «создать почву для развития гармонически развитой личности», у которой потребность в обучении станет неотъемлемой частью ее жизни. Для этого, преподаватель, следуя учебной программе, индивидуальным особенностям учащегося создает условия мотивации обучения игре на фортепиано за счет правильного подбора репертуара, в состав которого включено ансамблевое исполнительство различной формации!